Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №35/2000

Архив 1999-2004

В гости к Шипящим

3-й класс (1–3)

Тема. "Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц".

Цели. Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть причины написания о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц; развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; учить замечать непонятные слова; выявить степень первичного усвоения написания предложенных орфограмм.

Оборудование. Листы с текстом стихотворения С.Острового "Сказки"; текст "В цирке"; рисунки и карточки; разрезные полоски с пословицей; рисунки с текстами фразеологических оборотов.

Оформление доски. Все картинки крепятся на гвоздиках обратной стороной (дырочка сделана дыроколом); текст к упражнению "Требуется наблюдательность!" написан заранее без выделения орфограмм.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие в страну Имени существительного и узнаем о том, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется гласная о, а когда – гласная е.

III. Речевые упражнения

У. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на многих языках, но у всех языков главная задача – помогать людям понимать друг друга, выражать мысли при общении. Не всегда легко выразить свою мысль ясно и точно. Этому надо учиться. Поэтому не ленитесь думать, отвечать, рассуждать, доказывать.

У вас на столе лежит стихотворение Сергея Острового "Сказки". Прочитайте его про себя и подготовьтесь к чтению вслух.

Дети читают стихотворение.

Сказки

Сказки надо рассказывать ночью
Под лохматые шорохи звезд.
Тут и встретишься с чудом воочию,
Тут и лешего схватишь за хвост.
Сказки надо рассказывать ярко,
Околдовывать речью цветной.
Сказки надо рассказывать с толком,
Чтобы даль расступилась. И ширь.
Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь.

– Как вы думаете, почему "сказки надо рассказывать ярко"?

Дети. Чтобы тебя внимательно слушали.
– Чтобы слушателям было интересно.

У. Что для этого нужно?

Д. Нужно говорить ясно, понятно.
– Использовать логические ударения.
– Играть голосом.

У. Как вы понимаете выражение "сказки надо рассказывать с толком"?

Д. Сначала нужно подумать о том, что сказать.
– Надо точно передавать содержание и основную мысль.

У. Что для этого нужно?

Д. Точно употреблять слова, знать их значение.
– Иметь богатый словарный запас.
– Надо, чтобы в речи было мало повторов.

У. Что значит "околдовывать речью цветной"?

Д. Речь должна быть богатой и разнообразной.
– Нужно уметь употреблять синонимы, антонимы, прилагательные.

IV. Повторение правил грамматики

У. Прочитайте стихотворение еще раз. Понаблюдайте за изменением слова сказка.

Дети склоняют слово сказка.
В результате на доске получается запись.

И. п. сказывалась что? сказка
Р. п. герои чего? сказки
Д. п. добавили к чему? к сказке
В. п. слушали что? сказку
Т. п. интересовались чем? сказкой
П. п. размышляли о чем? о сказке

– Почему изменяется окончание в слове сказка?

Д. Между предметами существуют самые разнообразные отношения. Для того, чтобы выразить эти отношения, слова изменяются, то есть выступают в форме одного из падежей.
– Всего в русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и вопрос.

V. Работа с деформированным текстом

У. Нас сегодня интересует правописание падежных окончаний только одного падежа. Его форма в предложении встречается несколько раз. Возьмите в руки полоски со словами, составьте из них предложение.

Дети составляют.

Д. Существительные языком, делом стоят в форме творительного падежа.

У. Да, в сказках всегда что-то творится, происходит невероятное. Давайте узнаем, какие падежные окончания будут у существительных после шипящих и ц в творительном падеже.

VI. Повторение

У. Сейчас отправимся в Страну воспоминаний, встреча вторая*.

Учитель переворачивает рисунок террариума.

– Перед вами террариум. Шипящие живут в каждой части речи по определенным законам орфографии. Давайте посмотрим, как это происходит. Например, в имени существительном.

Учитель переворачивает плакат "Требуется наблюдательность!".

На обратной стороне плаката написаны слова.

1. Чудак, молчание, щавель, щуренок.
2. Ошибка, пассажир, дюжина.
3. Мышь, вещь, дрожь, речь.
4. Много задач, неудач, крыш, луж.

– Упражнение называется "Требуется наблюдательность!". Какие орфограммы спрятались в словах? Постарайтесь составить предложения, объединив несколько слов вместе.

Дети поочередно читают вслух каждую строчку и обводят кружком орфограмму на доске.

Д. Орфограмма ча-ща пишется с буквой а, чу-щу с буквой у.

 Чудак с молчанием собирал щавель.
 Чудак, храни молчание, когда ловишь щурят.
– Орфограмма жи-ши пишется с буквой и.
 Пассажир совершил ошибку.
 Дюжина пассажиров ехала в автобусе.

Учитель объясняет слово дюжина.

– У существительных женского рода 3-го склонения после шипящих пишется ь.
 Мышь грызла мою вещь.
 Меня охватила дрожь.
 Я потерял речь.
– У существительных, стоящих в форме родительного падежа, после шипящих ь не пишется.
 Когда прорешаешь много задач, тогда не будет неудач.
 С крыш лилась вода, появилось много луж.

VII. Тема урока

У. Страна воспоминаний не вызвала у вас трудностей. Но их в русском языке много. Мы прекрасно знаем, что ударение командует безударными гласными. Это самое ошибкоопасное место в корне слова. Как поступаем в этом случае?

Д. Если в слове гласная вызовет сомнение,

Ты ее немедленно поставь под ударение.

У. Под ударением никто ошибок не делает. Наши трудности начинаются тогда, когда гласная в корне или в окончании существительного оказывается в слабой позиции – без ударения.

Вот и появились герои нашей сказки – король Ударение и его две дочки – принцесса О и принцесса Е.

