Чудо-роспись
Тема. "Роспись по дереву.
Хохломская роспись".
Цель. Научить передавать
характер декоративных форм.
Оборудование. Гуашь,
бумага, кисти, листы тонированной бумаги (желтого
цвета), шаблоны разных цветов, рисунок комнаты в
деревенском доме, пластинка с русской народной
песней "Ах вы сени, мои сени".
Ход урока
I. Создание эмоционального
настроя
Учитель. Сегодня я вам
предлагаю совершить путешествие во времени. Мы
отправимся с вами в XVII в., чтобы открыть секрет:
хохломской чудо-росписи.
Издавна делали и расписывали
посуду в лесных заволжских селах:
Новопокровское, Семино, Кулигино, Разводино,
Хрящу... Этой росписью занималось несколько
десятков деревень. Но назвали эту роспись не
новопокровской и не кулигинской, а хохломской.
Как же это объяснить?
Нам предстоит сегодня об этом
узнать. Закройте глазки и представьте себе, что
мы на ярмарке в селе Хохлома, куда везут свой
товар семинские и кулигинские мастера. Оттуда
разлетятся миски да ложки жар-птицами по разным
селам, деревням и городам...
Пока дети сидят с закрытыми
глазами, учитель, во-первых, надевает кепку и
подвязывает пояс. Желательно, чтобы на нем были
надеты брюки и блузка навыпуск, чтобы получился
костюм; во-вторых, выставляет на стол хохломскую
посуду, а на доске открывает иллюстрации с
хохломской посудой.
– Откройте глазки и
посмотрите на мой стол и доску.
Учитель предлагает детям
товар.
– Кому посуда для кашки,
окрошки,
Чудо-блюдо да чашки и ложки!
А вы знаете, откуда посуда?
Дети. Нет.
– Из Кулигинского села.
– А может, из
Новопокровского.
У. К вам приехала сама
золотая хохлома. Да, так и зовут по сей день
расписную золотую утварь хохломской. Как вы
думаете, почему?
Д. Все свои изделия мастера из разных сел
привозили в село Хохлома. Так люди и стали
называть их хохломскими.
У. Знаете ли вы, как началось это удивительное
хохломское художество?
Д. Нет.
У. Существует такая легенда. Вам ее расскажет...
Учитель называет имя ученика.
Д. Говорят давным-давно
поселился в лесу за Волгой веселый
мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавки
сладил, посуду деревянную вырезал. Варил он себе
пшенную кашу, да и птицам не забывал насыпать.
Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и ее
угостил. Птица жар задела золотым крылом чашку с
кашей, и чашка стала золотой, и вся посуда стала
такой же.
У. Спасибо. Очень интересную легенду ты
рассказал. А на самом деле мастера писали на
деревянных досках, покрывали их льняным маслом,
прогревали в печи, и масляная пленка
превращалась в золотистый лак. Вот таким образом
мастера золотили посуду.
II. Объяснение нового
материала, практическая работа
У. Сегодня мы все станем
мастерами и будем расписывать посуду. Но сначала
надо научиться писать узоры. Ребята, рассмотрите
внимательно посуду и иллюстрации. Какие вы
заметили узоры?
Д. Клубника, малина,
смородина, рябина, вишня, волнистые линии.
У. Замечательно, какие вы
наблюдательные. Этот узор – волнистые линии –
называется трава-мурава. Давайте попробуем
написать рябину. Возьмите свои листочки.
Дети берут желтую бумагу,
которую им раздали перед уроком.
– Красную краску мы
смешиваем с желтой.
Учитель показывает все узоры
на доске, дети рисуют за ним.
– Берем с вами кисточки с
алой краской и пишем такие кружочки. Мазок .
Вот у нас получился круг.
Дети рисуют три кружка.
– Теперь берем черную
краску. Кончиком кисти пишем веточки. Нажимая
кистью, пишем листочки.
Дети выполняют задание.
– Делаем оживку.
Дети рисуют.
– А теперь мы будем писать
вишню. Ягоду пишем мазками.
– Пишем веточки и листочки,
веточки кончиком кисти, а когда пишем листочки –
нажимаем кисточкой. Делаем кончиком кисти
оживку.
Дети выполняют узор.
– Следующий узор – клубника.
Пишем клубнику так:
- мазок слева, мазок справа,
- пишем листик,
- пишем зернышки кончиком кисти.
Дети выполняют узор.
Далее учитель показывает, как
пишутся малина, смородина и трава-мурава.
Малина:
- пишем мазками кружочки,
- пишем листочки,
- делаем оживку.
Смородина:
- пишем мазками ягоды,
- проводим кончиком кисти
веточку,
- пишем мазками листочек,
- делаем оживку.
Трава-мурава:
- пишем кончиком кисти,
- нажимаем на кисточку сильнее,
- пишем кудринки справа, затем
слева,
- делаем оживку.
Дети рисуют.
– Молодцы! Вы великолепно
написали хохломские узоры. А теперь вы будете
сами расписывать посуду.
Детям раздают шаблоны.
(Шаблоны вырезаны из тонированной бумаги
красного, желтого и черного цветов.)
– Посмотрите, у вас у всех
шаблоны разного цвета. Какими же красками мы
будем пользоваться?
Д. На желтом фоне мы будем
писать черным и красным.
– На черном фоне – желтым и
красным, а на красном фоне – желтым и черным.
У. Очень хорошо, что вы это
запомнили. Приступайте к своей работе, мастера.
Надеюсь, что и ваши работы купят на ярмарке в
Хохломе. Но сначала мы устроим выставку в классе.
III. Самостоятельная работа
Дети работают под музыку.
Учитель, пока дети выполняют
работы, вешает на доску рисунок домика или рисует
его мелом на доске.
На доске.
П р и м е ч а н и е.
Звездочкой обозначены места для детских работ.
IV. Анализ детских работ
У. Посмотрите, какие
великолепные изделия получились у вас. Вы
действительно настоящие мастера.
Теперь вы в свои альбомы
вклейте листок с вашим узором. Эта страничка
будет посвящена хохломской росписи.
V. Домашнее задание
У. Сейчас я раздам листочки
с кроссвордом, который вы должны заполнить дома.
Когда разгадаете кроссворд, вклейте этот
листочек в альбом.
Вопросы
По вертикали:
1. Как еще можно назвать
мастера, который расписывал посуду?
4. Как называлось село, в котором на ярмарке
продавали мастера свои изделия?
5. Один из цветов, который нам необходим для
хохломской росписи.
По горизонтали:
2. Какие изделия
расписывали мастера?
3. Какой цвет (необходим) присутствует в
хохломской росписи?
6. Это тоже цвет, мы используем его, так как не
можем получить золотой.
7. Как называется нанесение узоров на
деревянную посуду?
Ответы
На следующем уроке по этой
теме дети составляют свои композиции, вырезают
шаблоны, тонируют бумагу.
Светлана
ЯКОВЛЕВА,
учитель школы № 1934, г. Москва