|
Басни КрыловаТема. "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак". Цели. Донести юмор и иронию басни; научить находить мораль-поучение в произведении; работать над выразительным чтением басни. Ход урока I. Организационный момент II. Сказка "Лев и Лисица" Учитель читает сказку. Учитель. "Однажды Лисица попросила Льва взять ее с собой на охоту. "Хитра я и проворна", – хвалилась Лиса. Лев согласился. Лисица рыскала по лесам и полям и выгоняла добычу прямо на Льва. Он хватал зверя и делил добычу. Себе Лев брал долю побольше. И Лев был сыт, и Лисица сыта. Скоро Лисица стала обижаться на Льва, что не поровну добычу делит. Лисица думала: "Все я делаю одна: я и зверя выслежу, я и гоню его, а Лев только готовое хватает". Отошла Лисица от Льва и стала одна ходить на охоту. Добычи она находила много, да жила впроголодь, потому что поймать ее не могла". Что вы узнали о Льве и Лисице? Дети. Лев был сильным, могучим зверем. Он хватал добычу и делил ее. – Лисица хитра и проворна. У. Можно ли их назвать друзьями? Д. Нет. – Друзья помогают друг другу. У. О чем эта сказка? Д. Не будет дружбы, если нет согласия, взаимопонимания, взаимопомощи. У. Видите, что получается, когда не умеют дружить. Неуступчивость – это беда от себя. III. Тема урока У. Сегодня мы будем читать произведение, которое связано с именем Ивана Андреевича Крылова. Учитель показывает детям портрет баснописца. – Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Учитель показывает иллюстрацию, где изображены Лебедь, Рак и Щука. – Это герои басни. Что общего между ними? Д. Все они живут в воде. Учитель читает басню, выделяя голосом мораль. У. Что заставило вас улыбнуться? Д. Какие глупые герои – тянули в разные стороны. У. Каким был ваш смех? Д. Добрым, не злым. У. Что узнали из басни? Дети кратко пересказывают события, произошедшие в басне. – Что поняли? Д. Это несчастные животные, глупые, не знают, как поступить. У. Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? Д. Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть воз. – "Однако воз и ныне там". У. Прочитайте басню про себя. Дети выполняют задание. – Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти? Д. Это слово "товарищи". У. Подтвердите это. Учащиеся аргументируют ответ чтением вслух. – Давайте еще раз прочитаем басню, но уже не про себя, а вслух. Дети выполняют задание. – Прочитайте, про какой случай написал Крылов. Д.
У. Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он? Д. "Лебедь рвется в облака". Он стремительный, упрямый. – "Рак пятится назад". Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный. – "А щука тянет в воду". Она упрямо делает свое дело. У. Вы видите, как с помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ? А какими словами описал их усердие автор? Д. "Из кожи лезут вон". Учитель открывает запись на доске. У. Посмотрите на иллюстрацию в книге. Какие строчки к ней подходят? Учащиеся читают то, что на их взгляд больше подходит к иллюстрации. – Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая? Сильный ученик еще раз читает басню, но без морали. – Какое отношение вызвали у вас эти герои? Д. Очень жалко, что они такие бестолковые. Если они друзья, то все надо делать дружно. У. Как автор относится к героям басни? Д. Он сожалеет, что в товарищах нет согласия. У. Для чего и зачем написана басня? Д. Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки. У. Давайте найдем мораль – главную часть басни. Учащиеся выразительно читают мораль басни. Учитель открывает запись на доске. На доске. "Да только воз и ныне там". – Это выражение стало крылатым. Когда так говорят? Д. Когда люди делают общее дело, но между ними разлад. В итоге ничего не получается. IV. Домашнее задание У. Дома прочитайте еще несколько басен, выделите мораль. Людмила Николаева, Тема. "И.А. Крылов. "Стрекоза и Муравей". Цели. Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения. Ход урока I. Организационный момент II. Слово учителя Учитель. Валентина Осеева предлагает нам короткий рассказ "Потерянный день". Как вы думаете, о чем может идти речь? Дети высказывают предположения. – А сейчас мы прочитаем этот рассказ. Дети читают рассказ и подчеркивают слова, в которых заключен главный смысл. – Что понял мальчик? Что поняли вы? Дети. Мальчик понял, что каждый день он должен прожить так, чтобы было интересно, а главное – полезно. – Надо стремиться узнавать новое и помогать людям, которые тебя окружают. У. А вот что однажды произошло, когда были потеряны дни. III. Тема урока Учитель дважды читает басню "Стрекоза и Муравей", используя прием разночтения одного и того же текста: осуждения и любования. У. Что вы поняли? Д. Сначала вы прочитали басню, осуждая Стрекозу за ее беспечность, легкомыслие, ветреность. А когда вы читали ее второй раз, мы вдруг увидели, как вы любуетесь изящной, красивой Стрекозой, хрупким созданием природы – живым нарядным цветком. У. Я предлагаю вам прочитать басню про себя, а потом мы послушаем, какие чувства передаст при чтении каждый из вас. Вы можете передать только то чувство, которое испытываете сами. Дети читают про себя, вслух, потом все вместе пытаются разобраться, как же они относятся к Стрекозе и Муравью. – А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе? Ответы детей. Мнения могут разделиться. IV. Работа над басней Л.Н. Толстого "Стрекоза и Муравьи" Запись на доске. Осенью у муравьев подмокла пшеница; они ее сушили. Голодная Стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: "Что же ты летом не собрала корму?" Она сказала: "Недосуг было: песни пела". Они засмеялись и говорят: "Если летом играла, зимой попляши". Дети читают басню вслух. У. Какую басню вам интереснее было читать: первую или вторую? Д. Обе басни рассказывают об одном событии. Но Толстой пересказал басню Эзопа прозой. У него нет созвучий – рифм. А басня Крылова стихотворная, мелодичная, звучная, поэтому ее читать легче. У. Как вы понимаете выражения, записанные на доске? Прочитайте сначала первые два выражения, а потом – третье и четвертое. На доске.
– Какое из этих выражений вам больше нравится и почему? Д. Стихотворные строчки Крылова певучие, складные, поэтому их легко читать и легко запоминать. У. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Объясните, какие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ Крыловым в этой басне. Д. Он осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), черствость и эгоизм. V. Домашнее задание У. Дома выучите наизусть басню Крылова "Стрекоза и Муравей", нарисуйте одного из героев. Людмила Николаева, Тема. "И.А. Крылов. "Кукушка и Петух". Цели. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова; вспомнить изучаемые ранее; ответить на вопросы викторины "Знаешь ли ты басни Крылова?"; закончить работу над иллюстрацией к басне И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; развивать художественный вкус. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Учитель. Садитесь, ребята, начинаем урок. Сегодня на уроке мы послушаем, как вы подготовили дома чтение басни Крылова "Ворона и Лисица", закончим работу над иллюстрацией к этой басне, познакомимся с новой басней Крылова. На столе у учителя лежат иллюстрации к басням, карточки с названиями этих басен и карточки с крылатыми выражениями из них. Проводится викторина. – Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, в открытое окно залетел ветер-озорник и все карточки перемешал. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что. На доске я поставлю иллюстрации, а вот эти карточки раздам вам. Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слолва. Дети работают по вариантам. Вариант 1 – для детей, которые посильнее, поэтому у них карточки с крылатыми выражениями. Вариант 2 – для детей, которые послабее, поэтому у них карточки с названиями басен эти слова. Постепенно на доске восстанавливаются названия басен: "Мышь и Крыса", "Чиж и голубь", "Лебедь, Щука и Рак", "Стрекоза и Муравей", "Мартышка и Очки", "Зеркало и Обезьяна", "Слон и Моська". – Видите, ребята, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. А с какой басней мы познакомились вчера на уроке? Д. С басней "Ворона и Лисица". У. Сейчас мы послушаем, как вы подготовили выразительное чтение этой басни дома. Ученик читает басню с места. – Удалось ли передать характеры Лисицы и Вороны? Д. Да. У. Давайте попробуем прочитать эту басню по ролям. Кого мы должны выбрать? Д. Лисицу и автора. Два ученика с учебниками выходят к доске. На ученика, исполняющего роль Лисицы, надеваются элементы костюма Лисы. У. Послушаем басню еще раз. Попробуйте передать точнее хитрую Лису и глупую Ворону. Два ученика выходят к доске и читают басню еще раз. – Где заключен главный смысл басни? Д. В морали. У. Прочитайте ее и объясните, как вы ее понимаете. Д.
