Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2001

Учителю на заметку

Елена Жадобко

Елена ЖАДОБКО

Организм человека

в познавательных задачах и вопросах на уроках природоведения

Введение

Уроки природоведения, посвященные организму человека и охране здоровья, проходят в начальной школе в различных классах в зависимости от принятой программы.
Действующие учебники природоведения вторых-четвертых классов (в зависимости от принятой программы) содержат информацию о строении тела человека, его органах.
Так, раздел учебника Л.Ф. Мельчакова, М.Н. Скаткина "Организм человека и охрана здоровья" нацелен на формирование понятий о строении человека, его скелете, мышцах, органах пищеварения, дыхании, кровообращении, выделении, нервной системе, органах чувств.
Изучение темы "Будем беречь здоровье" по учебнику А.А. Плешакова способствует формированию представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены.
Учебник "Естествознание-3" Н.Я. Дмитриевой, И.П. Товпинец целиком посвящен формированию у младших школьников анатомо-физиологических, гигиенических понятий.
Тексты учебников сопровождаются вопросами, заданиями, описаниями практических работ, большинство из которых направлено на воспроизведение учащимися информации, полученной ими при чтении учебника или при слушании объяснения учителя.
Репродуктивный характер вопросов и заданий, к сожалению, не развивает мыслительную деятельность школьников. То есть вопросы не создают проблемной ситуации. Тогда как формирование многих конкретных анатомо-физиологических понятий происходит успешнее на тех уроках, где решаются проблемные задачи.
Умению применять свои знания в нестандартных ситуациях, использовать учебный прием переноса знаний к другому объекту или на другие задания необходимо обучать уже с младшего возраста.
В доказательных ответах учащиеся имеют дело с самостоятельными обобщениями и конкретизацией понятий, анализом-синтезом, сравнением и систематизацией знаний.
Важную роль в повышении умений доказывать играет для учащихся решение познавательных задач, размышление над проблемными вопросами.
Под задачами понимают такие учебные задания, в которых от учащихся требуется найти ответ на вопрос исходя из условий задания. Решение анатомо-физиологических задач может идти не только словесным путем, но и состоять из практических действий, опытов, наблюдений. Так, например, решение задачи, нацеленной на формирование понятия "работа органа слуха", предполагает постановку учащимися несложного опыта с металлической ложкой и бечевкой (задача 6 в разделе "Нервная система. Органы чувств"). В ходе решения данной задачи учащиеся убеждаются, что частицы воздуха периодически давят на барабанную перепонку, вызывая ее колебания и т. д.
Во всех задачах основными умственными приемами являются установление причинно-следственных связей и конкретизация определенных понятий. Так, в ходе решения приведенной выше задачи у учащихся конкретизируются такие понятия, как "механизм слуха", "орган чувств, слуха – ухо", "строение уха (наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо)".

В работе над задачей полезно предложить учащимся следующую памятку.

1. Что известно?
2. О каких известных явлениях идет речь?
3. Что происходит при этом явлении по условию задачи?
4. Какова причина описываемого явления? Одна причина или несколько причин?
5. Найдя причины, можно ли ответить на вопрос задачи?

Содержание подобной памятки помогает учащимся логически рассуждать. Например, размышляя над задачей о "странном поведении" кожи на холоде и во время жары (задача 1 в разделе "Кожа"), учащиеся выстраивают следующую логическую цепочку:

1. Что известно?

  • Наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека.
  • Кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нем жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.

3.Что происходит при этом явлении по условию задачи?

  • На холоде кожа бледнеет.
  • Во время жары кожа краснеет.

4. Почему это происходит?

  • На холоде кровь устремляется в глубь тела, чтобы согреть внутренние органы. И кожа бледнеет.
  • Во время жары кровь поступает в капилляры на поверхности кожи. При этом из тела удаляется избыток тепла.

