|
Галина КотиашвилиВ гостях у жителей подводного царстваХод праздникаКласс оформлен различными поделками детей, выполненными на уроках трудового обучения: к плафонам дневного освещения прикреплены "рыбки", выполненные из нитяных коконов (по методике Татьяны Геронимус), они подвешены на длинных нитях и вращаются; на стенах классной комнаты прикреплены "водоросли" из гофрированной бумаги разных оттенков зеленого цвета. Доска задрапирована темно-синей шторой, используемой для затемнения, на которой в стиле аппликации прикреплены "обитатели подводного царства", о которых будет рассказано на празднике, камни, водоросли, кораллы и другие элементы, имитирующие морские глубины. Сделана модель батискафа с большим иллюминатором. Ребята одеты в костюмы "жителей подводного царства". Дети под музыку входят в класс. Их встречает стража – ребята, одетые в костюмы морских коньков: зеленые или коричневые костюмы, на голове шапочки в форме силуэтов морского конька. Ребенок 1.
Ребенок 2.
Ребенок 1.
Конек 1. О чем так любят разговаривать ребята во время летних каникул? Дети отвечают. Конек 2. Где же любят ребята отдыхать летом? Дети отвечают. Конек 1 и 2 (хором). Приглашаем вас в гости к жителям подводного царства. Звучит песня В.Шаинского "Синяя вода" из мультфильма "Катерок".
На сцену выносят "батискаф". В нем мальчик и девочка. Мальчик.
Перед "батискафом" появляются ребята в костюмах морских коньков, они "дозором обходят владенья свои". Девочка.
Перед "батискафом" проходит девочка в костюме "осьминожки", дополнительные шесть ножек – длинные тонкие воздушные шарики разных цветов, прикрепленные к низу платья. Учитель. На каждой ноге осьминога 300 присосок, каждая из которых может удержать камень в несколько килограммов. Есть осьминоги-крошки, а есть и великаны по 100 кг веса и с четырехметровыми щупальцами. Если осьминог хочет испугать врага, он моментально меняет окраску: от обычного серого до розового или золотистого, а иногда и красного цвета. А если хочет спрятаться – выпускает чернильное облако, за которым и скрывается. Если оторвать щупальца у осьминога, они снова отрастают. Мальчик.
Учитель. Рыба-луна поражает своим необычным обликом и размерами. Это самая тяжелая из всех костных рыб. Однажды поймали рыбу-луну, которая весила 2235 кг и имела длину 4 м 26 см. Другое "достижение" рыбы-луны – фантастическая плодовитость, одна самка мечет до 30 млн икринок. Это самая плодовитая рыба в мире. Девочка.
Учитель. Рыба-игла – родственница морским конькам. Морская игла действительно похожа на толстую иголку. Плавает она вертикально и отлично умеет прятаться в зарослях водорослей. Икринки морских игл находятся под "опекой папаши". Мальчик.
Появляется девочка, на голове которой шапочка с изображением головы рыбы-пилы (длинная и заостренная верхняя челюсть). Она исполняет песню рыбы-пилы из мультфильма "Голубой щенок" (муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина).
Припев:
Учитель. Рыба-пила, несмотря на свою странную форму, – настоящий скат. В старину верили, что рыба-пила "распиливает" корабли, чтобы полакомиться матросами. Это, конечно, легенда, но крупные рыбы-пилы, а они достигают в длину 6–9 м, причем треть тела занимает сама "пила", представляют серьезную угрозу для человека. Далее инсценируется отрывок из рассказа Д.Цончева "Жемчужина". Перед "батискафом" появляются две девочки в костюмах "морских звезд". Учитель. На дне моря ребята увидели звезды, огромные и прекрасные. На их лучах светились пестрые точки и пятнышки. Мальчик (из "батискафа"). Эй, кто вы? Звезда 1. Мы морские звезды! Мальчик. Я не припомню, чтобы где-нибудь читал или слышал о вас. Чем вы занимаетесь? Звезда 2. Украшаем дно! Делаем море более интересным. Девочка. Вы прелестные звезды! Ничего более прекрасного я не видела в море. Сейчас нам встречались разные удивительные рыбы и мидии, но мидии скучные и некрасивые. Звезда 1. Разве могут неповоротливые мидии так танцевать? Звезда 2. А могут тебя так развлекать эти некрасивые мидии? "Звезды" плавно покачивают лучами, поворачиваясь то вправо, то влево. Пест-рые точки и пятнышки на их лучах блестят. Учитель. А вокруг по скалам еле-еле ползали серые неповоротливые мидии. Мальчик. Какие они жалкие! Почему они все ползают? Звезда 1. Ищут еду. Мальчик. Какую еду? Звезда 2. Соринки в песке, невзрачные водоросли на скалах. Девочка. Они это едят? А вы что едите? Звезда 1. Мы... (Поворачивается к зрителям спиной.) Звезда 2. Вообще... (Поворачивается к зрителям спиной.) Мальчик. Что случилось? Девочка. Почему вы замолчали? Учитель. Звезды молчали. Они только с силой сжимали и разжимали свои лучи, стараясь засунуть маленьких пойманных рыбок подальше в рот. А рыбки плакали и пытались вырваться, но из красивых точек и пятнышек капала ядовитая жидкость, которая отравляла рыбок. Мальчик. Что вы наделали? Звезда 1. Ладно, ладно. Чему ты так удивляешься? Это наша еда. Звезда 2. Разве вы забыли, какие мы красивые? Вы забыли, как мы умеем танцевать? Девочка. Нет! Мы ничего не забыли! И я всегда буду помнить, как страшно вы танцевали, заглатывая рыбок! Звезды удаляются. Учитель. Ребятам хотелось как можно скорее уйти подальше от этого места. Они подняли свой "батискаф" в средние глубины. "Батискаф" убирается за занавес. Герои рассаживаются по своим местам. Учитель. Ребята, отгадав загадку, вы сможете узнать следующего нашего героя.
