Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №25/2000

Архив 1999-2004

Мир животных

Конспект урока по внеклассному чтению

Тема. "Мир животных"

Цели. Сформировать интерес к самостоятельному чтению книг; знакомить детей с художественной и научно-художественной литературой о животных; учить самостоятельно знакомиться c книгой для чтения; закрепить умение отвечать на вопросы учителя; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, любви к природе, животным; учить детей самостоятельно работать с малыми жанрами фольклора.

Оборудование. Открытки с изображениями животных; иллюстрированная карточка к произведению; видеофильм; дифференцированные задания на карточках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Решение задач по ориентировке в книге

Учитель. Рассмотрели ли вы выставку?

Дети. Да.

У. Книги каких авторов вы увидели на выставке?
Д. Соколова-Микитова, Пришвина, Толстого, Воронина.
У. Какие авторы вам уже знакомы?
Д. Соколов-Микитов, Пришвин, Толстой.
У. Пришвин и Соколов-Микитов. О чем пишут эти писатели?
Д. О природе и о животных.
У. Назовите книги, представленные на выставке.
Д. "Трусишка", "Весна в лесу", "Этажи леса", "О животных и птицах", "От весны до весны".
У. Как вы думаете, о чем эти книги?
Д. О животных, лесе, природе.
У. Почему вы так считаете? Что об этом свидетельствует?
Д. Названия книг.

– Иллюстрации, на которых изображены животные.

У. Совершенно верно. Тематику книги мы можем также определить по автору. Мы уже говорили с вами об этом. Какую еще информацию вы можете сообщить об этих книгах? Может быть, вы заметили, в каких издательствах родились эти книги?
Д. "Малыш".

– "Детская литература".

У. Есть ли на выставке книги из серий?
Д. Да. Книга Соколова-Микитова "От весны до весны" из серии "Книга за книгой".
У. Итак, мы рассмотрели выставку. О ком пойдет речь на нашем уроке?
Д. О животных.

III. Чтение книги с выставки

У. Я прочитаю вам книгу Сергея Воронина, которая называется "Трусишка". Эта книга родилась в издательстве "Детская литература" в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1975 году. Она уже старенькая. Рассказ, который мы с вами будем слушать, так и называется: "Трусишка". Как вы думаете, о ком этот рассказ?
Д. О зайце.
У. Сейчас мы узнаем, правильно ли вы догадались. Приготовьтесь внимательно меня слушать.

IV. Беседа и рассуждения о прочитанном

На доске вывешены открытки: заяц-русак, лиса, заяц-беляк.

У. Вы прослушали рассказ Сергея Воронина "Трусишка". О ком он?
Д. Этот рассказ о зайцах. О беляке, русаке и лисе.
У. Кто такие беляк и русак? Чем они различаются?
Д. Русак – серый заяц, беляк – белый.
У. Вы дали определение по окрасу шерсти. Но на самом деле различия между этими зайцами более существенные.

Учитель зачитывает определения на основе словаря.

Беляк – заяц, меняющий к зиме окраску на белую.

Русак – серый заяц, сохраняющий одинаковую окраску зимой и летом.

– Как вы думаете, кому из зайцев приходится сложнее: беляку, который меняет шубку в зависимости от сезона, или русаку, окраска которого постоянна?

Д. Сложнее русаку, так как он не может зимой прятаться.
У. Кто в нашем рассказе чувствует себя плохо, некомфортно, боится всего?
Д. Боится всего беляк.
У. Почему он боится?
Д. Заяц поменял шубку, а снег растаял – и белому зайцу трудно спрятаться на темной земле.
У. Что вам особенно понравилось в рассказе?
Д. Очень понравилось, как беляк подружился с русаком.
У. Что произошло дальше? Кто попал в беду?
Д. Русака стала преследовать лиса, а беляк все это видел, но испугался.
У. Мог ли беляк помочь другу? Что пишет об этом автор?
Д. Беляк мог отвлечь лису на себя, и, погнавшись за обоими, она оказалась бы ни с чем.
У. Какая русская пословица нам бы сейчас пригодилась?
Д. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
У. Что сделал беляк? Как вы к нему относитесь?
Д. Он струсил: он еще сильнее прижался к земле и не помог другу.
У. Как поплатился за свой поступок беляк?
Д. Он потерял друга и остался один.
У. Посмотрите на доску. Здесь написаны пословицы. Прочитайте первую пословицу. Как вы ее понимаете?

На доске.

"Дружба от недружбы близко живет".
 "Нет друга – ищи, а нашел – береги".

Д. Можно дружить, а потом поссориться.
У. Правильно. Можно долго общаться с человеком, считать его другом, а в самый ответственный момент он подведет, бросит в беде. Прочитайте вторую пословицу. Я думаю, что всем понятен ее смысл. Как мы можем применить эту пословицу к нашему рассказу? Что вы можете сказать о главном герое?
Д. Беляк подружился с русаком, но не помог ему в беде и потерял друга.
У. Мы можем сделать вывод, что настоящие друзья нужны друг другу не только для игр, они всегда помогают и выручают в беде.

IV. Самостоятельное знакомство с книгой, которую предстоит читать в классе

У. Я попрошу дежурных помочь мне. Раздайте, пожалуйста, каждому по книге. Внимательно рассмотрите ее.

V. Чтение произведения "про себя"

У. Обратите внимание, какую книгу вам надо прочитать.

На доску вывешивается иллюстрация, карточка.