Безусловно, что на каждом уроке применять такие задачи, вопросы не обязательно. Анализируя условия задачи, надо прежде всего так ставить вопросы, чтобы стали видны причины и следствия каких-либо явлений.
Оценку качества решения задач на установление причинно-следственных связей целесообразно проводить по следующим параметрам: нахождение главной и второстепенных причин явления, указание на конкретные и общие следствия.
По содержанию применяемые на уроках природоведения и естествознания анатомо-физиологические познавательные задачи очень разнообразны. Часть их требует для своего решения чисто теоретических знаний, а часть основана на результатах наблюдений практического характера.
Решение "теоретических" задач способствует конкретизации основных природоведческих понятий, которые следует распознавать в различных жизненных ситуациях. Например, в ходе решения задачи об изменении роста человека утром и вечером (задача 4 в разделе "Скелет") конкретизируется такое сложное анатомическое понятие, как "строение позвоночника, его функции".
Познавательные задачи могут быть связаны с самонаблюдениями. Они чаще всего имеют количественный характер, так как предусматривают измерения, подсчеты и т. п. Многие наблюдения могут быть даны в форме задач, позволяющих осмыслить физиологические явления и выявить причины и следствия на собственном организме.
Так, размышляя над задачей 2 (раздел "Мышцы"), предусматривающей измерение толщины своего плеча, учащиеся делают вывод о том, что у ребят, занимающихся спортом, мышцы плеча более развиты.
Едва ли не самыми значимыми в курсах природоведения, естествознания являются задачи на связь теоретических знаний основ анатомии и физиологии человека с личной и общественной гигиеной.
Например, вдумываясь в смысл пословицы "Кто хорошо жует, тот долго живет" (задача 15 в разделе "Пищеварение"), учащиеся делают вывод о том, что плохо пережеванная пища медленно переваривается и вызывает заболевания органов пищеварения.
А анализируя афоризм Л.Н. Толстого: "Наблюдай за своим ртом: через него входят болезни" (задача 11 в разделе "Пищеварение"), учащиеся вспоминают известные им правила питания: пища должна быть приготовлена из доброкачественных продуктов, чтобы не вызвать пищевое отравление; сырые овощи и фрукты необходимо мыть перед едой; строго соблюдать правила личной и общественной гигиены и др.
Работая над решением познавательных задач, нужно уделять большое внимание приему переноса знаний и умений на другие объекты и в другие ситуации. Психологи не случайно придают большое значение проблеме переноса знаний как показателю глубины и сознательности усвоения материала.
Так, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн считали одним из признаков высокого умственного развития учащихся способность переносить знания на новые задания.
При решении познавательных задач, требующих переноса знаний, иногда для более слабых учащихся необходимо уточнять условия задачи, находить существенные признаки объектов, о которых идет речь в задаче.
По мнению Е.П. Бруновт, мобилизация ряда анатомо-физиологических понятий требуется в тех случаях, когда ученикам нужно решать учебные задачи, самостоятельно выбирая из своего запаса знаний нужные факты и понятия.
Такая актуализация знаний является наиболее важной, высшей формой переноса знаний. Применяется она при решении более сложных проблемных задач в ходе объяснения учителем нового материала, при проверке знаний. Например, задача о различном составе крови жителей гор и равнинной местности (задача 6 в разделе "Кровь. Кровообращение"), задача об английских моряках-"лимонах" (задача 21 в разделе "Пищеварение") и др.
Выполнение таких заданий служит показателем общего высокого умственного развития учащихся.
Важным структурным элементом пособия являются рисунки. Они нацелены на раскрытие основных идей познавательных задач, обеспечивая их наглядное выражение (тексты задач, сопровождающиеся рисунками, отмечены *).
При работе с иллюстрациями у учащихся конкретизируются общие представления, формируются умения находить в рисунках необходимые объекты, их части, сравнивать изображенные объекты, обобщать, делать выводы.
В заключительной части пособия помещены ответы, которые учитывают биологические закономерности природных сообществ.

