Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2000

Архив 1999-2004

О царстве заколдованных вещей или Наука думать для больших и маленьких

Основные проблемы российской педагогики связаны не с тем, как обучать уже увлеченных и способных, которых, естественно, не много, а с тем, как вселить веру в свои силы, привить интерес к образованию остальным школьникам – большинству. Школа всегда выполняла социальный заказ общества, а сегодня ему нужны увлеченные, инициативные, думающие люди, способные самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки, воспитанные на преодолении трудностей. Столь сложная задача по плечу только творчески думающему педагогу.

Врагом номер один творчества является стереотипность, или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении. В теории решения изобретательских задач описаны способы, помогающие преодолеть инерцию мышления, развивать творческое воображение, основы диалектического мышления.

Людмила ВАХРУШЕВА, учитель школы № 71 г. Лесного Свердловской области, знакомит с нетрадиционной формой работы по развитию речи учащихся 1-го класса (1–4).

Ход занятия

Этап 1. Состав картины

Дети рассматривают иллюстрации.

Учитель. Что изображено на иллюстрации?

Могут ли возникнуть у ребенка сложности при ответе на этот вопрос? Пожалуй, да. Нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, перекрывают друг друга, разнообразие форм не дает сосредоточиться. И как знать, какой из объектов имел в виду учитель? Как отыскать, выделить именно его?

В этой ситуации нам на помощь может прийти волшебник Дели-Давай. Он в удобной для детского восприятия форме воплощает в себе понятие ТРИЗ – системность.

– Дели-Давай умеет все на свете делить на части и объединять. Смотрит он на человека и видит сразу все части тела. Для надежности сфокусируем взгляд с помощью "кинокамеры": сложим ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и посмотрим через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект. Итак, что вы видите через свой глазок?

Картина проясняется: глазок четко выделяет каждую деталь, и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя кружком.

Далее идет "охота" за подробностями.

Этап 2. Связь, взаимодействие между объектами

Вопрос "Что делает?" тоже недостаточно однозначен и понятен детям, ведь любые действия имеют временнуRю продолжительность, а иллюстрация отражает застывшие позы вместо действия. Вопрос не радует обилием ответов. Важно найти связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами, которые были сняты "камерой" и зафиксированы на доске в кружках. Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника Дели-Давай умение объединять.

У. Какие два кружка мы можем связать между собой? Кто придумал, может это сделать мелом на доске, но нужно обосновать, почему так.

Дети. Кот стащил окунька.

– Девочка обнаружила воришку.

– Мальчики увлечены ловлей рыбы.

– Кукла радуется лету и солнышку.

– Песок на солнышке нагрелся.

– Река течет в даль голубую...

Дети с нарастающим азартом ищут кружки, которые еще никто не догадался соединить.

 Этап 3. Характеристики объектов и действий

Основу для рассказа мы подготовили, но в нем не хватает образов, пленяющих воображение. В рассказ вплетаются те признаки, характеристики, свойства, которые мы можем увидеть. А ведь человек имеет и другие органы восприятия.

У. Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали... в иллюстрацию. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите?

Д. Я слышу, как плещется волна.

– Я слышу, как крадется кот.

– Я слышу, как скользит по песку солнечный луч.

Ответы детей живые, интересные, порой неожиданные. Секрет прост: недаром мы так тщательно выделяли все объекты, так внимательно устанавливали связи между ними. паутина рисунков все еще на доске, и каждый кружок, каждая линия являются источником все новых звуков в воображении детей.

У. Войдите в иллюстрацию, походите тихонько по ней. Что вы почувствовали? Потрогайте рукой все, что вы встретили на пути. Вдохните запах того, что вас окружает. Попробуйте что-то пожевать, если это не вредно. Какие запахи вы почувствовали? Какие вкусовые ощущения?

Д. Я чувствую, как сыпучий песок проваливается под ногами.

– Я чувствую запах речки, рыбы.

При подобной работе может возникнуть проблема малого словарного запаса детей. В этом случае важно с самого начала приучать детей к серьезной работе над языком. Нельзя допускать, чтобы все образные характеристики сводились к "хороший" – "плохой", "большой" – "маленький"... Учителю можно создать в кабинете "Копилку образных характеристик".

Этап 4. События предшествующие и последующие

Наша позаимствованная у Дели-Давай "камера" обследовала все фрагменты иллюстрации. Но для нового взгляда на картину мы переложим "камеру" в руки другого волшебника – Отставайки-Забегайки. Он позволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти начало и конец для рассказа, а также выстроить все события в нужной последовательности.

На линии Отставайки-Забегайки можно отметить (устно) действия девочки, приключения кота и т.д.

Этап 5. Разные точки зрения

Ожидаемая проблема – однообразные ответы детей. Поэтому очень важно работать над вариативным мышлением, поощрять нестандартные суждения ребенка, неповторимость высказывания.

Как добиться, чтобы каждый ребенок максимально использовал свои индивидуальные особенности восприятия? Необходимо работать по развитию своей, индивидуальной точки зрения.

Именно собственное суждение делает рассказ необычным, впечатляющим. Самый простой прием – изменение точки зрения в зависимости от состояния, настроения человека.

У. Если у нас плохое настроение, то что мы видим и чувствуем?

Д. Солнышко тусклое, светит печально.

– Песок мокрый, холодный.

– Девочка жадная, злая.

У. А если у нас хорошее настроение?

Д. Девочка добрая, заботливая.

– Речка искрится, журчит.

Картина изменилась на глазах, заиграла контрастами!

