Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2000

Архив 1999-2004

Волшебные семь нот

Конспект урока музыки для детей
1–3-го классов

Тема. "Эти волшебные семь нот"

Цели. Показать многообразие мира музыки, возникшее на основе семи нот и пяти линеек, связь чисел и звуков.

Ход урока

Дети сидят полукругом перед учителем, у всех диатонические металлофоны и ксилофоны.

Учитель. Ребята, я предлагаю послушать три музыкальных произведения: одно из них – старинная музыка, второе – детская песня, третье – современная эстрадная песня (пьеса).

Дети слушают музыку.

– Ответьте на вопрос: какая мелодия старинная, современная, детская?

Ответы детей.

– А почему вы решили, что это детская песня? Что придает этой мелодии характер старинной музыки? О чем рассказала пьеса современного автора?

Ответы детей.

– А где может звучать та или иная музыка?

Дети. На улице, на концерте, в машине, на дискотеке...

У. Что общего и что различного у этих произведений?

Предложите детям обосновать ответы, отметьте правильные, подчеркните музыкальные и художественные особенности, средство музыкальной выразительности произведений.

– Видите, как интересно: всего три примера музыкальных произведений, а сколько вопросов. А в мире за столько лет их созданы тысячи и тысячи, и все это написано благодаря комбинациям всего из семи нот и пяти линеек. Вспомните названия нот...

Ответы детей.

– Их запись придумал итальянец Гвидо д’Ариза Моноре, руководивший детским хором. Именно он придумал нотный стан (пять линеек), на котором сначала буквами обозначались ноты.

Но что здесь самое удивительное – это число семь! Как много в мире связано с этим числом!

Семь цветов радуги, семь дней в неделе,
Ноты волшебные – их тоже семь,
Семь чудес света –  значит, наверное,
Будет сегодня так весело всем!

А вы знаете пословицы, поговорки и сказки, где упоминается это число?

Д. Семь раз отмерь – один отрежь.

– Белоснежка и семь гномов.

У. Гармония чисел и звуков возникла давно, еще во времена Пифагора. В его школу принимались юноши и девушки, не просто обладающие математическими способностями, но и умеющие играть на каких-либо музыкальных инструментах.

Вот и мы с вами соединим волшебные семь нот с игрой на музыкальных инструментах.

Возьмите молоточки, металлофоны и ксилофоны; исполним наши упражнения.

Дети выполняют ряд заданий.

1. Гамма до мажор (играют и поют; движение вверх и вниз) (см. приложение 1).
2. Гамма до мажор (вверх и вниз с удвоением каждого звука) (см. приложение 2).
3. Музыкальная песенка "Вот иду я вверх" (см. приложение 3).
4. Игра и пропевание вводных ступеней и звуков тонического трезвучия в песнях "Снегопад", "Дружба" (см. приложение 4).
5. Пение и игра со словами и сольфеджио следующих песен-попевок: "Жучка", "Василек", "Веселый музыкант" Филиппенко, "Are you sleeping" (английская песенка) (см. приложение 5).

У. Ну вот и отлично! А теперь я хочу предложить вам посмотреть американский фильм "Звуки музыки". В этом фильме к детям (а это семь братьев и сестер), оставшимся без мамы со строгим и любящим отцом в довольно обеспеченной семье, приходит гувернантка Мария. Она очень музыкальна и через музыку находит путь к детским сердцам. Мы посмотрим фрагмент фильма, где Мария на прогулке объясняет детям, что такое ноты.

Дети смотрят видео.

– Понравилась вам эта музыка?

Ответы детей.

– Действительно, все очень просто и красиво. Именно за музыку этот фильм получил премию "Оскар". Автор музыки – композитор Роджерс. Давайте попробуем спеть музыкальные фразы из этого фильма (см. приложение 6).

Дети поют вслед за учителем.

– А теперь попробуем сыграть это на наших музыкальных инструментах.

Идет групповая и индивидуальная работа с детскими инструментами.

– Это произведение мы будем разучивать и дальше, а сегодня продолжим работу над пьесой Моцарта "Турецкое рондо".

Идет групповая и индивидуальная работа в детском оркестре. Оркестровка может быть сделана по выбору педагога. В оркестре принимают участие все дети, они играют на металлофонах, ксилофонах, бубнах, тамбуринах, кастаньетах, колокольчиках.

– Замечательный оркестр у нас получился. Думаю, настало время послушать настоящий оркестр. Он исполнит "Маленькую ночную серенаду" Моцарта.

Дети слушают "Маленькую ночную серенаду" или "Юпитер" Моцарта – запись на кассете.

– Этот шедевр австрийского композитора тоже создан всего из семи нот.

На этом наш урок заканчивается. Пусть прекрасная музыка, созданная всего из семи звуков, как можно дольше звучит в ваших сердцах.

Марина ЗУБКОВА,
учитель музыки
УВК № 1661 г. Москвы

Приложения