Скелет

1. Без костей наше тело было бы мягким, как желе. Скелет поддерживает тело и защищает мягкие внутренние органы. Но в то же время скелет чем-то напоминает марионетку: стоит кукольнику выпустить из рук ее нити – и она рухнет. Почему же скелет в нашем теле все-таки сохраняет нужное нам положение?
2. Подобно стальным балкам, размещенным с учетом точных инженерных расчетов, расположены в костях крепкие перегородки. Да и само строение кости напоминает своды моста. Интересно, что в средние века при строительстве мостов рекомендовалось добавлять в известковый раствор сырые яйца и даже молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молочные продукты. Объясните, в чем секрет этих рекомендаций.
3. Разрешите спор двух учеников. Один из них утверждает, что кость – это сложный живой орган, а другой отрицает это. Кто из учеников прав и почему?
4. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.
5*. Много лет назад в одном из французских городков во время циркового представления зрителям был продемонстрирован необычайный аттракцион. На сцену поднялся человек. Ведущий приставил к нему вплотную шест, длина которого точно совпадала с ростом артиста. На глазах потрясенных зрителей артист за минуту вырос прямо на глазах на 10 см и стал заметно длиннее шеста. Потом постепенно "вернулся" к своему первоначальному росту. Как циркач смог заставить свое тело вытянуться в высоту?
6*. Соединения костей нашего тела отличаются высокой подвижностью, обеспечивают гибкость тела. Многие акробаты, артисты цирка изумляют нас своими удивительными выступлениями. Порой нам кажется, будто их тело "без костей". Чем можно объяснить необыкновенную гибкость некоторых людей?
7. Нередко о профессии человека можно судить по внешнему облику. Однако врачи считают, что не только во внешних чертах, но и в строении скелета существенно отражается трудовая деятельность. Докажите правомерность такого утверждения.
8*. Могут ли куры съесть каменный дом? Оказывается, что могут. Вблизи птицефермы стоял полуразрушенный дом, и куры постоянно долбили его стены, покрытые штукатуркой. Чем объяснить такое поведение птиц?
9. Почему кости называют "складом" минеральных веществ?
10. Известно, что у гимнастов очень гибкое тело, они без особых усилий делают "мостик", изгибают дугой свой позвоночник. Руки же человека сгибаются только в плечах, локтях, кисти, а ноги – в бедре, колене, стопе. Объясните, почему руки и ноги не могут сгибаться дугой так же, как позвоночник.
11. Почему так важно сохранять правильную осанку?

Мышцы

1. Почему мышцы назвали мышцами?
2. Третьеклассники одинакового роста измерили сантиметром толщину своей вытянутой руки выше локтя, в самом утолщенном месте. Результаты оказались разными. Объясните, почему.
3. Объясните смысл старинного изречения: "Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменить действия упражнений".
4. Порой нам кажется удивительной способность мышц поднимать груз, в тысячи раз превосходящий их собственный вес! Сила мышц, лежащих на передней поверхности плеча и сгибающих предплечье, составляет около 150 кг, а для мышц, лежащих на задней поверхности бедра и сгибающих голень, – 480 кг! Почему же тяжести, которые может при этих движениях поднять человек, значительно меньше?
5*. Собаку заставили бегать в клетке-барабане. Ежедневно она пробегала 24 км, нормально питалась и даже прибавила в весе. Но когда количество сахара в ее пищевом рационе уменьшили, работоспособность животного упала. Собака стала пробегать только 18 км, убавила в весе. Объясните, почему.
6*. Поспорили два ученика. Один утверждал, что ведро с картошкой лучше нести без отдыха: попеременно правой или левой рукой. Другой говорил, что лучше нести одной правой рукой, а потом, отдохнув полминуты, груз нести этой же рукой. Кто из них прав? Почему?
7*. Почему мышцы иногда устают?
8. Почему мышцу можно назвать живым двигателем нашего организма?
9. Почему так трудно долго стоять или сидеть на одном и том же месте?
10. Известно, что главные "силачи" нашего организма – это мышцы. Они прикреплены к скелету с помощью сухожилий и заставляют его двигаться. Но почему мышцы красного цвета, а сухожилия – белые?

Кожа

1. Наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека. Кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нем жидкости и препятствует проникновению в организм вредных веществ. Очень "странно ведет себя" кожа на холоде – она бледнеет, во время жары – краснеет. Почему это происходит?
2*. Во время жары приятно выпить стакан холодного лимонада. Но в странах Азии в самый зной принято пить горячий чай. Почему? Объясните смысл этой традиции.
3*. Температура тела здорового человека равна 36,6 оС. Нам не холодно при температуре воздуха +18оС и очень жарко при +30оС. Во время купания, наоборот, при температуре воды +30оС человек чувствует себя нормально, а при +18оС ему холодно. Почему?
4*. Почему после бани легче "дышится"?
5. Один человек решил попариться в горячей ванне, при температуре воды + 60оС. Другой – в сауне, при температуре воздуха гораздо выше +60оС. В первом случае произошло перегревание организма, человек получил ожоги кожи. Во втором случае человек чувствовал себя нормально. Почему?
6*. Расчеты ученых показали, что за один час игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 оС. На практике этого не происходит. Почему?
7. Оставаясь долгое время в сырой одежде, можно простудиться даже в теплый летний день. Почему?
8. Когда человеку холодно, почему у него появляется "гусиная кожа"?
9*. Одно время в цирках показывали аттракцион. Человек входил в жарко натопленную печь, держа в руке кусок сырого мяса. Спустя некоторое время он выходил невредимым, держа в руках зажаренное мясо. В чем секрет этого аттракциона?
10. Почему, если человек сильно пропотел, ему необходимо вытереться насухо и держаться подальше от сквозняка?

