Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2010

Я иду на урок

Галина Рябухина ,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 2, г. Сим, Челябинская обл.

Датский сказочник

Литературное чтение. 3–4 классы

Тема. «Великий датский сказочник».

Цели. Расширить знания детей о биографии и творчестве Х.К. Андерсена; развивать речь, внимание, мышление; воспитывать любовь к чтению.

Учебные материалы. Портреты Х.К. Андерсена, Ч. Диккенса, О. Бальзака, Г. Гейне; диапроектор, диафильм «Великий датский сказочник»; иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена; страничка биографии Андерсена для каждого ученика; иллюстрация «Памятник Русалочке»; памятки «Отзыв о прочитанном» для слабых и сильных учеников.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о великом датском сказочнике. Постараемся еще больше узнать о творчестве этого писателя, а в конце урока ответить на вопрос: почему Андерсена называют великим сказочником?

III. Словарная работа

У. На уроке вы услышите и прочитаете слова, значение которых мы должны уточнить.

Дети с помощью учителя или в словаре находят объяснения смысла слов: Копенгаген – город Дании; бульвар – широкая аллея на городской улице; ратуша – название здания городского управления; дилижанс – карета для перевозки пассажиров; тролль – сказочный персонаж, враждебный людям; пошлины – государственный денежный сбор с товаров или имущества.

IV. Сообщение о Дании

У. В какой стране жил Андерсен?

Дети. В Дании.

У. Что вы знаете об этой стране?

Дети отвечают.

– Послушаем сообщение о Дании.

Рассказывает подготовленный ученик.

Ученик. Дания – совсем небольшая страна, и ее название переводится как «лесная страна». Но лесов в Дании почти совсем не осталось, так как их постепенно вырубили, расчищая земли под пастбища и огороды. Природа Дании напоминает российские пейзажи: холмы, поля. Однако здесь чаще встречаются озера, болота. Большую часть года в Дании тепло, поэтому там хорошо растут пшеница, картофель. В этой стране не бывает ни сильной жары летом, ни больших морозов зимой. Дания густо заселена, освоены и распаханы ее земли. Поэтому в современной Дании очень бережно относятся к природе.
При слове «Дания» люди всех стран с улыбкой и благодарностью вспоминают имя писателя Ханса Кристиана Андерсена. У городской ратуши установлен памятник знаменитому сказочнику. Его именем назван бульвар в центре города.

V. Просмотр диафильма «Великий датский сказочник»

У. Давайте перенесемся в Данию на 200 лет назад.

Дети читают текст под кадрами:

1. Семья Андерсен жила в бедном неприметном домике, каких было много в датском городе Оденсе на острове Фюн.
2. 2 апреля 1805 года в семье появился новорожденный Ханс. Его отец был башмачником, а мать – прачкой.
3. Ханс подрастал, и отец делал ему забавные игрушки из ярких лоскутков и обрезков кожи.
4. По вечерам отец зажигал лампу и садился с книгой за стол. Он читал малышу всё подряд: басни, песни, любимые сказки из «Тысячи и одной ночи».
5. Со временем Ханс стал придумывать свои сказки и рассказывать их старому коту Карлу.
6. Мальчик часто залезал на крышу, где мама выращивала лук, петрушку, и фантазировал. Ему виделся большой сад с кустами роз и яркими клумбами.
7. В 6 лет он пошел учиться в частную школу. Детей там часто наказывали розгами, и родители перевели мальчика в другую школу.
8. В Оденсе был театр, и Ханс, затаив дыхание, смотрел на сцену, где творились чудеса. Актеры превращались в страшных разбойников, блистательных рыцарей и красавиц.
9. Бедный башмачник не мог часто водить сына в театр и сам сделал ему кукол, сцену, занавес. Маленький Ханс мечтал стать актером.
10. Мальчишки часто обижали его и однажды даже загнали на дерево, смеялись над ним и кричали: «Бей сочинителя!»
11. С тех пор он стал убегать к реке и там в одиночестве сочинял пьесы, стихи, сказки.
12. За окном метались снежные хлопья. Умирая, башмачник сказал: «За мной пришла Снежная королева».
13. Когда Хансу исполнилось 14 лет, он стал упрашивать мать отпустить его в Копенгаген. Ему хотелось стать актером.
14. Мать пошла к гадалке, и та сказала: «Я вижу яркие звезды. Твой сын прославится, и в его честь зажгут фейерверк».
15. И вот мальчик с тощим узелком сел в дилижанс. Почтальон протрубил в рожок, лошади тронули.