– Не нужно поддаваться на лесть. – Нужно не быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь. III. Продолжение работы над иллюст-рацией У. Вчера на уроке мы с вами начали выполнять иллюстрацию к этой басне, но успели сделать ее только карандашом. Сегодня закончим работу. Какие правила мы должны помнить, начиная работать с акварелью? Д. Нужно промыть бумагу водой. – Выполнить работы по влажному фону и сухому фону. – Сначала выполняется работа над дальним планом, а потом надо переходить к ближнему. У. С чего же мы начнем нашу работу? Д. Раскрасим небо, снег, елочки. У. Как раскрасим снег? Д. Сделаем его чуть голубовато-серым или оставим чистую бумагу. У. Какой цвет нужен для изображения Лисицы? Д. Оранжевый. У. Как можно самим получить его? Д. Смешать на палитре желтый и красный. У. Какие цвета нужны для изображения Вороны? Д. Черный и серый. У. Как получить серый цвет? Д. Смешать на палитре черный и белый. – Можно разбавить черный цвет большим количеством воды. У. Приступайте к выполнению работы. После того как ученики закончат работу, учитель устраивает выставку лучших работ. IV. Физкультминутка V. Знакомство с новой басней У. Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около "дедушки Крылова" всегда цветы? Д. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. – Крылов учил мудрости жизни. – Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. У. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы познакомимся еще с одной его басней, она называется "Кукушка и Петух". Звучит запись. – Что особенно понравилось в басне? О чем это произведение: о хорошо знакомых нам птицах или о чем-то ином? Ответы детей. Чтение басни учащимся. – Как вы понимаете слова "поешь ты лучше райской птички"? Д. Очень красиво. – Лучше не бывает. У. Прочитайте, как Кукушка и Петух хвалят пение друг друга. Дети читают отрывки. – Вспомните, как они "поют" на самом деле. Д. Кукушка не поет, а только кукует: "Ку-ку"! А Петух только кукарекает: "Ку-ка-ре-ку"! У. Что сказал об их пении Воробей? Д.
У. В каких строчках заключена главная мысль басни? Д.
У. Приведите примеры из жизни, когда можно использовать эти слова. Дети выполняют задание. – Какой недостаток людей высмеивается в этой басне? Д. Лесть. Дети карандашами иллюстрируют басню "Кукушка и Петух". VI. Домашнее задание У. Дома подготовьтесь к инсценировке басни. Определите, какие слова надо читать от имени автора, Кукушки, Петуха, Воробья. VII. Итог урока У. Чем мы занимались на уроке? Что понравилось, что – не очень? Марина Короткова, Тема. "Крылов. "Ворона и Лисица"* Цели. Отработать навыки выразительного чтения; развивать интеллект, логиче-ское мышление, умение делать выводы, творческое воображение, графические умения для передачи настроения и своего отношения к героям; пробуждать добрые чувства; воспитывать высокие моральные качества. Оборудование. Портрет И.А. Крылова; иллюстрация к басне Крылова "Волшебная шкатулка", выдержки из басен. Ход урока I. Организационный момент II. Объяснение нового материала Учитель. Что сделало имя Крылова бессмертным? Дети. За свою жизнь Крылов написал 205 басен, которые сделали его имя бессмертным. III. Повторение басен, изученных в 1–2-м классах Звучит музыка. Вносят "волшебную шкатулку" (в ней выдержки из басен). У. Ребята, назовите действующих лиц. Определите, из каких они басен.
Д. "Слон и Моська". У. "Да только воз и ныне там". Д. "Лебедь, Щука и Рак". У.
