|
|
Елена
Сайфулина
,
|
1. гласный ? согласный 2. твердый ? мягкий 3. звонкий ? глухой 4. парный ? непарный |
– Этот же план лежит у вас на партах. Работая в парах, исследуйте звук [щ’] самостоятельно. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите в плане простым карандашом. Если вы выполнили задание, покажите знаком вашу готовность.
Ученики работают самостоятельно.
– Что вы узнали о звуке [щ’]? Докажите, что он согласный.
Д. Воздух встречает на своем пути преграды.
У. Как произносится звук [щ’] – твердо или мягко? Подберите слова, где бы этот звук произносился твердо. Как вы думаете, почему мы не смогли подобрать слова с твердым звуком?
Запомните!
В русском языке звук [щ’] всегда только мягкий. Он
не имеет твердой пары.
Вот, ребята, вы и открыли секрет звука [щ’].
Что еще вы узнали о звуке?
Д. Звук [щ’] непарный по мягкости – твердости и по глухости – звонкости.
У. Дайте полную характеристику новому звуку. (Дети отвечают.) Молодцы! И с этим заданием Мудрой Совы вы справились.
VIII. Работа с новым звуком
У. Мудрая Сова хочет узнать, умеете ли вы составлять звуковые схемы слов. Самостоятельно составьте звуковую схему слова щука.
Учащиеся проверяют правильность выполнения задания при помощи сигналов светофора.
– У кого получилась такая же схема?
Сколько слогов в слове? Докажите. Какой слог
ударный? Назовите первый слог, второй слог. Из
чего состоит слог?
Молодцы! Вы умеете составлять звуковую схему
слова.
А теперь – игра «Кто внимательный?».
Мудрая Сова предлагает поиграть. Она хочет
узнать, кто из вас самый внимательный. Я буду
называть слова.
Если в них вы услышите звук [щ’] – хлопните
в ладоши.
Учитель называет слова: шелк, шептать, щекотать, цапля, Щелкунчик, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы.
– Молодцы! Все были очень внимательными. А теперь послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ’]:
Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлепнула хвостом,
Словно щелкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.
– Какие слова со звуком [щ’] вы запомнили? Молодцы!
IХ. Физкультминутка
Х. Знакомство с новыми буквами
У. На письме звук [щ’] обозначается буквой щ. Это печатные и письменные буквы щ. Почему их две? На что похожа буква щ?
Буква щ
поможет нам
Чистить зубы по утрам.
На расческу щ похожа.
Три зубца всего?
Ну, что же!
Ученики конструируют буквы из карандашей и счетных палочек.
У. Какие же вы все молодцы! И с этим заданием справились.
ХI. Игра «Капитаны»
У. А сейчас Мудрая Сова предлагает
нам отправиться на кораблике на сказочный
остров, где живут гласные буквы. Капитаном будет
буква Щ.
Нашего капитана вышли встречать гласные буквы.
Назовите их.
Все ли изученные гласные буквы вышли встречать
капитана? Почему? Об этом узнаем на следующем
уроке обучения грамоте.
Капитан брал с собой каждую букву и катал их по
очереди. А волны в такт их звучания качали
кораблик: ща-ща-ща, щу-щу-щу, щи-щи-щи и т.д.
Как вы произносили все эти слоги-слияния? Почему?
(Дети отвечают.) Молодцы! И с этим заданием
Мудрой Совы вы справились.
ХII. Закрепление нового материала
У. Возьмите «Азбуку», положите
перед собой и откройте там, где у вас закладка
(с. 187).
В самом верху страницы прочитайте слова жужжащим
чтением, вполголоса.
А теперь – хором по слогам, хором целыми
словами. (Дети читают.) Все ли слова были
понятны?
Объясните смысл слов:
– роща (небольшой лиственный лес),
– чаща (густой, частый лес),
– лещи (пресноводные рыбы с плоским телом),
– щегол (певчая птица из отряда воробьиных, с
пестрым оперением).
На доске появляются соответствующие рисунки.
ХIII. Итог урока
У. Молодцы, ребята! Со всеми заданиями Мудрой Совы вы справились. Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось? В чем вы испытывали трудности? Как думаете, почему? Оцените свою работу на уроке. Вы все, ребята, молодцы! Спасибо вам за урок!