Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №33/2000

Архив 1999-2004

Путешествие в страну “Наоборот”

Цели. Развивать символическую функцию; расширять кругозор; обучать начальным навыкам классификации; развивать навыки логического мышления, включая операцию отрицания.

Оборудование. Картотека свойств, строительный конструктор, игрушки, фломастеры, карандаши.

Ход занятия

Учитель. Ребята! Сегодня я получила телеграмму. Давайте ее прочитаем.

На экране появляется текст телеграммы.

Дорогие ребята! Приглашаю вас в страну противоположных свойств. Возьмите с собой картотеку свойств, фломастеры и хорошее настроение.
                                                  Еяф торобоан.

– Да! Первая страна, которую мы должны посетить, – это страна "Наоборот". Здесь все свойства вещей меняются на противоположные. А транспорт, который прислали для нас, паровозик-облачко, тоже устроен необычно. Сам паровозик стоит в направлении, противоположном движению.

Дети встают и под музыку движутся спиной вперед, пританцовывая и подражая звукам паровоза.

– Ну вот мы прибыли на главную станцию этой страны. Прочитайте ее название.

Дети. "Обратилия".

У. Здесь живут необычные люди – обратильцы. Они умеют совершать чудеса со свойствами предметов, превращая их в противоположные. Нас встречает фея Наоборот.

Фея. Здравствуйте, итед! Ой! Дети! Это я по привычке. Рада вас видеть. Приглашаю посмотреть главную достопримечательность города – зеркальную пропасть. Ее охраняют верные стражи. Она превращает свойства предметов в противоположные. Вопросы есть?

Д. Что будет с нейтральными свойствами?

– Каким станет зеленый кузнечик?

Фея. Да ну их, эти нейтральные свойства. Пусть остаются как есть. Ну, что же, поколдуем. Мальчик! Какие у тебя ушки? Покажите их размер.

Дети показывают значок "маленький".

Фея. Пойдем! Я награжу тебя по-царски!

Заводит мальчика за ширму, колдует, он выходит с огромными красными ушами. Дети показывают свойство "большой" и комментируют.

Фея. Девочка! Какая же ты?

Фея восхищается. Дети показывают свойство "красивый".

Фея колдует. Из-за ширмы появляется девочка, строя ужасные гримасы и пугая детей. Дети показывают свойство "безобразный".

Фея. А теперь поколдуйте сами.

Дети сами совершают "превращения", сопровождая их показом значков свойств (форма, размер, цвет, вкус, упругость, темп, громкость).

Примеры превращений:

мяч – упругий, круглый;
елочный шар – хрупкий, круглый;
машинка – маленькая;
машинка – большая;
колпачок – треугольный, маленький, черный;
колпачок – треугольный, большой, белый;
музыка – медленная, тихая;
музыка – быстрая, громкая;
музыка – быстрая, тихая;
музыка – медленная, громкая.

В процессе работы дети комментируют свои действия, объясняют свой выбор, делают выводы.

В завершение делается вывод о том, что нейтральные свойства остаются без изменений, а остальные меняются на противоположные.

У. Дети! Каждому из вас фея Наоборот подарила волшебное зеркало. Придумайте задание для своего соседа и предложите ему вы-полнить превращения свойств с помощью волшебного зеркала.

Дети создают задания и предлагают соседу. Задание комментируется.

Примеры заданий:

факел – высокий, горячий;
мороженое – маленькое, холодное;
ветер – сильный, страшный;
колдун – огромный, злой;
холодильник – прямоугольный, тяжелый.

Ученики комментируют выполнение задания, объясняя изменение противоположных свойств и неизменность нейтральных.

У. Нам пора отправляться в путь. Паровозик ждет. По вагонам!

Звучит музыка.

– Следующая станция носит необычное название – "Не". Здесь нас встречает гномик Не.

Гномик. Не здравствуйте, ребята! Мой девиз: "Не, не и не!" Я люблю отрицать любые свойства. Если фея Наоборот не замечает нейтральные свойства, то я их без внимания не оставляю! Какой чудесный огурчик!

Достает из банки соленый огурец и пробует.

Гномик. Он соленый.

Дети показывают карточку, где написано это свойство.

Гномик. Я дотрагиваюсь палочкой "не" до этого свойства. Какой он теперь?

Д. Не соленый.

– Сладкий.
– Горький.
– Кислый.
– Он может быть любым, но только не соленым.

Гномик. А теперь поколдуйте сами. Вот моя палочка "не", вот ширма "не". Не до свидания!

У. Ребята! Давайте отправим за ширму "не" Алису! Кто же теперь это?

Д. Это не Алиса.

Алиса уходит за ширму, вместо нее появляется мальчик.

У. А кто мог появиться еще?

Д. Кто угодно, но не Алиса.

У. Как нам спасти Алису?

Д. Надо отправить за ширму игрушку.

Игрушку отправляют за ширму, появляется Алиса.

У. Найдите на ваших партах предмет со следующими свойствами.

Учитель показывает значки: "не короткий", "не квадратный", "не желтый".

Ребята находят длинный красный брусок и показывают его.

III. Итог урока

У. Вы отлично справились со всеми заданиями, а наше путешествие подошло к завершению. Скажите, пожалуйста, чем отличаются друг от друга те страны, которые мы посетили?

Д. В стране "Наоборот" изменяются только те свойства, которые имеют противоположную сторону, а гномик Не обращает внимание на любые свойства и изменяет их, отрицая.

Вера Антонова,
учитель школы № 934, г. Москва
Рис. Н.Иштриковой