Д. "Мартышка и Очки". У. "Вперед чужой беде не смейся, Голубок!" Д. "Голубь". У. Чем стали для нас в жизни эти выражения? Д. Эти выражения стали крылатыми. У. Какие еще крылатые слова из басен стали пословицами? Д. "Что ты посеял – то и жни". Из басни "Волк и кот". – "Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том верно мало толку". Из басни "Две бочки". – "Деревья – так и я ломать могу, а не согнул ни одного в дугу". "Трудолюбивый". У. А что такое басня? IV. Знакомство с новой басней "Ворона и Лисица" Дети слушают басню в грамзаписи. У. Какие мысли у вас возникли? Ответы детей. – Прочитайте басню про себя. Дети читают. – О ком так говорится в басне? Д. О лисе. У. Как об этом говорит Крылов? Д. Вертит хвостом. У. Смотрит не отрываясь. Д. Глаз не сводит. У. Громко. Д. Во все горло. У. Утратила способность здраво рассуждать. Д. Вскружилась голова. У. Исчезла, скрылась. Д. Была такова. У. Трудно стало дышать. Д. Дыхание сперло. У. Нашел случайно, без особого труда. Д. Бог послал. V. Подготовка к выразительному чтению У. Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса? Дети описывают ворону по рисунку. – А что говорит лиса о ней? Зачитайте из текста. Д.
У. Кто слышал ворону? Какой у нее голос? Д. Она каркает. У. Для чего Лиса так расхваливала Ворону? Д. Чтобы отнять у Вороны сыр. У. Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Д. Нет. У. Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Д. Тщеславных людей. У. В каких словах заключена мораль басни? Д.
У. Что значит "уж сколько раз твердили миру"? Д. Говорили не раз. У. "Но все не впрок"? Д. Не на пользу. У. "И в сердце льстец всегда отыщет уголок"? Д. Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лиса). У. Какой смысл имеет мораль басни? Д. Лесть гнусна, вредна. У. Доказал ли это Крылов? Д. Доказал. VI. Чтение басни по частям, отработка выразительного чтения Ч а с т ь 1 У.
Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать призадумавшуюся Ворону с ценной находкой во рту. В слова "да призадумалась" автор вкладывает иронический смысл. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у нее не было и не могло быть. Ч а с т ь 2
Ч а с т ь 3 При чтении третьей части обратить внимание детей на обилие слов с ласкательным суффиксом, это поможет раскрыть характер Лисы. Ч а с т ь 4 Эта часть показывает Ворону в самом неприглядном виде. Пришла в восторг от льстивых речей Лисы (показать это выразительностью чтения). Ч а с т ь 5
VII. Работа с текстом басни Дети читают басню вслух. У. Какова идея басни? Ответы детей. Каждый ребенок прослушивает магнитофонную запись своего прочтения басни, оценивает свое чтение, высказывает мнение о качестве своего исполнения. Затем качество чтения оценивают учащиеся класса по вопросам, записанным на доске. 1. Правильно ли раскрыта чтецом главная мысль басни? 2. Верно ли переданы образы? 3. Верно ли расставлены логические ударения? 4. Как выдержан темп басни? 5. Достаточно ли ясно прочитан текст? 6. Какова сила воздействия чтения на слушателя? Далее дети читают басню по ролям. – Какую сказку напоминает эта басня? Д. Сказку Гаршина "Лягушка-путешественница". У. Что общего заметили в этих произведениях? Д. В этих произведениях осуждается честолюбие. И Ворона, и Лягушка "пострадали" из-за своего стремления к почестям, славе, из-за любви к похвалам. У. Прочитайте пословицы, записанные на доске, объясните, какие из них подходят к басне. На доске. 1. Верь своим очам, а не чужим речам. 2. На языке медок, а на сердце – ледок. 