Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2001

Я иду на урок

Наталья Петухова

Брейн-ринг

Игра состоит из нескольких раундов-заданий (задания для команд одинаковые). Время для выполнения – произвольное.
О выполнении задания команда подает сигнал включением настольной лампы (у каждой команды на столе настольная лампа).

В конце каждого раунда жюри подводит итоги, учитывая скорость и правильность выполнения заданий.

Найди 10 слов

Команды получают лист "Глаголы играют в прятки". Они должны найти 10 слов (это глаголы, которые спрятаны по вертикали и горизонтали), выписать их, указать спряжение.

Ответы

По горизонтали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.
По вертикали: ловить, переходить, есть, петь, плыть.

Кроссворд "Спряжение"

Команды должны вписать в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие глаголам 1-го лица единственного числа.

Слова для предъявления: 1. Прошу.
2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу.
6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу.

Если команды правильно выполнят задание, то в выделенном столбике смогут прочитать термин, означающий изменение глаголов.

Ответы

 Вставь глаголы

На доске записан отрывок из произведения К.Чуковского "Федорино горе".

Команды должны правильно вставить глаголы в текст.

* * *

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице _____ . (пошла)
Топоры-то, топоры
Так и _____ с горы. (сыплются)
_______ коза, (испугалася)
_______ глаза: (растопырила)
"Что такое? Почему?
Ничего я не _______ ." пойму

* * *

А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам ____ . (идет)
И чайник ____ утюгу: (шепнул)
"Я дальше ____ не могу". (идти)
И _____ блюдца:  (заплакали)
"Не лучше ль ____ ?" (вернуться)
И ____ корыто: (зарыдало)
"Увы, я разбито, разбито".

Измени время глаголов

Ведущий раздает командам карточки с текстами и заданиями.

Команда 1

Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.
Весной лучи солнца согревают землю. Дуют теплые ветры. Бегут по дорогам ручьи. Кричат на деревьях грачи.

Команда 2

Замените глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени.
Весной лучи солнца согрели землю. Подули теплые ветры. Побежали по дорогам ручьи. Закричали на деревьях грачи.

Образуй глаголы будущего времени

Ведущий раздает командам карточки со словами. Задача команд поставить глаголы в будущее время.

Команда 1

Рисовать, списать.

Команда 2

Писать, нарисовать.

Пословицы

Ведущий раздает командам конверты, в которых находятся полоски с частями пословиц. Задача команд составить пословицы, вставить окончания.

Команда 1

Команда 2

Правда в огне не гор...т
Слово – не воробей,
И в воде не тон...т.
Вылет...т – не пойма...шь.
Поспеш...шь –
Не разгрыз...шь ореха –
Людей насмеш...шь.
Не съ...шь ядра.

Путанка

Команды должны образовать глаголы неопределенной формы в настоящем времени 3-го лица множественного числа и вписать их в сетку.

Команда 1 работает со словами под номерами 1, 3, 5, 7...

Команда 2 – со словами под номерами 2, 4, 6...

Слова для предъявления. 1. Судить. 2. Вязать. 3. Сушить. 4. Пахать. 5. Душить. 6. Гасить. 7. Тянуть. 8. Тушить. 9. Махать. 10. Рубить. 11. Вянуть. 12. Губить.

Ответы

Проспрягай глаголы

Команды должны проспрягать глаголы, данные на карточках.

Команда 1 Команда 2
Печь, кричать, пилить.
Беречь, писать, клеить.

Наталья ПЕТУХОВА,
с. Александровское, Красноуфимского р-на, Свердловской обл.

Рис. Н.Трениной