Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2000

Архив 1999-2004

Контрольные работы по системе В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина

Математика

Краткий комментарий

Представляем систему контрольных работ по математике для классов, занимающихся по учебникам В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г. Микулиной, О.В. Савельевой (1–3).

Думается, что этот материал заинтересует также учителей, работающих по другим программам и учебникам, в плане практического знакомства с содержанием курса математики в системе развивающего обучения.

В предлагаемом материале представлены задания на освоение понятийного содержания программы на ее основном, базовом уровне. Задания, превышающие базовый уровень, отмечены специальным значком (*). В данной публикации не приводятся текущие контрольные задания по технике вычислений, так как они могут быть составлены самими учителями. Вместе с тем о требованиях в этой области можно получить представление из текстов итоговых (годовых) контрольных работ.

Контрольные работы выполняются учащимися в основном на карточках, особенно в 1-м классе. Каждое задание учитель разъясняет, предлагает выполнить, ждет, когда класс закончит работу, и только затем приступает к разъяснению смысла следующего задания.

1-й класс

Работа 1. Выделение свойств предметов.

Учащиеся должны научиться различать в предметах протяженность в пространстве (длину, ширину и т.п.), площадь, объем, массу.

Отвечая на вопрос о равенстве предметов, учащиеся должны употребить название признака, например: "Эти предметы не равны по массе". На просьбу показать два равных по какому-то параметру предмета учащиеся должны уметь показать два предмета, отличающихся по другим параметрам, а не полностью идентичных.

Дети должны уметь подбирать предметы к отношению, представленному отрезками, и, наоборот, передать отношение величин в предметах отношением отрезков.

2-й класс

Работа 1. Отношение разностного сравнения.

Учащиеся должны уметь построить схему (чертеж) к любой простой задаче, связанной с отношением разностного сравнения, и решить ее.

3-й класс

Значительное место в программе 3-го класса занимают текстовые задачи. Основной целью при их изучении является формирование рациональных способов анализа текстов, то есть выделение математической структуры задачи и ее моделирование с помощью специальных знаково-символических средств. Решение задачи полностью определяется ее структурой. Будучи зафиксированной в модели, она, по существу, представляет собой программу или план решения. Кроме того, установка на построение такой модели определяет анализ текста, придает ему целенаправленность, задает ориентиры поиска нужной информации.

В текущих контрольных работах проверяется, насколько дети освоили введенные в обучение знаково-символические средства решения задач. В итоговой контрольной работе не содержится указаний на необходимость использования того или иного модельного средства. Здесь оценивается лишь правильность или неправильность решения задачи.

Работа 1. Основания классификации величин. Три таблицы классификации величин.

Учащиеся должны уметь классифицировать величины по трем основаниям: к данному списку величин построить таблицы классификации величин по роду, объекту, способу задания – на известные и неизвестные.

 

1-й класс

Работа 1

1. Сравни вазы сначала по высоте, а затем по объему. Результат сравнения передай с помощью отрезков.

 2. Сравни коробки сначала по массе, а затем по высоте. Результат сравнения передай с помощью отрезков.

 

3. Заштрихуй две фигуры, равные по площади.

 4. Сравни группы по комплекту. Результат сравнения передай с помощью отрезков.

 5*. Среди банок есть две, равные по объему. Отметь их.

 6. Найди все четырехугольники и отметь их .

2-й класс

Работа 1

Дополни чертежи числами из текстов задач. Запиши решения задач.

В походе Юра нес 10 кг груза, а папа – на 20 кг больше. Сколько килограммов груза нес папа?

Посадили 8 кленов и 12 лип. На сколько больше посадили лип, чем кленов?

Купили 12 яблок, а груш на 4 меньше. Сколько купили груш?

Работа 2

1. Выполни к задаче чертеж. Запиши решение задачи.

На тарелке 7 огурцов, а помидоров на 3 меньше. Сколько всего овощей на тарелке?

2. Дан чертеж к некоторой задаче. Запиши решение этой задачи.

3-й класс

Работа 1

1. Разбей величины на группы тремя способами. Построй таблицы.

А – масса корзины   В – 39 яблок
Н – длина отрезка      S – масса яблок
Р – 15 см                   С – две корзины
L – объем корзины   К – стоимость яблок

2. Впиши в таблицу величины.

