Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №44/2000

Архив 1999-2004

Светлана Емельянова

Причины графических ошибок у детей с нарушением речи

Статья опубликована при поддержке интернет – портала geyko.su. Бывает в жизни так, что дело доходит до суда. Будь то развод, спор с работодателем или уголовное дело, обычному человеку нужна консультация юриста бесплатно. Где ему такую получить? Зайдя на официальный сайт адвоката Гейко Павла Петровича www.geyko.su, вы сможете получить ответ профессионала на интересующий вас юридический вопрос.

Рукописная речь – веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека простого искусства письма. "Письменная речь – есть более высокое качество личности, чем даже самая совершенная "каллиграфия", – писал Ш.А. Амонашвили. В современной методике обучения письму "каллиграфия" понимается как умение писать четким, устойчивым, удобочитаемым почерком. Вместе с "чисто техническим навыком" (начертанием букв на бумаге) идет формирование представления о буквенной записи слова, отражающей связь между значением и формой, то есть формируется автоматизированный способ действия – графический навык. Успешность овладения способом дифференцировки звуков и их перекодировки в соответствующие буквы зависит от уровня развития фонематического слуха. Почерк (устойчивая манера письма) отражает индивидуальные особенности человека и его психическое состояние.

К началу школьного обучения все дети оказываются на различных уровнях речевой зрелости и готовности к овладению грамотой. Затруднения при обучении письму обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки, мышц спины. У детей 6–7 лет не закончилось формирование зрительно-двигательной координации, зрительной памяти, произвольного внимания, аналитиче-ского восприятия. Но не только это может стать причиной возникновения большого количества разнообразных ошибок в письме.

Чаще всего ошибки учителя характеризуют по двум направлениям: не знает или невнимателен. Недостаткам же речи учеников они не придают значения, считая это проблемой родителей и логопедов.

Количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Поэтому важно, чтобы учителя уже с первых дней обучения обратили внимание на детей с нарушениями речи, на допускаемые ими ошибки в произношении, так как затем они появятся в чтении и письме. Таким детям будет необходима помощь логопеда и психолога, совместная работа которых с учителем позволит осуществить индивидуальный дифференцированный подход к детям с ОНР (общим недоразвитием речи) и нарушением фонематического слуха. Это возможно как в рамках ГОУ (государст-венных образовательных учреждений), так и в массовых школах после специального обследования детей.

Ранее проблему возникновения графических ошибок в письме младших школьников видели в нарушении зрительного восприятия у детей ("оптическая" теория).

Работы Р.Е. Левиной, содержащие материал по обследованию детей, имеющих нарушения речи, свидетельствуют о "тесной связи между нарушениями чтения и письма, системно опосредованной речевыми нарушениями". Современная школа рассматривает нарушение письма как одну из проблем логопедии.

Природа недоразвития речи различна, как и индивидуальные особенности психики, способствующие преодолению дефекта или затрудняющие этот процесс.

Аграфия и дисграфия (нарушения письма) составляют значительный процент среди других нарушений речи учащихся. Они препятствуют овладению учениками грамотным письмом в начальной школе и на более поздних этапах обучения. Аграфия – это полная неспособность к усвоению письма, связанная с несформированностью устной речи, разных видов восприятий и ощущений, двигательной сферы тонких движений, регуляции и саморегуляции. Дисграфия проявляется в стойких, повторяющихся ошибках: искажении и замене букв, зеркальном письме, искажении звуко-слоговой структуры слова, нарушении слитности написания слов в предложении, аграматизмах.

Итак, причины графических ошибок у учащихся начальных классов лежат в сфере нарушения как моторики и взаимодейст-вующих с ней психических процессов, поведения и абстрактных форм мышления, так и речевых нарушений.

Не у всех учащихся нарушение речи является первичным дефектом. Часто это является следствием уже имеющихся нарушений в корковых отделах головного мозга или связано с общим отставанием в развитии психических процессов (не все учащиеся владеют распределенным вниманием). Исследуя мозговые поражения, А.Ф. Лурия выявил их связь с проблемами в обучении детей письму.

 

 Данные о мозговых поражениях можно получить, сделав электроэнцефалографию. Это позволит выявить причину отставания у ребенка процесса формирования графического навыка и выработать пути работы.

