Дорогой
олимпийского огня
Игра-путешествие
2–3-е классы
Цели. Познакомить учащихся с
историей Олимпийских игр, различными видами
спорта; расширять кругозор детей; развивать их
внимание, мышление, речь; воспитывать волевые
качества личности.
Ход игры
I. Путешествие начинается
Учитель. Угадайте, кто у нас
сегодня в гостях?
Меня в лицо вы знаете,
И, верность мне храня,
С восторгом принимаете
Повсюду вы меня.
Шагаю с вами в школу я,
Встречаю у двора –
Забавная, веселая и шумная...
Дети. Игра.
У. Ho нас сегодня ожидает не
просто игра, а путешествие. И как в любом
путешествии у нас будут свои остановки.
Посвящена же наша игра будет всенародным
Олимпийским играм – празднику сильных, смелых и
мужественных. Я пока не буду раскрывать тайну
всех наших остановок. Но начнем мы с горы Олимп.
Учитель открывает первую
страницу карты-книжки путешествия.
По мере путешествия книжка
раскрывается, и на каждой странице "зажигается
факел".
II. Гора Олимп
Учитель рассказывает историю
Олимпийского движения, используя иллюстрации,
слайды.
У. В Древней Греции 28 веков
назад стали устраивать состязания атлетов в
силе, ловкости и быстроте. Самые знаменитые
спортивные состязания в городе Олимпии получили
название Олимпийских игр. Поначалу олимпийцы
состязались только в скорости бега. Но со
временем в программу олимпийских соревнований
вошли также борьба, пентатлон (пятиборье: бег,
прыжки в длину, метание диска, метание копья и
борьба). Проходили даже кулачные бои и гонки на
колесницах. На олимпийских празднествах
устраивались и конкурсы искусств: поэты читали
стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы
прославляли победителей.
Второе рождение Олимпийских игр произошло уже в
1896 году в Афинах, где состоялись международные
спортивные состязания. В наше время стали
проводиться и зимние Олимпийские игры, которые
называются Белыми Олимпиадами.
В память о первых олимпиадах за несколько дней до
открытия очередных игр в греческом городе
Олимпии стартует факельная эстафета. Зажженный
факел начинает долгое путешествие к
олимпийскому стадиону – на самолетах и поездах,
автомобилях, велосипедах, мотоциклах. И вот факел
в руках бегуна. Спортсмен поднимается к огромной
чаше "светильника", установленного на
стадионе, и зажигает олимпийский огонь, который
не гаснет, пока продолжаются Игры.
III. Тир "Попади в цель"
(конкурс загадок)
У. Ну, а мы продолжаем наше
путешествие и "зажигаем" факел у необычного
тира "Попади в цель". Ребята, а вы любите
заниматься спортом? Какой вид спорта вам больше
по душе? Почему?
Ответы детей.
– Итак, конкурс загадок.
Класс разбивается на три
команды; правильно отгаданная загадка – жетон.
Какая команда наберет больше жетонов, та и
победитель.
Руками трогать не дают,
Зато ногами ловко бьют.
(Футбольный мяч)
В небо ласточкой вспорхнет,
Рыбкой в озеро нырнет.
(Прыгун в воду с вышки)
Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится.
(Лыжник)
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)
Два коня у меня, два коня
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки, лед)
Упадет – поскачет,
Ударишь – не плачет.
(Мяч)
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)
Хоть надут он всегда,
С ним не скучно никогда.
(Мяч)
В конце "состязания" –
подсчет жетонов.
IV. Турнир любознательных
"Знаешь ли ты?.." (спортивная викторина)
У. Впереди нас уже ожидает
"Турнир любознательных". Первое состязание
"Угадай, какому виду спорта принадлежат эти
предметы?"
На столе у учителя: мяч, очки
(плавание), шайба, мел (тяжелая атлетика),
теннисный шарик (настольный теннис), боксерская
перчатка (бокс), шест (легкая атлетика).
Учитель показывает предмет, дети называют вид
спорта.
У. С первым заданием вы
справились. Второе состязание "Зажги факел".
Вы должны ответить на вопросы. Итак, как часто
проводятся олимпийские игры?
Д. Один раз в четыре года.
У. Какой вид спорта первым был
включен в программу олимпийских состязаний?
Д. Бег.
У. Как называются зимние Олимпийские игры?
Д. Белые Олимпиады.
У. В каком году в Москве проходила олимпиада?
Д. В 1980 году.
У. В каком городе берет свое начало факельная
эстафета?
Д. В городе Олимпия.
У. Какие виды спорта в Древней Греции входили в
пятиборье?
Д. Бег, прыжки в длину, метание диска, копья,
борьба.
У. Назовите игрушку – символ олимпиады в
Москве?