Дыхание

1. Известно, что человек может прожить без пищи более месяца, без воды – 10 дней. Без кислорода жизнь угасает через 4–7 мин! Почему потребность в кислороде оказывается острее, чем в пище и воде?
2*. Почему носовую полость можно назвать фильтром, печкой, контролером, сторожевым постом организма?
3. Почему органы дыхания часто называют воздушными воротами в организм?
4. Объясните смысл следующего гигиенического правила.

Нельзя человека
Закупорить в ящик.
Жилище проветривай
Лучше и чаще.
                (В.Маяковский.)

5. В легких находится около 300 млн легочных пузырьков альвеол. Если разложить на поверхности все альвеолы, то они займут площадь, на которой можно разместить теннисный корт! Огромна и общая поверхность альвеол. Объясните, с чем это связано.
6. Известно, что нетренированные люди даже при небольшой физической нагрузке начинают учащенно дышать. Тренированные люди дышат ровно и глубоко даже тогда, когда совершают тяжелую физическую работу. Объясните, почему это происходит.
7. Представьте, что вы находитесь под водой, а там, естественно, нельзя сделать вдох – это представляет угрозу для вашей жизни. Почему через некоторое время вы все равно вынуждены сделать вдох, даже если при этом можно захлебнуться и утонуть?
8. Проделывая огромную работу, легкие при дыхании расширяются и сжимаются. Но ведь наш орган дыхания – легкие – не имеют мышц. Благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься?
9. Известно, что тренировка дыхания (дыхательные упражнения) оказывает благоприятное влияние на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний. Специалист в области физической культуры профессор И.М. Саркизов-Серазини пишет, что дыхательная гимнастика является источником молодости и долгой жизни без болезней, что "...в дыхательных упражнениях заключены многие источники оздоровления пожилых людей". Объясните смысл этого высказывания.
10*. В своих приключенческих романах Ф.Купер описывает, как индейцы, прячась от врагов в неглубоких водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Почему дышать таким способом невозможно на глубинах более 1,5 м?
11*. Почему человек храпит? Найти ответ на этот вопрос вам поможет простой опыт: вырежьте из вощеной бумаги квадрат со стороной 15 см, возьмите его за края и прислоните к губам, спойте песенку. Потом сделайте все то же самое, но уже без бумаги. Без бумаги ваша песня звучит естественно, а с бумагой появляется странный вибрирующий звук, как во время храпа, хотя вы не спите. Объясните, что происходит.
12*. Разрешите спор двух учеников. Один считает, что при вдохе легкие расширяются и потому в них входит воздух. Другой – что воздух входит в легкие, вызывая их расширение. Кто из учеников прав?
13. "...мы несемся вниз по воздушной трубе к легким. Смотри, какая красота кругом! Стенки тоннеля мерцают от легких волн, бегущих снизу, как будто ковыльное поле колышется. Но это не ковыль, а малюсенькие реснички, которые быстро-быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают наружу прорвавшуюся сюда через все барьеры пыль. Без этих маленьких ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли.

– О-го-го! Значит, легкие – это мешки такие?
– Не совсем, хотя внутри у них триста миллионов крохотных наполненных воздухом мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы" (Юдин Г. Главное чудо света. – М.: Педагогика, 1991).
Почему легкие можно сравнить с "виноградными деревьями"?

14. Существует множество выражений со словом "нос": "не суй свой нос в чужой вопрос", "водить за нос", "оставить с носом", "не видеть дальше своего носа", "заруби себе на носу" и т. д.  А что умеет нос? Для чего он нужен?
15. Почему дышать необходимо через нос?
16. Почему так ценно для человека чувство обоняния?

