|
Развитие навыков речетворчества методом художественного восприятияВ настоящее время издано множество различных методических пособий для учителя, направленных на развитие речи учащихся. Одно из них – курс интеллектуального и духовного развития для 1-го и 2-го классов "Человековедение", автор А.А. Востриков. Автор данного пособия предлагает технологию формирования и развития навыков речетворчества. Он пишет, что способность к развернутому речетворчеству в виде объяснения, рассказа, рассуждения отражает готовность ребенка к интеллектуальной деятельности, и прежде всего к мыслительному процессу, который в своей высшей стадии представляет монологическое или диалогическое высказывание на уровне внутренней речи. Чем быстрее удается преодолеть вербальную неразвитость ребенка, тем интенсивнее формируются интеллектуальные процессы и обеспечивается стимуляция как познавательной активности, так и способности хорошо учиться. А.А. Востриков предлагает ряд методов, направленных на развитие навыков речетворчества. Это методы "корневого гнезда", буриме, синонимов и антонимов, неоконченных предложений и т.д. Но он также говорит о том, что описанные им методы стимуляции усвоения слов и их содержания далеко не исчерпывают всех методических возможностей в этом вопросе. Каждый учитель имеет возможность сам придумать свою методику, найти свои методы и активно их использовать. Татьяна СЕРГЕЕВА, учитель МСОЦ "Центр образования" п. Самусь ЗАТО г. Северск, воспользовалась советом автора и нашла свой метод, который назвала методом художественного восприятия. Как происходит встреча ребенка, например, с художественными произведениями в начальных классах? Во-первых, работая на материале художественной литературы, ученик делает обыденную работу, которая формирует у него "нехудожественный" способ работы с художественным текстом, а именно: составляет план, выделяет главные мысли в абзацах, пересказывает. Во-вторых, учитель использует художественные произведения для нравственного воспитания. Казалось бы, что здесь плохого? Плохо то, что этот методический прием навязывает детям готовые этические оценки характеров и поступков героев. А это закрывает для ребенка выход на духовную высоту авторской позиции, мешает развитию самостоятельности. Метод художественного восприятия предлагает ребенку побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества; направить на поиск авторской оценки изображаемого, а также на то основное эмоционально-оценочное отношение, которое пронизывает все произведение, а значит, ребенок сможет перейти с житейского восприятия на качественно иной, эстетический уровень восприятия. Давайте заглянем на уроки чтения в 3-й класс, где используется данный метод, и посмотрим, какие результаты он дает. Тема. "Знакомство со стихотворением С.Есенина "С добрым утром!" Ход урока I. Организационный момент II. Тема урока Звучит музыка, напоминающая мгновения раннего утра, слышен рожок пастуха. Учитель. Довелось ли вам когда-нибудь встречать рождение нового дня? Расскажите, что вы видели, слышали, какие чувства и эмоции переполняли вас. После рассказов детей учитель знакомит их со стихотворением С.Есенина "С добрым утром!". Далее дети работают над его содержанием, понятийным значением каждого слова, как бы заглядывают в "душу" каждого из них. Затем они делают рисунки на каждые две строчки стихотворения, то есть как они это представляют. – Закройте глаза и представьте, что вы там, где происходят события этого стихотворения. Дети выполняют задание. – А теперь расскажите данное стихотворение прозой. Дети. Всю ночь звезды не спали, а к наступлению утра они заснули крепким, чудесным сном. Потихоньку дул свежий прохладный ветерок, от лучей восходящего солнца задрожало зеркало затона. Прекрасный день: "Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона". Березки, как невесты, поражают своей белизной и красотой. Радуются, растрепали шелковые косы, зашелестели зелеными сережками. А под березкой молодая зелень: и ромашки пестреют, и одуванчики. А крапива, приветствуя новый день, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" – Звезды начали потихоньку засыпать, а солнышко проснулось. Вместе с солнышком стала просыпаться вся природа. Посмотрит солнышко на речку – речка переливается в его лучиках. Заглянуло