Эта тетрадь — своеобразная
мини-хрестоматия, которая поможет решить сразу
несколько задач: познакомить ваших учеников с
произведениями современных поэтов и поэтов ХIХ
века, посвященных осени; потренировать их в
написании безударных гласных в корне слова и
научить некоторым приемам при рисовании
орнаментов.
Тетрадь может быть
использована на уроках русского языка, чтения,
изобразительного искусства, на занятиях в группе
продленного дня и для самостоятельной работы
учащихся.
Вот некоторые примеры заданий
из нее.
К. Бальмонт
Осень
Посп·вает брусника,
Стали дни х·л·днее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц ул·тают
Прочь за синее море.
Все д·ревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже см·ётся,
Нет в цв·тах
бл·говонья,
Скоро ос·нь проснётся
И заплачет спросонья.
- Перепиши слова и запомни
их написание.
Блестеть _______________________
Блистать _______________________
- Дорисуй и раскрась орнамент,
начатый художником.
- Выпиши из
текста глаголы с безударными гласными в корне.
Подбери к ним проверочные слова.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Знаешь ли ты?
Благовонье — это сложное
слово, образовавшееся из сочетания «благая
вонь». Слово вонь в старину означало запах,
а благая вонь — приятный запах. В древности благовоньями
называли пахучие масла, приготовленные из
ценных растений. Ими очень дорожили. Благовонья
приносили в жертву богам, умащивали (натирали)
ими дорогих гостей, новобрачных, покойников.
Отсюда пошло выражение «умаслить кого-то», то
есть задобрить, расположить к себе.
С. Есенин
Закрутилась л·ства з·л·тая
В р·зоватой
в·де на
пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем л·тит на зв·зду.
- Выдели корень в слове л·ства.
- Подбери к нему как можно
больше однокоренных слов.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
А. Майков
Осень (отрывок)
Кроет уж лист з·л·той
Влажную землю в л·су.
Смело т·пчу
я н·гой
Вешнюю леса красу.
С хол·да
щёки горят,
Любо в лесу мне б·жать,
Слышать, как сучья тр·щат,
Листья н·гой загр·бать!
Знаешь ли ты?
Слово вешняя в
современной речи почти не встречается. Оно
устаревшее, означает весенняя.
Как ты думаешь, что означает
выражение «топтать вешнюю красу»?
- Выпиши из текста глаголы с
безударными гласными в корне. Подбери к ним
проверочные слова.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- Выдели корень в слове з·л·той.
Подбери к нему как можно больше однокоренных
слов.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Н. Рубцов
В осеннем лесу (отрывок)
Я так люблю ·сенний лес.
Над ним — сияние н·бес,
Что я х·тел
бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в д·ждевой
в·сёлый
свист.
Знаешь ли ты?
Слово багряный означает
тёмно-красный, близкий к цвету крови. Есть даже
такое выражение «обагрить кровью», то есть
«окрасить кровью в тёмно-красный цвет». Слово багряный
очень любили поэты девятнадцатого века.
Однокоренным к слову багряный является слово
багрец.
К какой части речи относится
слово багряный?