3. У лести нет чести. Ответы детей. – Я буду называть качества, а вы скажите, кого они характеризуют: Лису или Ворону. Льстивый, склонный к лести. Д. Лису. У. Тщеславный, высокомерный, стремящийся к славе, к почести. Д. Ворону. У. Честолюбивый, любящий славу. Д. Ворону. У. Неискренний, неправдивый. Д. Лису. У. Прочитайте, какими словами в басне раскрывает Крылов эти черты характера Лисы и Вороны. Дети выполняют задание. VIII. ИЗО У. Крылов образными словами, точными определениями, глаголами смог показать нам характер своих героев. А теперь внимательно посмотрите на рисунок художника Рачева. Какие выразительные средства использовал художник, чтобы раскрыть характер басенных героев? Анализ иллюстрации к басне. – А теперь постарайтесь нарисовать иллюстрацию к этой басне, чтобы был ясен характер героев. Какие герои? Д. Лиса хитрая, льстивая. – Ворона глупая, доверчивая. У. Сделайте линейный рисунок с легкой штриховкой, подчеркивающей форму. Учащиеся работают самостоятельно. В конце урока оформляется выставка детских рисунков. IX. Домашнее задание (дается на выбор) 1. Выразительное чтение басни. 2. Чтение по ролям. 3. Инсценирование басни. 4. Изобразить характер героев басни с помощью мимики и жестов. Г.М. ГОРЩАРИК, Тема. "И.А. Крылов. "Зеркало и Обезьяна". Цели. Продолжить работу над формированием навыка правильного беглого чтения, умения выразительно читать художественные произведения; расширять кругозор. Оборудование. Портрет И.А. Крылова; иллюстрации к басням; таблица "Характеристика героев"; карточки; отрывки из басен; выставка книг; грамзапись басни; книга "Басни". Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями Ивана Андреевича Крылова, но прежде давайте вспомним басни, которые мы прочитали на предыдущих уроках. Дети. "Слон и Моська", "Мартышка и Очки". Далее следует инсценировка басни "Слон и Моська". Чтение по ролям басни "Мартышка и Очки". III. Тема урока У. А теперь мы познакомимся с новой басней, которая называется "Зеркало и Обезьяна". Учащиеся слушают чтение басни в грамзаписи, выполняют словарную работу. У. В этой басне так же, как и в других, есть трудные слова, устаревшие или непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка их можно заменить. На доске. Образ, ужимки, перечесть, оборотиться, попусту. "Жужжащее" чтение басни вслух. IV. Работа над содержанем басни У. Назовите действующих лиц басни. Д. Мартышка и Медведь. У. Какими вы их себе представляете? Ответы детей. – Найдите слова Обезьяны и прочитайте их; попытайтесь при чтении передать ее характер. Д.
У. Какой же совет дал ей Мишка? Прочитайте. Д.
У. Какими чертами характера он обладает? Д. Он спокойный, разумный. У. Мы с вами знаем, что хотя в баснях Крылова действуют главным образом животные, поступают они как люди. И когда Крылов смеется над недостатками в поступках животных, в действительности он смеется над недостатками людей. Сейчас мы еще раз прочитаем басню, а вы подумайте, какие же недостатки людей высмеиваются в этой басне. Дети повторно читают басню, составляют на магнитной доске таблицу "Характеристика героев". Затем читают по ролям. V. Обобщение У. Итак, Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль. На доске. 1. А ларчик просто открывался. 2. А воз и ныне там. 3. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? – Прочитайте первое крылатое выражение. Оно взято из басни "Ларчик". Это выражение используется в том случае, когда хотят показать, что какое-то дело решилось очень просто, легко. А сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный и кто лучше всех знает басни Крылова. Читайте по очереди следующие крылатые выражения и вспоминайте, из какой басни взята эта строчка. Д. Второе выражение – из басни "Лебедь, Щука и Рак". – Третье – из басни "Кукушка и Петух". Объяснение выражения учителем. У. Какое выражение в нашей сегодняшней басне заключает в себе главную мысль? Прочитайте. Д.