Пищеварение

1. И.П. Павлов такими словами выразил сущность пищеварения: "Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела". Какие "завод", "учреждения", "магазины" имел в виду великий ученый?
2. У человека внутренние стенки кишечника имеют 800–900 поперечных складок. Почему слизистая пищеварительного канала имеет такую складчатую поверхность?
3. Объясните смысл известной пословицы: "Когда я ем, я глух и нем".
4*. Нередко перед едой бывает принято употреблять легкую закуску, например кусочек селедки с растительным маслом и хлебом. Объясните пользу этой традиции.
5. По собственному опыту многие, наверное, знакомы с ощущением тяжести в желудке после приема обильной и жирной пищи. Почему это происходит? Что бы вы посоветовали любителям поплотнее покушать?
6*. Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища, кишечника собаки – в 4,5 раза, овцы – в 24 раза. С чем это связано? Объясните.
7. Человек принимает в основном пищу после кулинарной обработки. То есть в пищеварительном канале продолжается процесс, начатый еще вне организма – на кухне. Объясните, почему тщательное пережевывание, то есть размельчение даже такой подготовленной пищи, перемешивание ее со слюной и превращение в мягкий эластичный комок, является важным условием для переваривания ее в желудке.
8. Почему у людей с плохими зубами и у тех, кто неправильно принимает пищу (плохо пережевывает), очень часто встречаются хронические заболевания желудка (катары) и даже язвенная болезнь?
9. Нужно ли жевать жидкую манную кашу? Ответ поясните.
10. Один из девизов йоги гласит: пить твердую пищу и жевать жидкую. Каков, по-вашему, смысл этого высказывания?
11. "Наблюдай за своим ртом: через него входят болезни" (Л.Н. Толстой). Каким известным вам правилам питания соответствует приведенный афоризм?
12*. Народная мудрость гласит: "Избыток пищи съедает того, кто ее съел". Как вы это понимаете?
13. Печень образно называют химической фабрикой, продовольственным складом, диспетчером-контролером организма, печкой нашего тела. Что лежит в основе таких образных выражений?
14. У человека обнаружили болезнь почек, а врач рекомендует ему лечить зубы. Объясните, чем вызвана данная рекомендация врача.
15. В народе недаром говорят: "Кто хорошо жует, тот долго живет". Почему плохо пережеванная пища медленно переваривается и вызывает заболевания органов пищеварения?
16*. В истории известен такой интересный факт. В Древней Индии во время суда подсудимому предлагалось съесть горсть сухого риса. Если обвиняемый его съедал, то считалось, что он не виновен. Если нет, то виновен. Как можно объяснить такое "испытание рисом"?
17. Почему зубная эмаль может растворяться?
18. Почему микроорганизмы способствуют растворению зубной эмали?
19. Почему при разрушении зубов может возникнуть сильная боль?
20. Почему нельзя питаться только одним хлебом?
21*. Начиная с XVIII в. моряков английского флота называют "лимонами", и все потому, что во время длительных плаваний им было приказано ежедневно пить лимонный сок. В связи с чем существовал такой приказ?
22. Жил-был один сказочный король. У него была красавица дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда...
Какая случилась беда с принцессой? Почему это произошло? Можно ли вылечить принцессу? Какие советы мы дадим?
23. "Вся еда, какая бы она сложная ни была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносливом и красным перцем, с гарниром из соленых грибов, печени молодого удава и трех ломтиков лимона, состоит всего из трех главных частей..." О каких трех главных частях нашей пищи идет речь в книге Г. Юдина "Главное чудо света"?
24. "Всю жизнь одно и то же! Как им не надоест? Не надоест же паровозу есть один уголь. Ему совсем не важно, вкусный этот уголь или нет! Важно, что от его сгорания появляется энергия, которая толкает паровоз вперед... Так и нашей клетке, важно чтобы в ее топке горела не бумага, а уголь. И таким углем для нее будут..." (Юдин Г. Главное чудо света).
Какой же "уголь" нужен организму, чтобы вырабатывалась энергия? Где он его получает?
25. Есть у нас такой важный орган, как язык. "Стоит" он на "посту" и все входящее пробует на вкус. "А ну-ка, попробуем тебя кончиком на сладость... Не сладкий... Попробуем корнем! Не горький! А если бочком? Кисленький! Здравствуйте, гражданин лимон, давно ждем! Позвольте вас посадить на зубок? Так, а вы кто будете? Не сладенький, не кисленький... А ну-ка корнем?.. Горький, как отрава! Попрошу на выход! Горьким огурцам вход воспрещен!" (Юдин Г. Главное чудо света).
Представьте, что у языка не было бы вкусовых сосочков и человек не чувствовал бы, что он ест. Что могло бы произойти?
26. Почему слюну называют очень важным компонентом пищеварения? Почему без слюны мы не могли бы съесть даже самого маленького кусочка хлеба?
27. Существует пословица, придуманная в Китае: не приготовленная пища ждет человека, а человек ожидает, когда пища будет готова, и сразу все ест. Как вы понимаете эту древнюю пословицу?
28. Позади полости рта и полости носа расположена глотка. В нижней части она разделяется на пищевод и гортань. Скромно и незаметно глотка делает очень большую работу! Почему глотку можно сравнить с начальником железнодорожной станции?
29. Вы замечали, что при глотании у человека "захватывает дух" (мы перестаем дышать)? Почему это происходит?