Дети. Это ерш. Появляется Ершик – на темном костюме большой круглый воротник с чешуйками. На груди от воротника до пояса прикреплен знак вопроса. Головной убор – на голубой полоске бумаги ярко раскрашенный ершик. Ершик. Здравствуйте, ребята! Я – Ершик. Много плаваю, много вижу. Чем больше вижу, тем больше хочу знать. Сумеете ли вы разгадать мои загадки?
Дети. Рыба. Ершик.
Дети. Щука. Ершик.
Дети. Рак. Ершик. А теперь, ребята, назовите литературные произведения разных жанров, в названиях которых встречались бы слова-отгадки. Дети. Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"; Иван Андреевич Крылов – "Лебедь, Щука и Рак"; русская народная сказка "По щучьему велению". Ершик. Молодцы! А сейчас мы немного поиграем. Игра называется "Где у рыбки глазки? Где у рыбки хвост?" Для игры выбирают троих ребят. Им завязывают глаза и подводят к мольбертам. По команде Ершика ребята должны взять мелки и нарисовать называемую часть рыбки. Ершик. Ай да веселые рыбки у вас получились! Вот уж действительно: "Где у рыбки глазки? Где у рыбки хвост?" Учитель. Спасибо, Ершик. Но сейчас я посоветую тебе скорее спрятаться, ведь ребята уже готовы отгадывать следующую загадку.
Дети. Удочка. Мальчик читает стихотворение на английском языке.
Чтение стихотворения сопровождается движениями, имитирующими изготовление удочки. Учитель. Замечательная рифма: "a wish – a fish". Как часто рыбаки мечтают о большом улове! Давайте исполним песню "Любитель-рыболов". Дети исполняют песню "Любитель- рыболов" (сл. А.Барто, муз. Старокодомского).
Учитель. А сейчас шутка в рифму:
Дети. Икру. Учитель.
Дети. Я. Учитель. Интересно бывает послушать рассказы заядлых рыбаков. Можно услышать много смешного и даже преувеличенного. На стол учителя выставляется "картина": рыбак, сидящий с удочкой, в толще воды – рыболовный крючок с нанизанным червяком, около крючка – две большие рыбы. Изображения головы рыбака, головы рыбы и головы червяка отгибаются по мере прочтения стихотворения, и в образовавшийся овал "вставляется" лицо чтеца.
Учитель. А теперь очень сложная загадка.
Дети. Улитка, моллюск. Учитель. Моллюски – древние обитатели нашей планеты. Брюхоногих моллюсков называют улитками, а двустворчатых – ракушками. Таких двустворчатых моллюсков, как устрицы, мидии, гребешки, человек использует в пищу. А какое отношение имеет песок к моллюскам? С древних времен человек высоко ценит жемчуг и перламутр, который получают от жемчужниц. Жемчужина образуется, когда в раковину двустворчатых моллюсков попадает песчинка. Моллюск начинает покрывать ее слоями перламутра. Так и появляется жемчужина. Выходит девочка в нарядном платье, волосы девочки украшены нитками искусственного жемчуга. Жемчужница.
Мои владения огромны, они в два с половиной раза больше суши. Человека давно влекут тайны морских глубин, может, и настанет тот день, когда он построит себе жилища под водой, разведет огород, на грядках – капуста и огурцы, в живых уголках – попугаи, в лесах – ежи и лисы, у домов – коровки и бычки. И для умелых рук на морской глубине найдется и игла, и пила, и молот. Весело будут сиять солнце и луна, щебетать ласточки и порхать бабочки. Учитель. Интересный рассказ! Но мне показалось, что он с секретом. Кто сможет разгадать секрет Жемчужницы? Ребята должны узнать названия морских обитателей: растения – морская капуста; рыбы – попугай, бычок, пила, игла, луна, ласточка, бабочка; иглокожие – еж и морской огурец. Всех ребят, кто дал правильные ответы, Жемчужница награждает сладкой "ракушкой"* Учитель. Спасибо, Жемчужница! Но нам пора дальше в путь. Выходят восемь моряков: четыре девочки и четыре мальчика. Моряк 1.
Моряк 2.
Дети исполняют танец юных моряков. После танца моряки "всматриваются" вдаль, делают вид, что рассматривают что-то интересное. Моряк 3.
Учитель. Дельфины после человека считаются самыми разумными из живых существ. У дельфинов неважное зрение, но зато замечательный слух. Ученые установили, что дельфины между собой разговаривают, они могут подражать человеческому голосу. Этим морским животным посвящено множество рассказов и песен. Звучит песня "Дельфины" ** из мультфильма "В порту" (муз. М.Минкова, сл. С.Козлова и О.Анофриева). Учитель.
Праздник заканчивается веселой песней "I love holidays" (Diana Webster and Anne Worrall). Галина
КОТИАШВИЛИ, ПриложениеДополнительный материал1. Загадки.
2. Стихотворение. Рыбаки
|