Константин ШЕВЕЛЕВ,
педагог дополнительного образования,
г. Москва
Ориентация в клеточке у младших
школьников
В первые дни в школе очень важно
научить ребенка пользоваться тетрадью,
ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть
клеточку, правильно находить ее стороны, углы,
центр и середины сторон.
Предлагаемый набор заданий и
упражнений научит младшего школьника
ориентироваться в клеточке, что в дальнейшем
поможет ему красиво и правильно писать цифры,
буквы, выполнять графические задания в тетрадях.
У него будут заложены азы письма и рисования.
Выполняя практические задания, дети
развивают мелкую моторику, внимание, память,
мышление и логику. При этом развивается глазомер
и точность движения руки.
Первоначально используется
демонстрационный плакат, на котором изображена
клеточка, увеличенная в несколько раз.
![](13.gif)
Педагог показывает и называет стороны
клетки, обращая внимание на то, что у клеточки
четыре стороны и каждая имеет свое название:
левая, правая, верхняя, нижняя.
Дети должны правильно назвать и
показать стороны клеточки.
Закрепление материала проводится в
два этапа.
1. Педагог называет сторону,
школьники должны правильно ее показать (при
помощи указки провести по стороне клеточки). Если
это верхняя или нижняя сторона, то проводить
слева направо, а если левая или правая, то сверху
вниз.
2. Учитель на плакате показывает
поочередно каждую из сторон. Ребята должны
правильно их назвать.
Далее выполняются задания в тетрадях с
клетчатой разлиновкой.
Упражнение 1
Обведи ручкой четыре отдельные
клеточки. В первой клеточке проведи линию
желтого цвета по верхней стороне клетки, во
второй проведи красную линию по нижней стороне, в
третьей – синюю линию по левой стороне, в
четвертой – зеленую линию по правой стороне.
![](12.gif)
Упражнение 2
Обведи ручкой одну клеточку. Поставь
точку на правой стороне клеточки. Отметь
крестиком нижнюю сторону. Поставь две точки на
левой стороне. Отметь двумя крестиками верхнюю
сторону.
![](14.gif)
Затем дети знакомятся с основными
точками клеточки. Для этого педагог выставляет
плакат с изображением увеличенной клетки, на
которой отмечены ее опорные точки.
![](15.gif)
Педагог показывает и называет точки
клеточки. Дети должны научиться правильно
называть и показывать эти точки.
Закрепление материала проводится в
два этапа.
1. Учитель называет поочередно все
точки клеточки, дети должны правильно их
показать на плакате.
2. Педагог показывает точки
клеточки, дети должны правильно их назвать.
После этого проводятся упражнения в
тетрадях.
Упражнение 3
Обведи ручкой девять отдельных
клеточек. Поставь точку в первой клеточке в
верхнем правом углу, во второй – в нижнем правом
углу, в третьей – в верхнем левом углу, в
четвертой – в нижнем левом углу, в пятой –
посередине правой стороны, в шестой – посередине
левой стороны, в седьмой – посередине верхней
стороны, в восьмой – посередине нижней стороны, в
девятой – в центре клеточки.
![](16.gif)
Упражнение 4
Обведи ручкой пять отдельных клеточек.
В первой клеточке поставь точки в верхнем левом и
в нижнем правом углах. Проведи линию от верхнего
левого к нижнему правому углу. Во второй клеточке
поставь точки в верхнем правом и нижнем левом
углах. Проведи линию от верхнего правого к
нижнему левому углу. В третьей клеточке поставь
точки в середине левой и посередине правой
сторон. Проведи линию от середины левой к
середине правой стороны. В четвертой клеточке
поставь точку посередине верхней и посередине
нижней сторон. Проведи линию от середины верхней
к середине нижней стороны. В пятой клеточке
поставь точку в центре, в верхнем левом углу и
посередине правой стороны. Проведи линию от
центра к верхнему левому углу и от середины
правой стороны к центру.
![](17.gif)
Последующие упражнения дети
выполняют в увеличенной в несколько раз
клеточке. Для этого педагог раздает школьниками
листы белой бумаги, на которых изображены
клеточки-квадратики. Сторона такого квадрата
составляет 4–6 клеточек.
Упражнение 5
В квадрате поставь точки в верхнем
правом углу, посередине верхней стороны,
посередине нижней стороны и в нижнем правом углу.
Проведи красную линию от верхнего правого угла к
середине верхней стороны, затем к середине
нижней стороны и к нижнему правому углу.
![](18.gif)
Какую букву ты нарисовал? Какие
слова начинаются с этой буквы? Какие
заканчиваются на эту букву? В каких словах эта
буква стоит в середине слова?
Подобные упражнения можно проводить
со всеми буквами алфавита.