14 м, 2 штуки, 5 км, 15 г, 3 пары, 8 ц, 10 л, 18 кг, 6 десятков, 6 см.

Русский язык

Краткий комментарий

Предлагаемые контрольные работы можно использовать как в трехлетней, так и в четырехлетней начальной школе. Они составлены в соответствии с содержанием программы В.В. Репкина по русскому языку и следующими учебниками1:

1. Букварь для трехлетней начальной школы (В.В. Репкин, П.С. Жедек, В.А. Левин).
2. Букварь для четырехлетней начальной школы (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин).
3. Учебник "Русский язык. 1-й класс" для трехлетней начальной школы (В.В. Репкин) или учебник "Русский язык. 1-й класс" для четырехлетней начальной школы (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова).
4. Учебник "Русский язык. 2-й класс" для трехлетней начальной школы (В.В. Репкин).
5. Учебник "Русский язык. 3-й класс" в двух частях для трехлетней начальной школы (В.В. Репкин).

Все контрольные работы являются итоговыми, то есть проводятся в конце учебного года (исключение составляет первая контрольная работа для 1-го класса (1–3) – она проводится в конце букварного периода).

Каждая работа состоит из двух частей. Цель задания первой части: определить уровень сформированности орфографического навыка у младших школьников на каждом этапе обучения. Первая часть работы проводится в виде диктанта. В 3-м классе (1–3) или 4-м классе (1–4) эту часть работы можно проводить в виде письменной работы по тексту с пропущенными орфограммами. Цели заданий второй части каждой работы следующие: во-первых, выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся в определенной языковой области; во-вторых, диагностировать, в какой степени сформированы у учащегося основные компоненты учебной деятельности: умение отличить известное от неизвестного, обнаружить новое, поставить задачу для будущего изучения; рефлексивное отношение к способам собственных действий; умение выйти за рамки собственных знаний, построить гипотезу, проверить ее.

Контрольные работы № 1, 2 и 3 содержат по два задания. Первое задание нацелено на проверку языковых знаний и умений в рамках изученного материала. Второе задание (помечено звездочкой) носит диагностический характер, оно определяет уровень сформированности компонентов учебной деятельности, указанных выше. Это задание построено на материале, выходящем за рамки изученного на данный момент предметного содержания. Это означает, что успешность выполнения этих двух типов заданий в классе будет разной.

Контрольная работа № 4 имеет те же две части, но вторая часть содержит пять заданий, среди которых есть задания и первого, и второго типа. Эти задания построены на материале основных разделов русского языка, изученных на конец 3-го (1–3) или 4-го
(1–4) класса.

Контрольные работы № 1, 2 и 3 выполняются следующим образом: за один урок учащиеся пишут диктант и выполняют одно из заданий. Задание выбирает учитель в зависимости от того, какую цель контрольной работы он ставит: проверку изученных знаний и умений или диагностическую.

Контрольная работа № 4 выполняется за два урока: на первом уроке учащиеся пишут диктант, на втором – выполняют вторую часть работы (желательно на специальном бланке).

Кроме основных контрольных работ предлагаются тексты для контрольного списывания, которое проводится в конце каждого года обучения (в системе 1–4 – начиная со 2-го класса).

Схемы анализа заданий контрольных работ приводятся ниже.

1 В период перехода с трехлетнего начального обучения на четырехлетнее предлагается использовать имеющиеся учебники для системы 1–3.

Контрольные работы

1-й класс (1–3), 1-й класс (1–4)

Контрольная работа 1

Диктант

Ночью был сильный дождик. Барабанил целый час. А к утру тучки ушли. Запели птицы.

Распахнула Юля окна. Какой свежий воздух! Вот и новый день. (24 слова)

Задание 1

В а р и а н т  1

Выпиши из диктанта три слова, в которых звук [й’] обозначен по-разному:

 

В а р и а н т 2

Выпиши из диктанта три слова, в которых есть буква Ь с такой работой:

Задание 2*

Прочитай слова.

Пень, колья, дочь, вьюн, шьет, полька, лень, мыть, лечь, лось, пьешь, мышь, письмо.

Во всех словах есть буква Ь. Запиши эти слова, распределив их по столбикам: в каждый столбик – слова с одинаковой работой Ь. Если тебе встретились слова с непонятной работой Ь, запиши их отдельно под знаком вопроса.