Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2001

Праздники

Светлана Малышева

Праздник числа

Праздник* проходит в кабинете информатики, стулья расставлены вдоль столов с компьютерами, дети садятся лицом к центру класса. Дети входят в зал под песню "Чему учат в школе".

Учитель.

И прекрасна и сильна
Математики страна.
Здесь везде кипит работа,
Все подсчитывают что-то,
Сколько домнам угля надо,
А детишкам шоколада.
Сколько звезд на небесах,
А веснушек на носах.

Дети (хором).

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить!

Учитель.

Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего...

Дети (хором). Математику знать!

Учитель.

И на свете, вы заметьте-ка, друзья,
Нет профессий, где бы нам не пригодилась...

Дети (хором). Математика.

В зал входит Незнайка и Магистр математических наук.

Незнайка.

Ой, что мне делать?
Как мне быть?
Как математику учить?
Тяжела наука эта,
Не осилю никогда!

Магистр.

Я знаменитый математик
И всех чисел командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Сразу числа прилетят!
И тебя они научат,
И тебе они помогут
Математику любить!

Учитель. Он притопнул два раза, он прихлопнул три раза и вскрикнул.

Магистр. Натуральных чисел ряд! Выходите на парад!

У детей, играющих роли чисел, надеты шапочки, на которых наклеены соответствующие цифры. У каждого в руках альбомный лист с соответствующим количеством предметных картинок.

На середину зала выбегает Число "0".

Число "0". Я, я, я первый!

Ученик.

Круглый ноль, такой хорошенький,
Но ты не значишь ничегошеньки!

Число "0" уходит.

Учитель. Дети, а почему (имя ученика) не разрешил Нолику занять место в натуральном ряду чисел?

Дети. Потому, что ноль не является натуральным числом, а натуральный ряд чисел начинается с единицы!

Магистр. Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица!

На сцену выходят "числа".

Число "1" становится первым в строю.

Число "1".

Начинаем представленье, детворе на удивленье!
Познакомимся друзья, единица – это я!
Я умею делать стойку, по канату я хожу!
За собою только двойку на веревочке вожу!

Ученик 1.

Сколько звезд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце – одно на свете.
Только мама – одна на свете.

Магистр.

А вот это – цифра два!
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Число "2" становится в строю вторым.

Число "2".

Два похоже на гусенка
С длинной шеей, клювом тонким.
Два на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнет –
Прямо лебедем плывет.

Ученик 2.

Две сестрицы – две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки –
Левая и правая.
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

Два – это один и один, потому что, если к одному прибавить один, получится два. А если из двух вычесть один – останется один.

Дети объясняют состав числа два.

Магистр.

А вот это – посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка – третья из значков –
Состоит из двух крючков.

Число "3" становится в строю третьим.

Число "3".

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет – проезда нет.
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!

Ученик 3.

Посчитай и посмотри
Хорошенько – Раз, два, три.
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка.
Три зубца у старой вилки.
Три – в тетрадке у Данилки,
Он урок не доучил,
Вот и тройку получил.

Дети объясняют состав числа три.

Магистр. За тремя идут четыре, острый локоть оттопыря.

Число "4" становится в строю четвертым.

Число "4".

Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они – за две минуты.

Ученик 4.

Идет четыре после трех.
Поговорим о четырех.
Четыре времени в году –
Я разговор о них веду.
Зима бела и холодна,
Пушистый снег несет она.
Весна бросает в землю зерна,
А лето трудится проворно.
За летом осень золотая
Несет корзины урожая.

Дети объясняют состав числа четыре с опорой на наглядность.

Магистр.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Число "5" становится в строю пятым.

Число "5".

Я пришла к вам, цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи,
Как считали, повтори!
И один, и два, и три,
А четыре не забудешь?
И четыре говори.
А последний будешь брать –
Говори скорее пять.

Ученик 5.

Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой...

Дети. Пять.

Дети объясняют состав числа пять.

Магистр.

Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Число "6" становится в строю шестым.

Число "6".

Ребята, продолжаем счет...
Вслед за пятеркой шесть идет.
Есть в доме у меня сосед,
Ему исполнилось шесть лет.
Он любознателен, умен,
Еще не ходит в школу он,
Но знает буквы все подряд.
Прочел букварь и очень рад.
Он маме с бабушкой сказал:
– Я первоклассников догнал.

Ученик 6.

Шесть котят есть хотят.
Дай им каши с молоком,
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.

Дети объясняют состав числа шесть с опорой на наглядность.

Магистр.

Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.

Число "7" становится в строю седьмым.

Число "7".

Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре семь?
Семь исполнилось Сереже,
Стал умнее он и строже,
Пролетит за годом год,
В класс седьмой он перейдет.

Ученик 7.

Семь ночей и дней в неделе,
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.

Дети объясняют состав числа семь.

Магистр.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Число "8" становится в строю восьмым.

Число "8".

Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?

Дети. Восемь.

Ученик 8.

Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.

Дети объясняют состав числа восемь.

Магистр.

Цифра девять иль девятка –
Цифровая акробатка.
Если на голову встанет –
Цифрой шесть девятка станет.

Число "9" становится в строй девятым.

Число "9".

Девять, как и шесть – гляди,
Только хвост не вверх, а вниз.

Дети объясняют состав числа девять.

Магистр.

Ноль встает за единицей –
Число десять на странице!

Число "10" становится в строю десятым.

Число "10".

За девятью идет десятка.
Ты это знаешь? Молодец!
Сочти все пальцы по порядку –
И счету нашему конец!

Дети объясняют состав числа десять.

Учитель. Уважаемый магистр! Все было очень хорошо. Твои числа умеют читать стихи и знают состав чисел. А вот умеют ли они решать задачи?

Учитель читает задачи в стихотворной форме, дети решают устно.

Незнайка. Вот это да! Как хорошо считают и задачи решают! Обещаю с вами крепко подружиться! Я очень хочу всему научиться!

Учитель. На нашем празднике присутствует еще один гость – Числовой луч. Прежде чем пригласить его сюда, скажите, чем отличается луч от отрезка?

Дети отвечают.

Входит Числовой луч. У него в руках бумажный рулон (из обоев) с наклеенным на него лучом из цветной бумаги, без делений и чисел.

Числовой луч.

Числовой я луч веселый!
Познакомимся, дружок!
И сложенье, и вычитанье
Ты усвоишь назубок!
Ой-ой-ой!

Магистр. Что случилось?

Числовой луч.

Пока на праздник к вам бежал,
Все цифры растерял!

Магистр. Дорогой Числовой лучик, не переживай! Ты попал в класс, где все дети очень любят математику. Проходи, а мы тебе поможем привести все в порядок.

Числовой луч раскатывает на полу длинный рулон бумаги с наклеенным на него цветным лучом.

Пока Магистр раздает своей команде (числам от 0 до 10) большие счетные палочки (полоски цветного картона) и карточки с цифрами, Незнайка достает из кармана свои счетные палочки с цифрами и расставляет их на бумажном луче на разном расстоянии и в разном порядке.

Магистр. Незнайка! Ты разве не знаешь, что расстояние между делениями должно быть одинаковым и числа должны идти в порядке увеличения на единицу. Ребята, давайте покажем Незнайке, как правильно расположить цифры на числовом луче.

Дети отмеряют на числовом луче одинаковое расстояние между делениями при помощи линейки, раскладывают карточки с цифрами.

Магистр. Незнайка, теперь ты запомнил, как правильно строить числовой луч? А теперь посмотри, как мы научились складывать и вычитать числа при помощи числового луча.

На середину класса выходит ученик, становится ногами на бумажный рулон рядом с точкой 0.

Ученик 1. Мне надо к числу 0 прибавить 2. Делаю два шага вперед: один, два. Читаю ответ: 2.

Ученик 2. Мне надо увеличить число 2 на 3. Встаю на точку 2, делаю три шага вперед: один, два, три. Читаю ответ: 5.

Ученик 3. Мне надо к числу 5 прибавить число 4. Встаю на точку 5, делаю четыре шага вперед: один, два, три, четыре. Читаю ответ: 9.

Ученик 4. Мне надо из числа 10 вычесть 3. Встаю на точку 10, делаю в обратном направлении три шага: один, два, три. Читаю ответ: 7.

Все ученики класса составляют выражения на сложение и вычитание в пределах десяти, проходят по числовому лучу, говорят ответ.

Самым последним выходит Незнайка, составляет выражение, при помощи детей справляется с заданием.

Учитель. Я вижу, что мои ученики прекрасно усвоили сложение и вычитание в пределах десяти. Давайте проверим эти знания при помощи числовых линеек.

Учитель задает примеры, дети передвигают бегунок на картонных линейках с цифрами, находят правильный ответ, поднимают линейку, показывают ответ учителю.

Учитель. Молодцы! Вы все справились с заданием на "отлично". Желаю вам дальнейших успехов в увлекательном путешествии по стране Математика. А чтобы веселее было в пути, не забудьте взять с собой хорошее настроение и веселую песню.

Дети исполняют песню "Дважды два – четыре". Затем садятся за компьютеры, в которые предварительно загружена обучающая программа по математике. После выполнения задания на компьютерах, дети выходят из кабинета под песню "Вместе весело шагать".

Светлана МАЛЫШЕВА,
зам. директора школы № 13,
г. Новый Уренгой
Рисунки Н. Трениной

____________________________________________________
* Праздник проводится по окончании изучения состава числа 10.