Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2010

Я иду на урок

Людмила Пищальникова ,
учитель начальных классов из города Южноуральска Челябинской области

Учимся измерять время

Математика. 3 класс

Представляем урок на тему «Время и его измерение». На уроке дети познакомятся с историей создания часов, узнают, как измерять время. Учитель предлагает дифференцированный подход к обучению, используя разноуровневые задания.

Тема. «Время и его измерение. Час. Минута».

Цели. Дать детям широкое представление о времени (часе, минуте); познакомить с историей часов; развивать мышление, логику, память, способность видеть различные варианты решения задач, делать выводы из полученной информации; воспитывать пунктуальность, бережное отношение к свободному времени.

Учебные материалы. Календарь; таблица отношений единиц измерения времени; циферблат с подвижными стрелками; рисунки с изображениями различных часов; секундомер; мультимедийная установка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Мы начинаем наш урок. Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы сделать для себя маленькое открытие? (Выслушиваются ответы учеников.) Сегодня на уроке вам предстоит сделать такое открытие.

II. Выведение темы урока

Работа в группах.

Группа I (высокий уровень)

Догадайтесь, по какому правилу записаны тройки величин. Вставьте пропущенные величины.


Группа II (средний уровень)

Догадайтесь, по какому правилу записан ряд величин, и продолжите его: 6 мин, 300 сек, 7 мин, 360 сек, 8 мин, 420 сек

Группа III (средний уровень)

На какие группы можно разделить единицы измерения величин? Сколько групп получилось? Какими единицами вы можете дополнить ряд?

1 ч, 1 т, 1 мин, 1 сек, 1 ц, 1 кг

Группа IV (средний уровень)

Учитель вывешивает на доску карточки со словами: тонна, километр, час, квадратный метр, прямоугольник, секунда, век.

– Внимательно прочитайте слова. Какое слово «лишнее»? Почему? Составьте рассказ о данной фигуре. Разделите слова на группы и выберите ту группу, слова из которой помогут вам быть собранными на уроке.

Группа V (низкий уровень)

Отгадайте загадку.

На руке и на стене,
И на башне в вышине
Ходят-ходят ровным ходом
От восхода до захода.

Объясните свой ответ. Сформулируйте тему урока. Назовите его задачи.


Слайд 1. Единицы измерения. Час. Минута


III. Подготовительная работа


Слайд 2.

Год =
Месяц =

Неделя =
Cутки =


У. Назовите еще раз известные вам единицы измерения времени начиная с самой крупной.
Сколько месяцев в году? Назовите их по порядку.
Какой месяц в году самый короткий? Сколько в нем суток? Сколько полных недель?
Какие единицы измерения времени меньше, чем сутки?
На этом уроке мы больше узнаем об этих единицах времени, о соотношении между ними.

IV. Знакомство с новым материалом


Слайд 3. Солнечные, водяные, песочные, механические, электронные часы.


У. Для измерения небольших промежутков времени люди изобрели часы.

О часах рассказывают заранее подготовленные ученики:

Ученик 1. Сначала появились солнечные часы. Они работали только днем. Время на этих часах показывала тень от стержня или пластинки.
Египетские солнечные часы представляли собой две сколоченные под углом пластинки. Утром, когда солнце только вставало, конец тени отмечали зарубкой на длинной планке. Считалось, что это 6 часов утра. Потом длину утренней тени делили на 6 одинаковых частей.
Время, за которое тень перемещалась от одной зарубки до другой, принимали за 1 час. В полдень часы переворачивали другим концом, и теперь тень, увеличиваясь, опять шла по отметкам. Получилось всего 12 дневных часов – 6 утренних и 6 вечерних.

Рисунки на доске: египетские солнечные часы, сделанные из камня около 1500 лет до н.э.; водяные часы, песочные часы, современные часы.

Ученик 2. Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка такого размера, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнить сосуд водой. Это не очень удобный, но достаточно точный способ измерения времени. Видимо, отсюда и происходят выражения: «время истекло», «время течет».

Ученик 3. А вот песочные часы. Их до сих пор используют в медицине для определения промежутка времени, отведенного на ту или иную процедуру (в ванне, бассейне и т.п.).

Ученик 4. На рисунке показаны современные часы. Их циферблат разделен на 12 частей большими штрихами. Напротив этих штрихов написаны числа от 1 до 12. Маленькая часовая стрелка проходит расстояние между большими штрихами за 1 час. Большая (минутная) стрелка делает за один час полный оборот. Так как в часе 60 минут, а большие штрихи делят циферблат на 12 равных частей, то от одного большого штриха до следующего минутная стрелка проходит за 5 минут (60 : 12 = 5 минут). Поэтому часть циферблата между большими штрихами делят еще на 5 частей мелкими штрихами.

Практическая работа с циферблатом часов

1. Как называют большую стрелку часов? А маленькую?
2. Сосчитайте, сколько промежутков между черточками: например, от цифры 1 до цифры 2.
3. За какое время большая стрелка проходит это расстояние?
4. Сколько времени движется часовая стрелка от одной большой черточки до другой?
5. Что означает выражение минута молчания? Когда это делается?
6. Что можно сделать за одну минуту?

У. Давайте узнаем, сколько примеров можно решить за одну минуту. Записывать в тетради нужно только ответы.

4 x 3
6 x 5
9 x 7
6 x 8
2 x 9

8 x 4
9 x 5
6 : 2
12 : 4
36 : 9

42 : 6
24 : 3
64 : 8
7 x 9
81 : 9

49 : 7
9 x 8
14 : 2
7 x 8
54 : 6

У. Теперь в течение одной минуты посчитайте числа начиная от 21, проговаривая их шепотом.

Дети выполняют задание.

– Сколько числительных вы назвали?

Дети отвечают.

Итак, за одну минуту можно решить 15–20 примеров, назвать числа от 21 до 81, прочитать 60–80 слов. Минута – это совсем не маленькая единица измерения времени, если ее использовать разумно.


Слайд 4. Циферблаты часов


– Рассмотрите изображения циферблатов часов. Определите, какое время они показывают.

Задача.

Если пройдет столько часов, сколько прошло от начала суток, и еще 2 часа, то кончатся сутки.
Который час был тогда?
(24 – 2) : 2 = 11 (ч)

V. Самостоятельная работа в группах

Группа I

Определите и запишите:

  • Четвертая часть года равна ... месяцам.

  • Двенадцатая часть года равна ... месяцу.

  • Седьмая часть недели равна ... суткам, а в сутках ... часа.

  • Третья часть суток равна ... часам, двенадцатая часть суток равна ... часам.

  • Шестая часть часа равна ... минутам.

  • Пятая часть часа равна ... минутам.

Группа II

Сравните:

3 ч * 48 мин;
1 ч 18 мин * 118 мин;

36 сек * 7 мин
5 ч 6 мин * 56 мин

Группа III

Преобразуйте:

8 ч 10 мин = ... мин
132 ч = ... сут ... ч

2 ч 12 мин = ... мин
490 ч = ... сут ... ч

Группа IV

Вместо точек вставьте единицу измерения времени:

1 ч > 50 ...
150 мин > 2 ...
2 ч 15 ... > 130 ...
... 2 ... > 2 дн.

VI. Итог урока

У. Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? Как вы оцениваете работу в группах?