Кровь. Кровообращение

1*. В одной книге об организме человека было сказано: "В каждую секунду в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание". Что подразумевается под "кораблями" и "гаванями"?
2. "Красные кораблики сквозь тончайшие стенки капилляров менялись с клетками. И как-то странно менялись. Ярко-красные кораблики привезли свежий кислород, белки для строительства новых клеток, углеводы для топлива, жиры, а взамен... Взамен они получили какие-то огрызки: никому не нужный углекислый газ, который мы выдыхаем, да еще отходы от еды, топлива, стройматериалов. Одним словом – отбросы.
Ярко-красные кораблики, загрузив отходы, стали темно-красными. Пока везли чистый кислород, они были красными, яркими, везли жизнь! Получили отходы и яд, стали темными и не очень нарядными. Но они довольны своим обменом" (Юдин Г. Главное чудо света).
О каких корабликах идет речь в этом тексте? Куда везут отходы темно-красные кораблики? Почему они "довольны"? Почему кровь, которая течет по артериям, ярко-красная, а после обмена становится темно-красного цвета?
3. Почему кровь является, по выражению ученых, "главным действующим лицом" не только процесса кровообращения, но и процессов дыхания, выделения?
4. Кровь в нашем организме непрерывно движется, снабжая органы питательными веществами, кислородом. Известно, что у человека есть два вида крови: кровь алая, "свежая", богатая кислородом, и уже "использованная" кровь, бедная кислородом. Почему они не смешиваются?
5. Когда вы бегаете или играете в какую-нибудь подвижную игру, вы чувствуете, как сердце начинает "колотиться" у вас в груди. Почему это происходит?
6*. Врачи обнаружили, что при переселении жителей гор на равнинную местность количество красных кровяных шариков – эритроцитов – в их крови уменьшается. Возвращение горцев обратно в горы вызывает увеличение количества эритроцитов в их крови. Объясните, почему это происходит.
7. Часто можно услышать, что малыши, быстро бегая, "расшибают носы", "разбивают носы в кровь". Малейший удар может вызвать носовое кровотечение. Почему?
8*. Кровеносные капилляры были названы волосяными сосудами, чтобы подчеркнуть, что они тонки, как волос. Оправдано ли такое название, данное им, и почему?
9. Почему сердце называют насосом организма?
10*. Известно, как чутко реагирует сердце на сильные переживания: перед стартом во время соревнований сердце усиленно бьется; чувство страха приводит к "замиранию" сердца. Недаром говорят о "добром" и "жестоком" сердце, "храбром" сердце. Черствого человека называют "бессердечным". Существуют такие выражения, как "нежное сердце", "пламенное сердце" и др. О чем свидетельствует все сказанное?
11*. На протяжении всей жизни человека сердце непрерывно совершает огромную работу. Так, в течение суток сердце перекачивает более 6000 л крови! Такая работа сердца равноценна усилию, которое необходимо, чтобы поднять товарный вагон на высоту 1 м!
Но ведь всем известно, что любая работа вызывает усталость и требует отдыха. Почему же сердце не устает? В чем заключается "секрет" его неутомимости?
12. Почему мы говорим, что кровь нас питает, что это "живая вода"?
13. Кровь, вытекающая из ран, красного цвета. Откуда же возникло выражение "голубая кровь"?
14. Какая "птичка" живет в клетке, самой "беспокойной" клетке на дереве? Пол в ней все время поднимается и опускается. Клетку эту постоянно раскачивают мышцы: одна большая и сильная – пол, другие поменьше – в стенках ребра двигают.
15. Представьте, что в крови человека внезапно лопнули все красные кровяные шарики – эритроциты. К чему это приведет? Ответ объясните.