У. Продолжаем наше состязание знатоков басен. Учитель раздает ученикам карточки с отрывками из басен. На доске иллюстрации. – Прочитайте отрывки, найдите соответ-ствующие им иллюстрации, назовите басни. VI. Итоги урока У. Что мы узнаем из басен? Зачем нам нужны басни? Ответы детей. – Сегодня на уроке мы закончили изучение басен Крылова, но я надеюсь, что они вам понравились и что, придя домой, вы захотите прочитать и другие басни Ивана Андреевича. Новые басни вы найдете в книге, которая лежит на вашей парте. VII. Домашнее задание У. Выучите наизусть басню со стр. 49. Нина Бондаренко, Тема. "Басни И.А. Крылова" Цели. Познакомить учащихся с баснями И.А. Крылова; формировать умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне. Оборудование. Плакат "Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.Крылов"; портрет баснописца, таблички со словами "басня", "мораль", "порок", "аллегория"; костюмы Вороны, Лисицы, музыкальная шкатулка, черный ящик, карточки с высказываниями, аудиозапись. Ход урока I. Организационный момент II. Постановка целей урока Учитель. Рассмотрите книжную выставку. Можно ли по ней определить тему нашего урока? Дети. Можно. У. Почему? Д. На ней книги Крылова. У. Прочитайте высказывание Крылова, записанное на доске. Д. "Люблю, где случай есть, пороки пощипать". У. Что такое порок? Ответы детей. – Сегодня познакомимся с прекрасным миром басен Крылова, выясним, какие пороки он высмеивал. III. Тема урока У. Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Подготовленный ученик рассказывает о жизни Крылова. – Крылов – великий баснописец. Считают, что первым начал писать басни Эзоп, живший в Греции в VI в. до н. э. Именно в его баснях животные говорят, думают как люди. Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией (иносказанием). IV. Анализ произведений, прочитанных детьми Выступления детей оцениваются в баллах детским жюри (три человека). По ходу прослушивания басен выясняется, в чем мораль басни, какие высмеиваются пороки, выделяются крылатые слова. Дети читают по ролям басни "Мышь и Крыса" и "Слон и Моська". У. Почему Крыса решила, что кошка сильнее льва? Д. Так как она очень боялась кошку. У. Какой высмеивается порок? Д. Трусость. У. Какая фраза стала крылатой? Д. "Сильнее кошки зверя нет". У. Какова мораль басни "Слон и Моська"? Д.
Далее несколько детей пантомимой показывают фрагменты басен "Квартет", "Лебедь, Щука и Рак", "Кот и Повар". Остальные отгадывают. Затем следует инсценирование басни "Ворона и Лисица". У. В каких словах заключается мораль? Д.
У. В музыкальной шкатулке спрятаны карточки с фразами из басен Крылова. Вы должны назвать басни. Дети по очереди достают карточки, читают текст и угадывают басню. Д. "Сильнее кошки зверя нет". "Мышь и Крыса". – "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь". "Квартет". – "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться"? "Зеркало и Обезьяна". – "Хоть видит око, да зуб неймет". "Лисица и Виноград". – "А воз и ныне там". "Лебедь, Щука и Рак". У. Давайте познакомимся с новой басней Ивана Андреевича Крылова. Дети прослушивают аудиозапись басни "Волк и Кот". – Назовите героев басни. Д. Волк и Кот. У. С какой просьбой обратился Волк к Коту? Д.
У. Что получилось в результате? Д. Никто не стал спасать Волка, так как он всем в деревне "насолил". У. В каких словах заключена главная мысль? Д. "Что ты посеял – то и жни". У. Как понимаете эту фразу? Ответы детей. Далее один ученик у доски разгадывает кроссворд, остальные – работают с викториной. Вопросы По горизонтали: 3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.) 4. У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"? (Муравей.) 6. Кто без драки "хотел попасть в большие забияки"? (Моська.) 7. Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон.) По вертикали: 1. Кто смеялся "вперед чужой беде"? (Голубь.) 2. Один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись". (Рак.) 5. Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона.) Вопросы викторины У. Кто так говорил:
Д. Стрекоза. У. С помощью этого предмета можно увидеть, "что это там за рожа". Д. Зеркало. У. Что за предметы, с полдюжины которых достала героиня одной из басен? Д. Очки. У. На плакате нарисованы герои из разных басен. Нужно найти их, объединить и назвать басню. Дети выполняют задание. Проверка кроссворда. V. Итог урока
У. Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвященное юбилею Ивана Андреевича Крылова:
Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова Крылова, которые помогут стать лучше. VI. Домашнее задание Ирина ЛУПАНОВА,
|