солнышко в лес – березок разбудило. А березки косы распустили, улыбаются солнышку и листьями шуршат. Вот у плетня крапива просыпается. Солнышко и ее своим лучиком пощекотало. Приятно стало крапиве, и нарядилась она ярким перламутром. "С добрым утром!" – заговорила вся природа. – Встало солнце из-за леса, усыпило все звезды, разбудило утро и всю природу. Сначала забурчала река и улыбнулась солнцу, а березки подняли свои веточки и распустили свои косы. Их листочки колыхались на воздухе, а на них горели жемчужные капельки росы. У плетня росла пушистая крапива, которая от солнечных лучей покрылась перламутровым цветом. На нее подул ветерок, она качнулась и прошептала: "С добрым утром!" – В сказочном лесу жили две подружки: утро и ночь. Утро сменяло ночь. Однажды, когда первые лучи солнца разбудили землю, золотые звездочки стали засыпать. Наступило утро, дунул ветерок на речку, и задрожало зеркало затона. Когда стало совсем светло, улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. Маленькие капельки-росинки затерялись в листьях, заблестели, словно звезды утреннего света. Солнце у забора слегка коснулось крапивы, а крапива сонно потянулась, прошептав соседке: "С добрым утром!" На следующем уроке чтения была творческая работа, коллективный этюд, во время которого дети обучали друг друга, как бы обменивались способностями и открытиями. Тема. "Работа со стихотворением С.Есенина "Из-за леса, леса темного..." Ход урока I. Организационный момент II. Тема урока При знакомстве с этим стихотворением ребята подметили его схожесть с предыдущим. Дети. Поэт в этих стихотворениях описывает восход солнца, раннее утро. Но главные действующие лица разные: в одном – утро, в другом – Зорюшка. В ходе работы над стихотворением дети объясняют следующие выражения: "роса жемчужная", "отливала блестки алые", "шепчутся камыши". После этого следует творческая коллективная работа:
Далее класс делится на три группы. Каждой группе дается задание. Первая группа должна, используя первое четверостишие, сочинить начало сказки. В помощь ребятам даны предложения: "В сказочном лесу жила-была Красна-Зорюшка. Любила Зорюшка спать, а вот просыпалась она красиво..." Вторая группа должна, используя второе четверостишие, сочинить середину сказки. В помощь им дано предложение: "Махнула Красна-Зорюшка правой рукой, и загорелись ярким пламенем сосны старые, могучие..." Третья группа, используя третье и четвертое четверостишия, должна сочинить концовку. В помощь им дано предложение: "Пошла гулять Красна-Зорюшка по лесу и обронила свои бусы жемчужные на траву зеленую, на листочки деревьев..." Учитель руководит работой группы, помогает строить предложения, но ни в коем случае не навязывает свои мысли. Вот работа завершена. Что получилось, судите сами. Зорька волшебница В сказочном лесу жила-была Красна-Зорюшка. Любила Зорюшка спать, а вот просыпалась она красиво. Встанет и давай золотистые лучики раскидывать. На березку красный луч бросит, на осинку – желтый, на ель – синий, а на тополь оранжевый лучик кинет. Переливается сказочный лес, точно радуга разноцветная. Махнула Красна-Зорюшка правой рукой, и загорелись ярким пламенем старые могучие сосны. Заалели лучи солнца на махровых ветках сосны. Нарядились в разноцветные сетки хвойные лапочки. Но не хотели просыпаться сосны и укрылись в златотканые покрывала. Махнула Красна-Зорюшка левой рукой. Начали петь птицы, стали раскрываться цветочки. На болотах проснулись кувшинки и заквакали лягушки, мама-утка повела купаться своих утят. Вот какая волшебница Красна-Зорюшка! Пошла гулять Красна-Зорюшка по лесу и обронила свои бусы жемчужные на травку зеленую, на листочки деревьев. Рассыпались бусинки на траву и заблестели на солнышке. Шла она, шла и оказалась на озере, а там камыши, проснувшись, переговаривались между собой. Стала Зорюшка глядеться в озеро, как в зеркало, и увидела свое красивое отражение. Всех разбудила Зорюшка и пошла гулять до вечера. За этой сказкой, составленной ребятами, стоит большая творческая работа: это внимание к авторской позиции, выраженной в стихотворении, это собственное понимание языка произведения. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще – чувство тайны, которую очень хочется разгадать. "Тайна возбуждает творчество", – так сказал А.Эйнштейн. |