Алгоритм формирования личностного высказывания

1. Определить состояние одного героя.
2. Войти в его состояние и описать окружение или события с точки зрения этого героя.
3. Найти другого героя и описать воспринимаемые им события.
4. Определить причины изменения (смена погоды, появление нового персонажа, новых событий и т.д.).

Описанная выше методика работы по развитию устной речи младших школьников с использованием элементов ТРИЗ облегчает работу по развитию письменной речи.

Приведу в качестве примера несколько сочинений, написанных учащимися 3-го класса по теме "Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона. "Конец зимы. Полдень".

* * *

Передо мной репродукция картины К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень". Живописец умело передает нам весеннее, радостное настроение. Эта картина о красоте русской природы и снега. На первом плане снежок рыхлый, талый. Он впитал в себя все оттенки неба: розовые, голубые, зеленые. Слева стоит ветхая деревенская изба. В ожидании весны она нахлобучила снежную шапку набекрень. Эта шапка так и норовит упасть на дровяник. Оживляют картину курицы, которые деловито раскапывают снег, а петух-предводитель наблюдает за ними.

На втором плане художник описывает царство зимы. В темном, густом лесу снег все еще белый-белый, как мел. Солнечные лучики не могут пробраться в чащу.

В полотне Юона мне нравится, как передана контрастность снега. С помощью красок художник показал борьбу весны и зимы. Он использовал светлые, яркие краски, а значит – весна победит!

* * *

Передо мной репродукция картины К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень". Она мне очень нравится. Художник, видно, очень любил начало весны. На картине изображен солнечный день. Небо в перламутровых оттенках, которые отражаются на снегу. А снег рыхлый, липкий и очень красивый. Вот куры вышли из курятника наслаждаться весной и ее теплым ветерком. Лыжники подставили свои лица солнышку. Но больше всего мне понравились березки. Веточки их тянутся вверх, к солнышку. Лучи ласкают их белые стволы.

На заднем плане картины хозяйничает зима. Косогоры все еще под белой скатертью. Полотно Юона создает бодрое, жизнерадостное настроение.

* * *

Мне нравится картина тем, что на ней изображено наступление весны. Лыжники подставили свои лица солнцу. Куры кропотливо ищут червяков. Все сверкает оттенками розового, зеленого, синего. Снег бело-голубой. Солнце всех радует своей красотой и теплом. Воздух чистый, приятный, теплый. Снег отражается в небе, как в зеркале. На заднем плане картины изображено царство зимы. Снег там белый-белый. Снег был бы рад, наверное, растаять, превратиться в весенний ручеек и побежать в кругосветное путешествие. Жалко расставаться с зимой. С ней уходят зимние забавы, игры.

Но и весна ничем не хуже зимы. С ней приходят новые игры.

* * *

Передо мной репродукция картины К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень". Небо сияет красками радуги. На переднем плане я вижу довольных кур, они выискивают прошлогодние семена. Снег впитал в себя все краски неба. Он отсвечивает перламутровыми оттенками розового, голубоватого, зеленого. На заднем плане картины пейзажист изобразил темный лес. Там еще царство зимы. Снег в лесу белый-белый, никаких оттенков. Изба вся в солнечных лучах. С нее сползает шапка снега. Лыжники подставили лица солнцу. Куры так довольны, что бегают, суетятся. На снегу видны следы-крестики от куриных лапок. Березки подняли свои веточки-ручки и тянутся к солнцу. Даже ель стоит довольная. Все в ожидании тепла и света.

Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют ее характер. Систематическое побуждение детей к собственным открытиям – это не только признак развивающего обучения, это требование времени.

Приведу для примера одно задание, которое на первых порах предлагала детям я, и одно, которое они составили сами.

Нашел решение!

– Мама, когда я вырасту большим, стану космонавтом! И тебя возьму с собой в космос, – мечтает шестилетний мальчик.

– Когда ты будешь большим, я уже, друг мой, стану старенькой. А в космос старым нельзя, – возражает мама, спуская сына на землю с заоблачных мечтаний.

– Старенькая?! – разочаровывается юный мечтатель.

Молчит, думает. И вдруг находит решение:

– Я придумал!..

У. Что придумал сын, ребята?

Д. Если не отмечать дни рождения, то останешься такой же молодой. Мальчик догонит по возрасту маму, и они вместе полетят в космос!

– Если ученые найдут средство для продления жизни, то мама и в 70 лет будет молодой, потому что люди будут жить до 300 лет.

Сказочная задача

Повадился как-то Змей Горыныч в Лесной город, в детские сады и школы, детей пугать. Одна голова огонь пускает, другая – жаром обдает, третья – рожи корчит, четвертая, пятая, шестая и седьмая – сказки-страшилки рассказывают. Не выдержали юные лесничане и стали думать, как избавиться от Змея Горыныча. А дети были смышленые, быстро нашли верное решение: закричали они все хором так, что заболели у Змея все семь голов.

Тогда решил Змей перехитрить детей:

– Выпущу я вас на волю, если принесете мне ведро живой воды, чтоб омолодиться. Но условие: воду принести без посуды!

Дети согласились. Но как условие Змея выполнить?

Я описала далеко не все методы работы по развитию творческого мышления. ТРИЗ вводит в волшебный мир детской фантазии, знакомит со способами работы, которые, основываясь на естественном стремлении детей к познанию мира, позволят формировать у них творческое воображение и – главное – основы диалектического мышления.

"У каждого человека свои звезды. Одним, тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки". Пусть каждый из наших питомцев отыщет свою путеводную звезду.