Д. Мишка.
У. Третье состязание "Знаешь ли ты..." Я
буду читать отрывки, а вы должны определить, о
каком виде спорта я рассказываю.
Состязание проводится на
короткой, но очень извилистой трассе,
размеченной десятками так называемых ворот –
попарно расставленных красных, синих или желтых
флажков. Спортсмен обязан пройти все ворота,
иначе он выбывает из соревнования.
Д. Горнолыжный спорт,
слалом.
У. Играют на прямоугольном поле, посреди
коротких сторон, напротив друг друга
устанавливается двое ворот. Цель игры – провести
в ворота соперников мяч. Ее так и называют
"игра в мяч только ногами".
Д. Футбол.
У. В своем спортивном снаряжении эти игроки
напоминают средневековых рыцарей, закованных в
стальные латы. Они надевают наплечники,
налокотники, щитки-наколенники, кожаные
перчатки, шлем. Иначе нельзя – неизбежны
столкновения на большой скорости, падения и
удары о борт.
Д. Хоккей.
У. В переводе с английского языка название
этого вида спорта обозначают два слова:
"корзина" и "мяч".
Д. Баскетбол.
У. Это вид борьбы, в котором разрешается делать
подножки, подсечки, захватывать соперника руками
ниже пояса.
Д. Вольная борьба.
У. Как называются велосипедные гонки на
местности?
Д. Велокросс.
У. Вот мяч почти опустился на землю, один из
игроков падает и успевает поднять его в воздух.
Второй игрок посылает мяч третьему, стоящему у
сетки, и тот, высоко подпрыгнув, сильно бьет через
сетку...
Д. Волейбол.
У. Четвертое состязание. Вам нужно за пять
минут сделать символ одного из видов спорта.
Пример вы можете увидеть на доске.
На доске.
Перед каждой командой щит,
детали и клей с кисточкой.
V. "Стадион в комнате"
Дети участвуют в
мини-олимпиаде.
1. Представители команд
кладут на головы мешочки с песком. Их задача –
пройти до линии финиша (12–15 м), не уронив
мешочек, и вернуться обратно. По дороге (туда и
обратно) надо подняться на стул и сойти с него, а у
финиша (после поворота) присесть на корточки и
подняться. Мешочек придерживать рукой не
разрешается. Побеждает тот, кто, не уронив
мешочек, вернется первым.
2. Представители команд получают по воздушному
шарику и выходят к линии старта. Их задача, слегка
подбивая рукой шарик, пройти с ним 15 м, обойти
стоящий там стул и вернуться обратно. Побеждает
тот, кто вернется первым, не упустив шарик.
3. Каждая команда выделяет двух мальчиков. Они
должны встать спиной друг к другу и соединить за
спиной руки. По сигналу все пары одновременно
начинают двигаться к финишной черте, причем в
каждой паре один идет лицом вперед, а другой –
спиной вперед. При возвращении тот, кто двигался
вперед лицом, теперь пятится назад и наоборот.
Побеждает пара, быстрее вернувшаяся к линии
старта.
4. Каждая команда выбирает двух игроков. Перед
ними в 10 шагах ставят стул и кладут на него
шахматную доску, рядом с ней комплект шашек (12
темных и 12 светлых). Первые игроки бегут к стулу,
выбирают шашки одного цвета и раскладывают их в
соответствующих местах на одной стороне доски,
после этого вторые игроки бегут к стульям и
раскладывают остальные шашки на другой стороне
доски. Побеждает пара, первой выполнившая
задание.
5. Участвуют команды в полном составе. Они
выстраиваются в колонны по одному на расстоянии
2–3 шагов одна от другой. Первые номера в каждой
команде получают по мячу. По сигналу они начинают
передачу мяча: первый передает мяч над головой
второму, второй, наклонившись, передает мяч между
ногами третьему, тот, в свою очередь, передает мяч
над головой следующему и т.д. Последний, получив
мяч, бежит с ним вперед, становится впереди
колонны и продолжает игру. Побеждает команда
первой завершившая игру (то есть, когда игрок,
начавший передачу, вновь окажется во главе своей
колонны), если во время игры не было нарушения
правил.
VI. Награждение победителей
У. Вот наша "факельная
эстафета" и подошла к концу. А любые спортивные
состязания заканчиваются награждением
победителей.
Учитель подсчитывает жетоны,
полученные во время состязаний, и награждает
участников памятными открытками.
Игра-путешествие
заканчивается песней "В хоккей играют
настоящие мужчины" или любой другой песней на
спортивную тематику.
Наталья
ТИХОНОВСКАЯ,
учитель средней школы № 4,
п. Нахабино, Московская обл.
Рисунки Н. Трениной