|
Педагогический мониторинг в начальной школеОтслеживание техники чтенияИндивидуальное отслеживание техники чтения При проведении педагогического отслеживания техники чтения необходимо соблюдать условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность. Для полного представления о качестве чтения в конкретных классах и школе в целом следует вести отслеживание техники чтения по двум уровням – учитель, администратор – и следующим направлениям: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность. Целесообразно проверку техники чтения проводить в первую неделю сентября, что позволит определить исходное состояние техники чтения каждого ученика, отдельного класса, параллели и школы в целом. Учителю это поможет разделить класс на группы детей, читающих в одном темпе, для проведения в дальнейшем индивидуальной и групповой работы. Традиционно важно выделить три такие группы: дети, темп чтения которых превышает нормативные требования первого полугодия; дети, темп чтения которых соответствует нормативным требования первого полугодия; дети, которые не выполняют требования программы. Подобная работа может проводиться уже в первом классе: следует выявить первоклассников, умеющих читать, детей, знакомых с буквами и пробующих читать по слогам, и учащихся, на которых следует обратить дополнительное внимание для создания успешности обучения тех, кто не знаком с грамотой. Определив состояние техники чтения на начало учебного года, педагог вычерчивает график, где по горизонтали отмечаются даты проведенных наблюдений, а по вертикали – количество слов, прочитанных за минуту (приложение 1). Однако скорость не является определяющим фактором, поэтому на графике цифрой дополнительно фиксируется число ошибок, допущенных учащимся, цветом отмечается выразительность чтения. Для этого кружок закрашивается каким-либо цветом (например: красный – чтение выразительное, синий – требует работы над выразительностью). Знаком плюс (минус) отмечаются осмысленность чтения, умение отвечать на вопросы, рассказывается о прочитанном. Работа с индивидуальным графиком Индивидуальный график техники чтения (приложение 1) показывает, что ученик Иванов Максим относится к числу сильных учащихся. Его чтение на начало учебного года по темпу соответствует нормативным требованиям первого полугодия. Чтение выразительно и осознанно. Ученик может отвечать на вопросы учителя, выделять главную мысль, просто пересказывать. На нашем графике это отмечено знаком "плюс". Однако Максим допустил четыре ошибки при чтении. Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником необходимо определить и зафиксировать качество ошибок (ошибки в окончании слов, повторы, постановка ударения и пр.). Это можно сделать в индивидуальной тетрадке или на обороте того же графика. Анализируя предложенный график, можно сделать вывод, что скорость чтения мальчика повышалась ежемесячно и в декабре соответствовала требованиям конца учебного года, ученик читал выразительно, осмысленно, число допускаемых ошибок снизилось до двух. В январе отмечалось снижение скорости чтения и увеличение числа ошибок. Возможно, на зимних каникулах ребенок читал мало. (Если вообще читал!) Следовательно, педагогу надо было предусмотреть индивидуальные интересы учащегося и предложить для чтения на каникулах другую литературу. Подобная деятельность учителя не только стабилизирует технику чтения, но и улучшает ее. Примерно так строится индивидуальное отслеживание качества техники чтения учащихся начальных классов. Динамику техники чтения ученика следует контролировать (на уровне учителя) ежемесячно. На первый взгляд, эта работа кажется громоздкой, требующей от учителя колоссальных временных затрат. Однако время уходит только на создание шаблона индивидуального графика, на котором можно фиксировать качество техники чтения все годы обучения в начальной школе, используя различные цвета для каждого учебного года. Ежемесячное отслеживание техники чтения дает возможность педагогу судить о результативности своей работы по формированию качества чтения ученика, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно намечать план коррекции. На первых порах, когда на графике отражено только одно или два измерения, он не дает полной картины состояния дел. Однако систематическое фиксирование результатов на подобных графиках, коррекционная, индивидуальная работа с учеником всегда принесет положительные результаты. А как радуются дети, рассматривая график и убеждаясь, что он стремительно идет ввысь! Как они довольны, если уменьшилось число допущенных ими ошибок! Ведь это показатель их труда. Да, успешные в учебе ребята будут видеть плоды своего прилежания. А что делать тем ученикам, которые овладевают навыками чтения с трудом? На помощь придет тот же график, только в этом случае учитель заложит другую цену деления. Например, на графике, отражающем технику чтения ученика, умеющего быстро читать и постоянно повышающего этот уровень, цена деления