Учитель открывает на доске картинки.

– Хотя у него есть пять любимых дочек. Кто догадался, как их зовут?

Д. Гласные а, о, и, е, ё.

– Они постоянно требуют проверки. Слышим одно, а пишем другое.

У. Король Ударение старается держать своих дочерей в строгости, но они иногда выходят из-под контроля. Могут быть ударными, а могут быть безударными. Сегодня он только с принцессами о и е отправился в террариум имен существительных. Назовите его обитателей.

Д. Твердые шипящие ж, ш. Мягкие шипящие ч, щ.

У. Террариум охраняет Cторож Ц.

– Как вы думаете, почему именно его поставили сторожить террариум?

Д. Ц – твердый, глухой согласный.

У. Да, его не раздражают шипение, свист обитателей террариума. Сторож глухой.

Подошли они втроем к террариуму и стали разглядывать его обитателей. Многие из них, свернувшись колечком, дремали. На какую букву они были похожи?

Д. На букву о.

У. Радостная принцесса о просунула руку в террариум и погладила ужа. Король Ударение как увидел это, от страха за последствия как закричал на дочь своим громовым голосом: "Это хорошо, что ты сейчас встретилась только с ужом". (Учитель открывает первую карточку.) Почему хорошо?

Д. Потому что он неядовит.

У. "Мне не надо бежать за врачом!" (Учитель открывает вторую карточку.) От страха король и принцесса побледнели лицом. (Учитель открывает третью карточку.) "Пошли домой, принцесса О, я накормлю тебя борщом (учитель открывает четвертую карточку), чтобы твое лицо порозовело, а потом займешься своим любимым делом, порисуешь карандашом". (Учитель открывает пятую карточку.) Прочитайте существительные.

Д. Ужом, врачом, лицом, борщом, карандашом.

У. Что вы заметили?

Д. Эти существительные стоят в форме творительного падежа.
– Под ударением после шипящих и ц пишется гласная о.

У. Запишите слова в тетради.

В тетрадях.

Под ударением
Т. п.

ужом
врачом
лицом
борщом
карандашом

Без ударения
Т. п.

У. В тот момент, когда король Ударение сильно кричал на принцессу О, принцесса Е, испугавшись его гнева, убежала. Теперь он бросился искать принцессу Е. А принцесса Е залезла на террариум (учитель двигает картинку) и плакала от страха и одиночества. Король подошел к ней и стал спокойно тихим голосом говорить ей: "Принцесса Е, будь умницей (учитель открывает первую карточку), спускайся вниз". С плачем принцесса Е спустилась вниз. (Учитель открывает вторую карточку.) "Я угощу тебя грушей". (Учитель открывает третью карточку.) Король повел принцессу домой. За этим зрелищем следил сторож Ц до тех пор, пока король Ударение и принцесса Е не скрылись за березовой рощей. (Учитель открывает четвертую карточку.) Через некоторое время они уже были дома. "Вот мы уже под крышей нашего дворца", – сказал он дочерям.

Сторож Ц был рад, что из террариума ушли громогласный король Ударение и принцессы О и Е.

Прочитайте существительные правого столбика.

Д. Умницей, плачем, грушей, рощей, крышей.

У. Что вы заметили?

Д. Эти существительные стоят в форме творительного падежа.

– Без ударения после шипящих и ц пишется гласная е.

У. Запишите эти слова в тетрадь.

В тетради.

Под ударением
Т. п.

ужом
врачом
лицом
борщом
карандашом

Без ударения
Т. п.

умницей
с плачем
грушей
за рощей
под крышей

– Прочитайте орфографически существительные двух столбиков.

Дети читают.

– Давайте повторим правила правописания о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц.

Д. В окончаниях существительных, стоящих в форме творительного падежа, после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения – е.

У. Выполняя тренировочные упражнения, король Ударение, принцессы О и Е и я, ваш учитель, уверены, что вы не будете мучиться вопросом, что писать в окончаниях существительных, стоящих в форме творительного падежа после шипящих и ц.

Д. (хором). Гласную о.

У. Что писать без ударения после шипящих и ц?

Д. (хором). Гласную е.

Учитель вывешивает плакат со стихотворением и читает его.

Мы под удареньем пишем,
Без сомненья, то, что слышим.
Ну, конечно, букву о.
Если ж звук без ударенья
Вызвал сильное сомненье,
Напиши смелее букву е.

VIII. Закрепление нового материала

У. После переживаний король Ударение вместе с принцессами О и Е отправился в цирк. Вы туда тоже приглашены. У вас на столах лежат пригласительные билеты. Но есть одно условие: вы только тогда сможете узнать о цирковом представлении, когда в окончания существительных после шипящих и ц вставите нужные гласные – о или е.

Учитель раздает детям тесты.

Фамилия Имя______________________________________

В цирке

Манеж осветился луч...м прожектора. Циркач, окутанный плащ...м, начал представление. Он клич...м вызвал на манеж медведицу с со своей помощниц...й. Они ловко жонглировали кольц...м, мяч...м. Циркач на арену вышел с гостинц...м. Медведицу он угостил огурц...м, а помощницу – груш...й. Они хорошо справились со своей задач...й.

Тест ученики читают про себя. Непонятные слова объясняют. После выполнения тест сдают учителю для последующей обработки.

IX. Работа с фразеологическими оборотами

Учитель показывает рисунки и предлагает объяснить, как дети понимают смысл выражений.

X. Итог урока

У. Что изучали на уроке? Что узнали?

XI. Домашнее задание

У. Попробуйте сочинить сказку о гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. (См. приложение на с. 13.)

Людмила ЯНКОВСКАЯ,
учитель школы № 2,
г. Юбилейный Московской обл.