Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №48/2000

Я иду на урок

Наталья Кустова

Жизнь сердца

Тема. “Жизнь сердца” *.

Цели. Учить детей видеть и чувствовать мир; воспитывать нравственность.

Оборудование. Портреты композиторов, писателей, художников, поэтов; детские рисунки на темы “Счастливая планета”, “Счастливый день”; грамзаписи; выставки книг (по теме о счастье) и творческих работ детей; жетоны (сердце с записью мероприятия); книга “Искусство видеть мир” (авт. А.Лопатина, М.Скребцова).

Статья опубликована при поддержке ООО «Камнеград» . Наверное вы заметили что одними из самых долговечных зданий, являются каменные здания. Ведь этот природный материал не подвержен разложению и износу. Но камень это не только материал для строительства, изделия из мрамора и гранита широко используются так же и во внешней и внутренней отделке. Все необходимые для этого материалы вы легко сможете заказать на официальном сайте ООО «Камнеград» - www.kamnegrad.ru .

Ход занятия

На доске.

Из всей земной музыки ближе всего к небесам биение любящего сердца.
                             (Г.Бичер)

Учитель. Ребята, обхватите правой рукой левую руку возле кисти. Прислушайтесь, под большим пальцем вы ощутите пульс – биение вашего сердца. Его жизнь и работа зависят от того, насколько вы счастливы. Много добрых людей, живших и живущих в этом мире, хотят помочь вам быть счастливыми. Перед вами портреты писателей, поэтов, композиторов, художников – людей, творчество которых посвящено лучшим порывам души человека. Прислушайтесь, как писатели и философы говорили о счастье.

Подготовленные ученики зачитывают цитаты.

Ученик 1. Счастье – это солнечный луч, который способен пронизать сотни сердец и не утратить своей силы. (Портер)

Ученик 2. Счастье кажется созданным для того, чтобы им делиться. (Расин)

Ученик 3. Счастье всегда кажется маленьким, когда ты держишь его в руках, но отпусти его – и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно. (М.Горький)

Ученик 4. Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье. (Платон)

Ученик 5. Теперь я понял, что счастье для меня возможно лишь тогда, когда я признаю свое единство со всеми в мире людьми, без исключения. (Л.Н. Толстой)

У. Что такое счастье?

Д. Это жизнь.
– Это радость.
– Это пятерки, везение, приобретение.
– Это долгожданные гости.
– Это богатство.

У. Когда вы чувствовали себя счастливым?

Д. Когда купили компьютер.
– В папин день рождения.
– Когда поздравляли девочки.
– Когда получил “5”.
– Когда мама никуда не уезжает.
– Когда играл в “Казаки-разбойники”.
– Когда катался на водном мотоцикле.
– Когда мне подарили маленького щенка.
– Когда ездили в горы.
– Когда радость в семье.

Один из учеников читает стихотворение О.Бундур.

Если в доме каждый рад

Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Но а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!

У. Все вы знаете, что такое счастье. Это видно на ваших прекрасных рисунках.

Учитель обращает внимание детей на выставку рисунков.

– Первый ряд рисовал на тему “Счастливая планета”, лучшим рисунком класс считает рисунок... (имя ученика). Второй ряд – на тему “Счастливый цветок”, лучший рисунок у... (имя ученика), а третий ряд – на тему “Счастливый день”, лучший рисунок у... (имя ученика). Сейчас победители расскажут нам о том, что они изобразили.

Дети рассказывают.

– А вы знаете, как стать счастливым? Посмотрите сценку по сказке Биссета “Як и ручей”.

Ученики разыгрывают сценку.

Як. Далеко, далеко, так далеко, что и не доберешься, жил в горах Тибета Як. Конечно, от чего-то далеко, а от чего-то близко. От снегов и льдов, от холодного ветра и дождя со снегом, от влажной травы и отвесных скал – совсем близко. А от магазинов с мороженым, от книжек с картинками, от детей, бегущих в школу, был очень далеко.

Больше всего на свете Як любил сидеть в укромном местечке среди скал и слушать море. Он где-то нашел морскую раковину – очень красивую, с крутым завитком, и когда прикладывал ее к уху, то слышал шум морских волн. Он слушал, слушал и мечтал, как бы попасть на берег моря.

И вот однажды он отправился в путь. Як не знал дороги, но решил: “Буду идти, пока не дойду до моря”. И шел день, другой, но до моря все равно не дошел. Он остановился попить из горного ручья. Настроение у него было невеселое. Он приложил к уху свою раковину и стал слушать.

Ручей. А ручей бежал своей дорогой, прыгал по камням и весело журчал. Заметив Яка, он очень удивился и спросил: “Что ты тут делаешь?”

Як. Слушаю.

Ручей. Дай и мне послушать. (Як поднес раковину к Ручью.) Это шум моря! Ну да, шум моря!

Як. А ты знаешь туда дорогу?

Ручей. Знаю ли я дорогу?! Да я как раз туда и бегу. Следуй за мной и попадешь прямо к морю.

Як. Спасибо. (Сказал Як и пошел рядом.)

Постепенно ручей становился все шире и наконец превратился в полноводную реку. А вскоре они дошли и до моря. Какое это было чудо! Як сел на песочек и стал наблюдать за волнами. Они шумели, как в раковине. Совсем другая жизнь стала у Яка. Днем он катал на спине ребятишек. Скоро у него набралось денег на сено и мороженое. Когда становилось совсем темно, он садился у берега и слушал, как плещется море. Як был счастлив!

У. Кем был Як, если он мечтал увидеть море?

Д. Мечтателем.

У. Как вы думаете, если бы Як только мечтал о море, но оставался в холодных горах, был бы он по-настоящему счастлив?

Д. Нет.

У. Согласны ли вы, что “каждый творец своего счастья”?

Д. Да.

У. А какие пословицы созвучны с этими словами?

Д. Под лежачий камень и вода не течет.

– Хочешь быть счастлив – будь им.

У. Как стать счастливым, об этом вам и скажут родители.

Выступление двух родителей, которые отвечают на вопросы, которые им были даны раньше. В заключение родители читают стихотворение.

Как стать счастливым

Всякий знает – дети любят сласти,
Поэтому для каждого так просто
Взять и подарить кусочек счастья
Человеку маленького роста.
Ну, а взрослым?
Им ведь тоже надо,
Чтобы кто-то, раз уж боли много,
В жизни иногда дарил бы радость,
Пусть не часто, пусть не очень много!
Люди мучатся от боли и от страсти,
Так нужны им ласка и участье!
Человек не может жить без счастья!
Человек не должен жить без счастья!
Если ты сегодня не умножил
Хоть на каплю чью-то радость в мире,
То считай, что день напрасно прожил,
Как ленивый гость в чужой квартире.

У. Счастлива ли я? Да! А в чем заключается самое большое счастье? Посмотрите сценку Биссета “Про лужу и булочку с изюмом”.

Автор. Только что прошел дождь. И на дороге появилась лужа. Все, кто мимо проходил, отражались в ней. Здесь были люди, проезжали яркие автобусы.

Лужа. Здесь гораздо лучше, чем в облаках, весело и интересно. Конечно, еще лучше было бы, если кто-нибудь выпил меня, ведь на это и вода.

Автор. В это время ехала мимо телега, нагруженная доверху булочками с изюмом. Одна нечаянно упала и угодила прямо в лужу.

Булочка (плачет). Ой-ой-ой! Я совсем мокрая! Теперь никто не захочет меня есть! Бедная я, бедная!

Лужа. Милая булочка, не плачь! Все будет хорошо!

Булочка. Спасибо тебе за добрые слова. Здесь, конечно, хорошо – и автобусы, и люди, и яркие витрины. Но для булочки это не утешение. Ведь меня везли в кафе, чтобы подать к чаю. Теперь все кончено!

Лужа. Ну не надо!

Булочка. Больше не буду. Вот если бы хоть кто-нибудь захотел сейчас есть и пить, а мы с тобой тут как тут.

Лужа. Это верно! (Смотрит по сторонам.) Смотри!

Автор. Полисмен поднял палочку. Остановились машины.

Полисмен. Вы куда? (Спросил он утку.)

Утка. Кря! Кря! На пруд. (Утка с утятами подошла к луже.) Ох, как я устала, да и утятам пора отдохнуть и пообедать. Ой, какая славная булочка и какая симпатичная лужица. (Пробует с утятами булочку и воду.) Какая вкусная булочка! А какая светлая водичка. (Лужа и булочка довольны.)

Автор. А жизнь в городе продолжалась: гудели автобусы и мимо шли суетливые прохожие.

У. В чем же заключалось самое большое счастье для булочки и лужи?

Д. Быть нужными.

У. Как вы думаете, что с ними произошло, если бы их так никто и не заметил?

Д. Им было бы очень плохо.

У. Согласны ли вы с мыслью, что “быть кому-то необходимым – это самое большое счастье”?

Д. Да.

У. Посмотрите внимательно на картины на доске. Можно ли сказать, что эти люди счастливы?

Д. Да.

У. Почему?

Д. Они улыбаются.