Дети рассматривают книгу М.М. Пришвина "Лисичкин хлеб" (серия "Книга за книгой") и читают рассказ "Лягушонок". Учитель наблюдает за процессом рассматривания.

VI. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения и рассматривания

У. Вы рассмотрели книгу. Расскажите: кто автор книги, как она называется, где родилась?
Д. Эта книга Михаила Пришвина "Лисичкин хлеб", она родилась в издательстве "Детская литература" в 1980 году.
У. Какую еще информацию вы нашли на обложке книги и на титульном листе?
Д. Эта книга из серии "Книга за книгой". В ней помещены рассказы; на титульном листе – портрет писателя.
У. Кто поинтересовался и заглянул на последнюю страницу обложки? Какая интересная для нас информация там содержится?
Д. Там есть список книг, которые вышли и выходят в серии "Книга за книгой".
У. Правильно. Это информация для тех, кто заинтересовался книгами и хотел бы узнать много интересного. Тут помещен даже адрес, по которому вы можете написать свой отзыв о книгах из этой серии, свои пожелания. Обратите внимание, что на другой стороне титульного листа размещена интересная для вас информация. Есть ли такие, кто прочитал ее и может нам рассказать, о чем здесь написано?
Д. Здесь кратко рассказывается о творчестве Пришвина.
У. При рассматривании книги вы, несомненно, заметили рисунки. Кто же автор?
Д. Эйгес.
У. Какой рассказ в книге вы читали?
Д. "Лягушонок".
У. Этот рассказ помещен в начале книги или вы его искали?
Д. Искали.
У. Каким образом вы это делали?
Д. Просматривали.

– Искали по содержанию.

У. Искать рассказ можно было как одним, так и другим способом. Наша книга достаточно маленькая, а если бы она была большой, то листать бы пришлось очень долго – это неудобно. Поэтому все взрослые люди открывают последнюю страницу и ищут нужное произведение по содержанию или оглавлению.

Итак, мы нашли и прочитали рассказ "Лягушонок". О чем этот рассказ? Что произошло с главным героем?

Д. Маленький лягушонок раньше времени покинул свою норку и отправился в путешествие. Сначала снег подтаял, а потом ударил мороз. Лягушонок хотел вернуться в норку, но по дороге замерз.
У. Кто и как помог лягушонку? Как удалось его спасти?
Д. Лягушонка подобрали люди и стали отогревать своим дыханием, но это ему не помогло. Тогда его опустили в теплую воду – и он ожил.

– Когда проснулись все лягушки, лягушонка выпустили в болотце.

У. Какой мы можем сделать вывод?
Д. Люди должны помогать животным.
У. Правильно, мы должны беречь и заботиться о тех, кто слабее нас. Хочу обратить ваше внимание на самую последнюю строчку в рассказе. Прочитайте ее.
Д. "Живи, лягушонок, только, не зная броду, не суйся в воду".
У. Выделите в этом предложении русскую народную пословицу.
Д. Не зная броду, не суйся в воду.
У. Как вы понимаете эти слова?
Д. Не надо торопиться.

– Прежде чем что-то сделать, надо подумать.

У. К кому обращены эти слова?
Д. К лягушонку. Он поторопился и раньше времени вылез из норки. Он не знал, что творится кругом, и чуть не погиб.
У. Вы правы. Но мы знаем, что в пословице заключена народная мудрость. Пословица – это совет, обращение ко всем, в том числе и к нам. Мы всегда должны сначала подумать, что мы хотим сделать, получится ли это у нас, а потом только делать.

Прочитав рассказ про лягушонка, вы убедились, какой он маленький и беззащитный. Я надеюсь, что вы никогда не будете обижать лягушек и будете защищать их, если увидите, что кто-то пытается навредить им. Это очень полезные животные, они поедают много вредных насекомых.

Вы, наверное, видели лягушек в лесу, в огороде, на болоте, в пруду и знаете, как они выглядят. Но существует очень много видов лягушек, и если вам стало интересно, то после урока можете рассмотреть открытки с этими животными.

VII. Итог урока

У. Я надеюсь, что вам урок понравился. Мне будет очень приятно, если вы найдете, рассмотрите, прочитаете книги с нашей выставки. Может быть, вы найдете книги о животных других авторов? Тогда принесите их в класс и покажите ребятам.

Приложение

Пословицы

Вдумайтесь в смысл пословиц и найди "лишнюю".

  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Нет друга – ищи, а нашел – так береги.
  • Дружба от недружбы близко живет.
  • Друг до поры – тот же недруг.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Друг познается в несчастье.

Загадки

Подчеркните в каждой из загадок главные слова, то есть те, благодаря которым вы без труда справились с поставленной задачей.

Не шагом ходит,
Не бегает,
Только прыгает.

Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква!"

Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка.
Кто это?

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

Задание и кроссворд

Отгадайте кроссворд и из первых букв составте ключевое слово.

Вопросы

1.

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.

2. 

Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко.

3. 

Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.

4. 

У кого глаза на рогах,
А дом на спине?

5. Верхняя зимняя одежда на меху. (Густой покров шерсти у животных.)
6. Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
7. Крупная длинноногая перелетная птица с длинным прямым клювом. Приносит в дом счастье.

Ответы. 1. Лиса. 2. Яблоко. 3. Гриб. 4. Улитка. 5. Шуба. 6. Корова. 7. Аист.

Ключевое слово: лягушка.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА