Что? Где? Когда?
(Внеклассное занятие по
русскому языку)
1-й класс
Тема. "Звуки и буквы".
Цели. Закрепить знания детей о
звуках и буквах, умения соотносить количество
звуков и букв, выделять в слове гласные и
согласные звуки.
Оборудование. Барабан с
секторами, конверты с загадками, плакаты со
словами-отгадками, призы.
Ход урока
В игре участвуют три команды,
игроки под музыку рассаживаются по местам.
Выходят ведущие Мальвина и Буратино.
Мальвина. Здравствуйте,
дорогие игроки и гости! Мы приглашаем вас на нашу
игру "Что? Где? Когда?"
Буратино. Перед игрой мы хотим
напомнить вам ее условия. Каждая команда
вращением барабана определяет свой сектор и
загадку. Команды должны выполнить следующие
требования:
- Отгадать загадку.
- Назвать количество слогов в
слове-отгадке.
- Поставить в слове-отгадке
ударение.
- Назвать количество звуков и
букв.
- Назвать количество гласных и
согласных букв в слове-отгадке.
Мальвина. Оценивать ответы
команд будет уважаемое жюри. В жюри входят наши
учителя и родители.
Приглашаем капитана первой
команды к нашему барабану. Желаем всем командам
удачи!
Капитан первой команды
вращает барабан.
Буратино. Первой команде
достается зеленый сектор. Вы должны отгадать
загадку.
Буратино берет конверт,
вынимает из него листок с загадкой и читает ее.
Мухи белые летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают словно пух.
Команда получает одну минуту
на размышление.
Команда 1. В загадке
говорится о снежинках. В слове снежинки три
слога, ударение падает на второй слог, в слове
восемь букв и восемь звуков, из них три гласные
буквы и пять согласных.
Жюри оценивает ответ команды.
После каждого тура игры
рекламная пауза.
Первая рекламная пауза –
Буратино сидит за партой, перед ним тетрадь.
Мальвина берет в руки его тетрадь.
Мальвина. Ах, Буратино, вы так
огорчаете меня! В вашем диктанте столько ошибок!
Вы написали букву я в словах чашка и щавель, букву
ы в словах шишка и чижи.
Буратино (огорченно).
Мальвина, ну почему у меня так много ошибок?
Мальвина. Буратино, вы забыли,
что сочетания ча и ща пишутся только с буквой а, а
сочетания жи и ши пишутся только с буквой и.
Ребята, помните эти правила и ваши диктанты не
будут огорчать ваших учителей и родителей.
Буратино. Мы продолжаем нашу
игру и приглашаем к барабану капитана второй
команды.
Капитан второй команды
вращает барабан.
Мальвина. Второй команде
достается красный сектор. Вы должны отгадать
загадку.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
Команде дается одна минута на
размышление.
Команда 2. В загадке
говорится о снегире. В слове снегирь два слога,
ударение падает на второй слог, в слове семь букв
и шесть звуков, из них четыре согласных буквы и
две гласные, буква ь звука не обозначает.
Жюри оценивает ответ команды.
Вторая рекламная пауза –
выходит грустная Белоснежка, к ней подходит гном.
Гном. Белоснежка, почему ты
грустишь? Тебя кто-нибудь обидел?
Белоснежка. Нет, милый гномик!
Здесь все так добры ко мне, но я очень скучаю по
своему отцу.
Гном. А ты напиши ему письмо. Я
сам отнесу его на почту.
Белоснежка. Ах, гномик! Злая
мачеха заколдовала меня. Я не помню, как пишется
название нашего королевства. Как же письмо
дойдет до моего отца?
Гном. Этому горю легко помочь.
Белоснежка и вы, ребята, помните, что названия
стран, городов, сел и деревень пишутся с большой
буквы.
Буратино. А мы продолжаем игру
и приглашаем капитана последней команды к
барабану.
Капитан вращает барабан.
Мальвина. У вашей команды –
синий сектор и загадка.
Красные и черные,
Кислые и сладкие,
Так и просятся и в рот,
И в варенье, и в компот.
Команде дается одна минута на
размышление.
Команда 3. В загадке
говорится о ягодах. В слове ягоды три слога,
ударение падает на первый слог, в слове пять букв
и шесть звуков, три гласные буквы, две согласные.
Буква я обозначает два звука: согласный звук [й] и
гласный звук [а].
Жюри оценивает ответ команды.
Третья рекламная пауза.
Ведущий. Это случилось в
дремучем лесу. Красная Шапочка шла к бабушке с
гостинцем. По дороге она собирала цветы и ягоды.
Выходит Красная Шапочка,
имитирует сбор цветов и ягод.
Ведущий. Шла она, шла и не
заметила, как заблудилась, попала в дремучую
чащу. Вдруг видит Волка.
Волк сидит на пеньке и громко
плачет.
Красная Шапочка. Почему ты
плачешь? Кто тебя обидел?
Волк. Лиса. Она сказала, что я
никогда не стану грамотным, потому что я не знаю,
как проверить безударную гласную.
Красная Шапочка. Не плачь, я
помогу тебе. Запомни: если буква гласная вызовет
сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.
Волк (повторяет). Если буква
гласная вызовет сомнение, ты ее немедленно
поставь под ударение.
Красная Шапочка. А теперь
проверим, как ты понял. Я буду называть слова с
безударными гласными, а ты называй проверочное
слово. Столбы...
Волк. Столб.
Красная Шапочка. Столы...
Волк. Стол.
Красная Шапочка. Вот видишь,
как все просто!
Волк. Спасибо, Красная
Шапочка! Ты помогла мне, а теперь я провожу тебя к
твоей бабушке.
Берутся за руки и уходят.
Ведущий. Так подружились Волк
и Красная Шапочка. А дружба их началась с
удивительного правила русского языка. Давайте
повторим его.
Дети повторяют правило.
Выходят Мальвина и Буратино.
Мальвина. Вот и закончилась
наша игра.
Буратино. Просим уважаемое
жюри подвести итоги.
Жюри подводит итоги,
награждает победителей. Каждая команда получает
приз.
Светлана
УЗДЕНОВА,
учитель школы № 8, г. Черкесск
Рис. Н.Трениной