У. Что же объединяет эти картины?

Д. Общая улыбка.

У. Простая человеческая улыбка совершает чудо. Она помогает разглядеть человека, лучше понять его. Согласны ли вы с мыслью: “Улыбка – это празднество для душ людей и один из лучших способов их соединения”?

Д. Да.

У. Давайте послушаем ваших товарищей.

Ученик 1. По солнышку ромашек,
По небу незабудок
Проходит детство наше
Простое, словно чудо.
В лучах смеется ветер,
Хлопочут птицы в рощах,
И горлинки полощут
В малиновом рассвете.

Ученик 2. Воздушный шар летящий,
И шар земной – похожий.
Так пусть же тот, кто старше,
Тот младшему поможет.
Найдет для песен время,
Даст хлеба на дорогу,
И вдеть поможет ногу
В серебряное стремя.

Ученик 3. Пусть тучи где-то грозно
Нависли над цветами.
Друзья, пока не поздно,
Да будем все друзьями!
Давайте, словно чудо,
Беречь планету нашу
Для солнышка ромашек,
Для неба незабудок.

Ученики (вместе).

Детство, детство – ты цветущий луг,
Солнцу, счастью, миру – лучший друг.

У. Мы долго готовились к этому классному часу. Читали интересные рассказы об историях солнечного луча, делали из пластилина поделки.

Три-пять человек подходят к выставке и рассказывают о своих поделках.

– На уроке чтения мы узнали о счастливом человеке, который стремился к совершенству, к познаниям. Дуб защитил его в бурю, потому что вспомнил свой путь – от тонкого дубка до могучего дуба. Кто же этот человек?

Д. Аня Мамедова из рассказа “Девочка с камнем”.

У. К нам присоединились родители. Послушайте, ребята, какими должны быть люди, чтобы воцарилось счастье на планете.

Учитель зачитывает отрывки из ответов родителей.

– Тема заставила задуматься и над таким вопросом: есть ли какое-либо явление, которое является счастьем для любого человека?

Д. Это солнечный день.
– День рождения.
– Да, есть, но только в сказке.
– Это мир.
– Это любовь.

У. Да, это любовь. А теперь напишите свои заветные пожелания и прочитайте их.

Дети зачитывают свои ответы: “велосипед”, “компьютер”, “5” по английскому”, “иметь кошку”, “чтобы брат на “5” учился”, “чтобы бабушка не болела”, “чтобы культурной была страна”, “съездить на рыбалку”.

Один ученик читает стихотворение о желании.

Брат

Как хорошо слова звучат:
Братишка, братик, брат...
Когда с тобою рядом брат,
Ну как не будешь рад?
Когда есть брат, то во сто крат
Быстрей отыщешь клад,
В игре один солдат – солдат,
А два – уже отряд!
Когда есть брат, пусть сыплет град,
Пусть тысяча преград,
Ты не попятишься назад –
Тебе поможет брат.
Как хорошо, когда есть брат,
Хоть маленький, один...
И папа с мамой говорят:
– Ну, ладно, будет тебе брат,
Он так необходим!

– У нас в гостях наш частый, отзывчивый и уважаемый гость – библиотекарь. Она расскажет об авторах и книгах, в которых вы можете прочитать о счастье, сострадании, милосердии, жизни сердца.

Библиотекарь рассказывает о книгах.

– А сейчас, ребята, самое трогательное, самое интересное. Мы будем заполнять рисунок “большое сердце” – сердце класса, сердце нашего коллектива – такими словами, чтобы оно стало счастливым!

Учитель раздает каждому ряду листочек. Каждому ученику надо написать слово, которое соответствует тому, чем он желает наполнить сердце. Затем передает листочек другому.

Под музыку “Снова дома” Л.Рид дети выполняют задание, родители им помогают.

– Итак, от каждого из четырех рядов получены листочки с такими словами.

Учитель записывает слова на доске.

На доске.

Наполнить: любовью, вниманием, миром, бескорыстием, пониманием, отзывчивостью, дружбой, взаимопомощью, заботой, добротой, чуткостью, милосердием, состраданием, доброжелательностью, лаской, ответственностью, нежностью, душевностью, искренностью, терпением. 

– Как вы думаете, будет ли наше сердце счастливым, если мы постараемся – каждый – наполнить его такими словами?

Д. Да, оно будет счастливым.

У. Пусть оно останется у нас в классе на видном месте и напоминает нам о нашей цели.

Наш классный час подошел к концу. Всем большое спасибо. Будьте счастливы!

Наталья КУСТОВА,
учитель начальных классов,
г. Моздок