Уже на начальном этапе обучения грамоте выделяются те дети, которым трудно дается фонетический анализ слов. Графические ошибки, которые они допускают, обусловлены несформированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, когда учащиеся ошибаются при анализе и синтезе звучащего слова и неправильно согласуют слова различных частей речи. Слухо-артикуляционный характер ошибок – пропуск, замены (при плохой дифференциации согласных звуков: твердый-мягкий, глухой-твердый и т.п.), написание лишних букв. Например: пыл-пил, дочка-бочка, Тима-Дима, овса-овца.

В процессе письма, акцентируя внимание на звуковой стороне слова, ученик с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) теряет "графический контроль" над правильным его буквенным отображением, допуская следующие графические ошибки:

– зрительно-двигательный тип графических ошибок – замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов букв, написание лишних элементов. Например: шар-иар, совы-эовы, з-е, ц-щ, ж-х, д-б, о-а, и-у;

– каллиграфические ошибки – нарушение качественной стороны графического навыка: высоты, ширины и наклона элементов букв, способов соединений букв и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или растянутые буквы; разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; несоблюдение расположения букв по линиям строки (линейность); полная неразборчивость почерка, ломаность, вычурность, угловатость письма.

Эти два типа графических ошибок объясняются несформированностью зрительно-двигательного механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложности их согласования со слухо-зрительным восприятием звука-буквы (графического навыка), а также недостаточным контролем со стороны учителя за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических норм при письме, не всегда аккуратным исправлением ошибок и нерегулярной их проработкой.

В графическом начертании буквы участвует три процесса: оптический, рукодвигательный и языковой. Предшествует этому звуковой анализ, то есть языковой процесс стоит на первом месте в цепи развития графического навыка. Отсюда следует проговаривание слов вслух с их последующим анализом и синтезом, а иногда (на начальном этапе) и своих действий при написании буквы (особенно для детей с ОНР). С этой целью будет полезно использовать методические приемы обучения каллиграфическому письму заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук В.А. Илюхиной ("Письмо с открытыми правилами"). Особое внимание она уделяет параллельности элементов букв, четкости выполнения особых каллиграфических правил (четкого, ровного письма букв нового письменного шрифта). В основе ее методики – математический расчет, проявившийся в единообразии письменных букв и способах их соединений, а также опора на речевую форму сознательного овладения правильным графическим навыком (умение дать алгоритм написания буквы) и задействование всех сторон психики ребенка (эмоции, желание доставить радость окружающим людям).

Проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – верное средство для научения обучающихся правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

Большое значение имеет мотивационная сторона обучения в начальной школе. Важно, чтобы каллиграфический почерк, аккуратное, грамотное письмо стало внутренней потребностью каждого ученика. Игровая ситуация, создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроке, личная заинтересованность учителя в учебе ребенка (помощь, поддержка, одобрение) – залог успеха.

Для активизации работы над каллиграфией должно быть организовано зрительное восприятие букв и составляющих их элементов, а для некоторых детей, имеющих слабо развитые моторику и зрительное восприятие, тактильное запоминание буквы (методика Н.А. Федосовой) или воспроизведение траектории написания письменной буквы путем движений рук, пальцев в воздухе, или ее прохождение (методика З.Д. Гольдина и В.Ф. Базарнова).

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, эффективны самые разнообразные методы и приемы обучения письму. На практике наряду с традиционными методами обучения каллиграфии (копирование, тактирование, конструирование, алгоритмизация процесса написания букв) эффективными оказываются физкультминутки пальцевой гимнастики и графические диктанты с различными дополнительными заданиями ("Дальше продолжи бордюр сам", "Закончи рисунок", "Выполни штриховку" и т.п.), которые способствуют также развитию внимания, мышления, зрительно-двигательной координации.

 

Именно такой дифференцированный подход к организации работы в 1-м классе по формированию графического навыка и каллиграфического письма у детей, имеющих нарушения речи, соответствует современным требованиям образования. Разбираться в причинах графических ошибок, вести целенаправленную работу по их профилактике и исправлению – это новая непростая задача, стоящая перед каждым учителем начальной школы сегодня.

Светлана Емельянова,
учитель ГОУ № 1643,
г. Москва