будет равна пяти или даже десяти словам, как на нашем графике. А школьник, который не делает головокружительных успехов в чтении, получит свой график, на котором цена деления будет равняться одному слову. В любом случае каждый ученик будет видеть рост темпа своего чтения, его качественное изменение, сможет сравнивать его с предыдущими результатами. Все это активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения. А теперь рассмотрим вариант, в котором темп чтения не растет. Чем учитель сможет поощрить слабого, но очень старающегося ученика? Да изменением цвета в кружке, характеризующем осмысленность чтения! Ведь если красный цвет показывает выразительность чтения, а синий – ее отсутствие, то голубой цвет может обозначать: "Читает невыразительно, но очень старается". Это незначительное изменение в графике, отмечающее стабилизацию, и будет являться маленьким поощрением. Итак, вооружившись графиком как показателем изменения качества техники чтения конкретного ученика учитель может намечать соответствующую работу с каждым учеником, стимулировать его продуктивную деятельность, подбирать методы и приемы, адекватные его потребностям, проводить беседы с родителями, привлекать их тем самым к проблемам ребенка. Групповой график отслеживания техники чтения Определив уровень чтения каждого ученика и разделив класс на группы, учитель дает задания. Например, учащиеся, объединенные в группу, которой необходимо работать над осмысленностью чтения, могут получить на уроке задание прочитать абзац и выделить главную мысль или озаглавить текст. В это время дети, допускающие ошибки в окончаниях слов при чтении, будут работать над увеличением поля зрения и т.п. Я не ставлю задачу конкретизировать методическую деятельность учителя. Каждый педагог лучше знает свой класс, его возможности и потребности. Обладая арсеналом методических средств и приемов, учитель сможет дифференцировать работу с учащимися и, имея на руках наглядный материал, планировать урок. Разделив класс на условные группы, учитель начальных классов может использовать в своей работе групповой график отслеживания техники чтения, который объединяет учеников, читающих в одном темпе. Вычерчивается график (приложение 2). В зависимости от уровня чтения группы определяется цена деления вертикальной шкалы. При вычерчивании графика необходимо применять различные цвета, фиксирующие данные отдельного ученика, но можно использовать и различные виды линий, как на предложенном графике. Определив группы учащихся, читающих в одном темпе, учитель может устроить между ними самое настоящее соревнование. Кто прочитает вслух больше страниц за неделю? Кто нашел в тексте ответы на вопросы? Кто нашел в тексте синонимы, однокоренные слова?.. Дети, стараясь прочитать больше страниц, чем одноклассники, постоянно отрабатывают навык чтения. При этом желательно, чтобы ребенок ежедневно фиксировал число страниц, прочитанных вслух самостоятельно. Однако учитель должен помнить, что нельзя сравнивать успехи одного ребенка с успехами другого, так как человек индивидуален и у каждого свой собственный темп и путь развития. Необходимо научить детей радоваться самому малому продвижению вперед каждого учащегося, уважать труд одноклассников, сопереживать и оказывать им поддержку. Отслеживание техники чтения класса в целом Мы рассмотрели варианты отслеживания техники чтения индивидуально каждого учащегося класса и группы детей, читающих в одном темпе. Их цель – дифференциация и индивидуализация работы на уроке. О работе учителя в целом администрация может судить по обобщенному графику состояния техники чтения класса (приложение 3). На нем в динамике отражен средний процент всех исследуемых параметров: темп чтения, правильность, выразительность и осознание прочитанного материала. Фиксацию данных может проводить как учитель, так и член администрации, курирующий начальные классы. Контрольную проверку техники чтения администрацией не следует проводить чаще одного-двух раз в год. Графическое изображение дает яркую картинку, иллюстрирующую навыки чтения в каждом классе, их изменения как показатель работы учителя, и одновременно сигнализирует руководству школы о необходимости принятия управленческого решения в случае резкого снижения показателей. Ведя отслеживание техники чтения учащихся одной параллели, завуч имеет представление о состоянии техники чтения всей начальной школы, о качестве работы педагогов, что помогает планировать работу школы, школьного методического объединения, творческих групп учителей. Приложение 1 Индивидуальный график техники чтения учащегося 2-го класса (1–4) График отражает темп и качество чтения ученика за 1 год Приложение 2 Групповой график техники чтения учащихся 2-го класса (1–4)
График отражает темп чтения учеников одной условной подгруппы Приложение 3 Динамика техники чтения
График отражает динамику скорости, выразительности и правильности чтения (в 4-м классе все читают осмысленно). Ольга Корнеева, |