Органы выделения

1. В организме человека около 5 л крови, а через почку за сутки проходит более 2000 л крови. Мочи выделяется около 2 л. Как вы думаете, зачем почки проделывают такую большую работу?
2*. Объясните, почему рекомендуется утолять жажду слегка подсоленной водой.
3. Жизнь на Земле зародилась в воде. Все жизненные процессы организма протекают в водной среде. Поэтому вода составляет основную массу клетки, всего организма. Общее количество воды в организме составляет приблизительно 70%. Это значит, что в теле человека весом 75 кг содержится около 53 кг воды!
"Казалось бы, – писал профессор А.Г. Гинецинский, – что при таком большом запасе организм может легко перенести потерю некоторого количества воды или небольшой ее избыток. Однако в действительности избыток или дефицит воды, составляющий лишь 1% от всего количества, то есть около 0,5 л, уже вызывает заметные нарушения в организме. Почему?
4. Почему мы пьем какао, кофе, молоко, соки, чай, а выходит из нашего организма только "чай"?

Нервная система. Органы чувств

1*. Если все нервные волокна в организме человека сложить в одну линию, то она составит четырехкратный путь между Землей и Луной. Объясните, какое значение имеет такое развитие нервной системы.
2*. Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов образно говорил, что нерв "пускает в ход" мышцу. Объясните это высказывание.
3*. Тело человека можно сравнить с огромной фабрикой, в различных цехах которой трудятся тысячи рабочих. Чтобы организм работал успешно и человек был здоров, необходима четкая тесная взаимосвязь "рабочих" этой фабрики. Как вы думаете, почему ученые считают мозг директором этой фабрики, "командным центром" организма?
4. Попробуйте объяснить выражение: "Не нервничай, нервные клетки не восстанавливаются". Как вы думаете, почему так говорят?
5*. На лицо спящего человека села муха. Человек отогнал ее рукой, не просыпаясь. Почему произошла такая реакция?
6*. Проделайте несложный опыт. Для его проведения вам потребуются металлическая ложка и толстая крепкая бечевка длиной 60 см. Прикрепите к середине бечевки ложку, привяжите концы бечевки к указательным пальцам (проверьте, чтобы оба конца имели одинаковую длину). Заткните уши пальцами. Наклонитесь вперед, чтобы ложка свободно повисла и ударилась о край стола. Ваши уши заткнуты пальцами, но вы услышите звук, похожий на колокольный звон. Почему?
7*. При взлете самолета пассажирам рекомендуется сосать леденцы. Зачем?
8. В нашем внутреннем ухе находится улитка. Почему ее можно назвать самой быстрой улиткой в мире?
9. Ученые говорят: "Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а... мозг!" Объясните, почему.
10. Веки человека представляют собой складки кожи и могут подниматься и опускаться специальными мышцами. Причем движутся они очень быстро. Мы мигаем каждые 6 с! То есть в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 млн раз!
Почему моргание важно для нас? Почему можно сказать, что мы "плачем" каждый раз, когда моргаем, хотя при этом слез не видно?
11*. Рассудите спор учеников. Один утверждает, что глаза сильнее утомляются при рассматривании мелких предметов, расположенных близко. Точка зрения другого – глаза быстрее устают при наблюдении за удаленными предметами. Кто прав, почему?
12. Почему глаза являются "окном" мозга в окружающий нас мир?
13. Глаза могут рассказать об очень многом: о болезни, горе, счастье. Есть такое выражение: "Глаза – зеркало души". Как вы его понимаете?
14. В средней части носа находятся обонятельные нервы. Они чрезвычайно чувствительны, способны различать тысячи самых разных запахов. О каждом запахе в мозг передается специальный сигнал. Но во время сильного насморка человек почти перестает чувствовать запахи. Почему?
15. Здорового молодого человека погрузили в ванну с теплой водой. Специальное приспособление предохраняло его от попадания воды в дыхательные пути. Ванну разместили в абсолютно темной комнате, в которую не проникал ни один звук. Лишенный доступа каких-либо раздражений из внешнего мира, испытуемый немедленно впал в глубокий сон, продолжавшийся до тех пор, пока его изоляция не была нарушена. Как можно объяснить данный эксперимент?
16. Что может произойти с человеком, если он не будет чувствовать боли? Давайте поразмышляем: мы укололи палец, обожглись кипятком, наступили на гвоздь и ничего не чувствуем! Что может случиться?