VI. Рассказ учителя

У. Столица встретила Андерсена очень сурово. В королевский театр его не приняли. Андерсен долго скитался, жил в маленькой комнатушке, плохо питался, но очень много работал – сочинял, зарисовывал.
Через некоторое время ему все-таки удалось устроиться в театр на незначительную роль – на роль седьмого тролля.
Наконец-то на способности Андерсена обратили внимание. Руководство театра выделило деньги на учебу Ханса в гимназии, затем будущий писатель поступил в университет. Во время каникул и позже Андерсен много путешествовал, побывал в разных странах. Его друзьями стали известные писатели – Ч. Диккенс, О. Бальзак, Г. Гейне.
Настоящую славу принесли Андерсену сказки. За всю жизнь он написал 176 сказок.

VII. Викторина по сказкам

У. Мы тоже прочитали несколько сказок. Узнайте их.

Подготовленные дети зачитывают отрывки из сказок. Класс отгадывает названия произведений.

VIII. Проверка домашнего задания

У. На предыдущих уроках мы читали сказку «Стойкий оловянный солдатик». Прочитайте текст к иллюстрациям учебника. Задайте по два интересных вопроса, которые вы составили дома к этой сказке.
Название сказки имеет два значения. Как вы думаете, какие?

Д. В названии говорится о том, что герой мог уверенно стоять на одной ноге.
– Слово стойкий говорит о стойкости духа – силе духа, о том, что герой сказки терпеливый и смелый.

У. Как вы понимаете слова: Но сегодня тому солдатику завидуют даже маршалы? Счастливый ли конец у сказки?

Выслушиваются ответы детей.

IX. Итог урока

У. Какие сказки Андерсена вы читали? Какая сказка вам понравилась больше других и почему? Прочитайте страничку из биографии Андерсена и отметьте карандашом, что мы еще не сказали о сказочнике.

Ханс Кристиан Андерсен (1805–1875)

Когда наш герой появился на свет в маленьком датском городке Оденсе, гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Так оно и вышло, но значительно позднее. А пока до мировой славы ему было еще очень далеко...
В детстве он мечтал стать актером, сочинял пьесы для театра, мастерил кукол. Сам Андерсен вспоминал об этом так: «Ежедневно я шил куклам новые наряды... Фантазия моя была до того поглощена кукольными нарядами, что я часто останавливался на улице и рассматривал богатых барынь, разряженных в шелк и бархат... Мысленно я уже видел эти наряды у себя под ножницами...»
Потом его обуяла жажда странствий. Двадцать девять раз покидал он пределы родной страны, отправляясь в путешествия. Теперь он был известен не только в родном Оденсе.
Ханс Кристиан Андерсен был в жизни очень одиноким человеком. Он не обзавелся семьей, друзей у него тоже было немного. Зато очень много читателей – и совсем юных, и взрослых. А день его рождения – 2 апреля – отмечается ежегодно как Международный день детской книги.

У. В Копенгагене есть памятник Русалочке. А какие памятники другим героям сказок поставили бы вы и почему? Можем ли мы ответить на вопрос: почему Андерсена называют великим сказочником?

Выслушиваются ответы детей.

X. Домашнее задание

У. Напишите отзыв о прочитанной сказке.

Учитель раздает детям памятки с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Памятка 1

Отзыв о прочитанном

1. Какое произведение тебе понравилось?
2. Кто его автор?
3. Чем понравилось тебе это произведение? (Оно интересное, в нем добро побеждает зло, оно учит нас любить или мечтать...)

Памятка 2

Отзыв о прочитанном

1. Какое произведение тебе понравилось?
2. Кто его автор?
3. Кто из героев тебе понравился? Почему?
4. Назови положительного героя.
5. Расскажи о нем.
6. Чем понравилось тебе это произведение?

Памятка 3

Отзыв о прочитанном

1. Какое произведение тебе понравилось?
2. Кто его автор? Какие произведения этого же автора ты читал?
3. Что ты знаешь об авторе?
4. Назови положительного героя. Какими поступками он тебе понравился?
5. Что бы ты хотел взять положительного от этого героя?
6. Чем тебе понравилось это произведение?

Илл. с сайтов www.hobbitania.ru, www.pereskazhi.com