![](19.gif)
Примечание. В буквах Д, Ц, Щ, Ё
некоторые части дорисовываются за пределами
квадрата.
Мы научились писать буквы внутри
клеточек-квадратиков. А теперь будем писать
целые слова.
Упражнение 6
В первом квадрате проведи линию от
середины верхней стороны к середине нижней,
затем к верхнему правому углу и к нижнему правому
углу. Во втором квадрате проведи линию от
середины левой стороны к центру квадрата, затем к
середине верхней стороны, далее к верхнему
левому углу и к нижнему левому углу. В третьем
квадрате проведи линии от верхнего правого угла
к центру клеточки, затем к середине нижней
стороны, от верхнего правого угла к нижнему
правому углу. Из центра квадрата к середине
правой стороны.
![](20.gif)
Назови буквы, которые у тебя
получились. Прочитай все слово. А как зовут тебя?
Как зовут твоих родителей? Какие еще имена ты
знаешь?
Аналогичные упражнения проводятся при
написании других слов.
![](21.gif)
Мы научились писать слова внутри
клеточек-квадратиков. Теперь будем писать целые
предложения.
![](22.gif)
Примечание. При написании букв
можно использовать разные варианты их
расположения в квадратике и разные варианты их
написания.
![](23.gif)
Мы научились писать буквы, слова, целые
предложения, а теперь будем учиться писать цифры
в квадратиках-клеточках.
Упражнение 7
Проведи линию красного цвета от центра
квадрата до верхнего правого угла и затем к
нижнему правому углу. Какую цифру ты написал?
Какие цифры ты еще знаешь?
![](24.gif)
Аналогично проводится выполнение
заданий для написания других цифр.
![](25.gif)
Так пишутся цифры на конвертах, когда
мы обозначаем индекс.
Мы научились писать цифры, а теперь
будем рисовать в квадратиках-клеточках предметы
окружающего мира. При выполнении этих заданий
можно дорисовывать недостающие части предметов
как в квадратике, так и вне его.
Упражнение 8
Проведи линию зеленого цвета от
середины левой стороны квадрата к середине
верхней стороны и к середине правой стороны,
затем к середине левой стороны. Проведи линию
зеленого цвета от нижнего левого угла к центру,
от центра к нижнему правому углу и к нижнему
левому углу. Дорисуй ствол и закрась елочку.
![](26.gif)
Почему елочку называют
вечнозеленой? Какие загадки ты знаешь про нее?
Назови другие деревья, которые ты знаешь. Какой
праздник не обходится без елочки?
Упражнение 9
Проведи синюю линию от середины правой
стороны к середине левой стороны, затем к
середине верхней стороны и к середине нижней
стороны, потом к середине правой стороны.
![](27.gif)
Дорисуй бабочке голову, туловище,
усики и раскрась ее. Где ты видел бабочек? Каких
бабочек ты знаешь?
Аналогично выполняются задания по
рисованию других предметов.
![](28.gif)
Теперь мы научимся делить
клеточку-квадратик на 2, 4 равные и неравные части.
Упражнение 10
В тетради обведи ручкой 4 отдельные
клеточки. В первой клеточке проведи линию от
середины левой стороны к середине правой. Во
второй проведи линию от середины верхней стороны
к середине нижней стороны. В третьей клеточке
проведи линию от верхнего левого угла к нижнему
правому углу. В четвертой клеточке проведи линию
от верхнего правого угла к нижнему левому углу.
![](29.gif)
Каждую из этих клеточек мы разделили
на 2 равные части?
Упражнение 11
В тетради обведи ручкой 2 отдельные
клеточки. В первой клеточке проведи линию от
середины левой стороны к середине правой стороны
и линию от середины верхней стороны к середине
нижней. Во второй клеточке проведи линию от
верхнего левого угла к нижнему правому углу и от
верхнего правого угла к нижнему левому углу.
![](30.gif)
Эти клеточки мы разделили на 4
равные части.
Следующее упражнение дети выполняют
на листочках бумаги, где уже нарисованы
клеточки-квадратики.
Упражнение 12
а) Раздели квадраты на 2 неравные
части различными способами.
![](31.gif)
б) Раздели квадраты на 3 неравные
части.
![](32.gif)
в) Раздели квадраты на 4 неравные
части.
![](33.gif)
Примечание. Все упражнения,
описанные выше, можно выполнять коллективно на
доске, где будут заготовленны
клеточки-квадратики. Например, при рисовании
буквы дети поочередно выходят к доске, и, по
указанию педагога, в квадратике мелом отмечают
опорные точки, а затем проводят заданные линии,
соединяя точки. После этого все вместе читают
нарисованную букву. Наибольший эффект
достигается при сочетании индивидуального и
коллективного выполнения заданий.
|