|
||||||||||||||||
Ирина
Блажко
,
|
Сделай САМ Прочитай –> Проверь –> Напиши мес...ность –> место –> местность чудес...ный |
III. Минутка чистописания
У. Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадке. Постарайтесь точно скопировать соединения этих букв.
На доске – буквы Лл, Вв, Дд, Тт:
IV. Словарная работа
У. Ребята, а всегда ли можно проверить непроизносимую согласную?
Д.
Если же нельзя проверить,
То придется так поверить.
Заучивание и запись слов с непроверяемым написанием в тетрадь.
На доске:
лестница, чувство, сверстники, праздник |
V. Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания проводится в форме игры «Что? где? когда?».
Вопрос № 1
Вопрос задает ваша учительница:
Уважаемые знатоки!
Пользуясь поисковой таблицей, найдите слова с
непроизносимой согласной, которые встретились в
домашнем упражнении, и назовите их. Запишите их в
тетрадь, подчеркните опасные места в корне,
выделите корень и напишите проверочное слово. (Счастливый,
сердце.)
На доске:
|
Вопрос № 2
– Вопрос задает ваша сверстница – ученица школы № 1:
Ученики на уроке придумывали слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Вот что получилось у Вовы Колесникова: близкий, честный, сладкий, грустный, известный, детки, пастбище, парусный.
Как оценит эту работу учительница Вовы? Во всех ли словах есть названная орфограмма? Почему? Объясните. Спишите только слова с орфограммой. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму. Желаю удачи!
На доске:
|
Вопрос № 3
– Вопрос задает учитель литературы:
Уважаемые знатоки! Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный...
Назовите, из какого стихотворения эти строки. Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Обозначьте орфограмму. Запишите проверочные слова.
VI. Тестирование
Листы с тестами у каждого ученика.
Вариант 1
|
Вариант 2
|
VII. Актуализация знаний
У. Ребята, представьте, что у нас на уроке гости, которые не изучали тему нашего урока. Что мы им должны рассказать? Итак, новости сегодняшнего урока.
Дети рассказывают, как нужно проверять непроизносимую согласную в корне слова, приводят свои примеры.
Ученик 1.
Вас подружить согласны мы
С особыми согласными –
Почти совсем бессильными
И непроизносимыми!
Ученик 2.
Нельзя совсем прочесть их вслух –
Они бесплотны, словно дух!
Ученик 3.
Может, живут здесь тысячу лет?
Может, их просто-напросто нет?
Тайна – не тайна, секрет – не секрет,
Призрак – не призрак. Где же ответ?
Ученик 4.
Мы догадались! Знаем! Ах!
Поищем в родственных словах!
Ученик 5.
Местный – место. Всем известно!
Мы приносим детям весть:
Есть ответ – согласный есть!
– Это ясно?
– Вывод ясен!
– Ну, прекрасно!
– Мир прекрасен!
Есть ответ – согласной нет.
Ученик 6. Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] – (стн), [з] и [н] – (здн). Сочетания звуков [сн] и [зн] в середине слова – «опасное место». Услышав эти сочетания, обязательно проверь, подобрав родственные слова, не прячется ли между этими звуками звук-невидимка. Но учти – он не всегда там есть.
изве[сн]ый – весть – известный |
VIII. Физкультминутка
IХ. Самостоятельная работа
На доске – кубики, на которых написан деформированный текст.
У. Составьте и запишите текст. Подчеркните орфограммы.
Текст
В любой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица или дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Каждый человек любит то место, где он родился и живет. Для русских это леса и поля, зима и лето, весна и осень. Человек любит людей, с которыми он живет, их песни – грустные и радостные, сказки, танцы. Поэтому говорят...
Задание
Подумайте, какая из пословиц
соответствует этому рассказу:
а) Человек без Родины – что соловей без песни.
б) Без дела жить – только небо коптить.
в) Родная земля и в горсти мила.
Объясните свой выбор.
У. Получился ли у вас текст? Докажите.
Д. Все три части связаны по смыслу. Содержание второй части раскрывает смысл первой, третьей – смысл второй.
У. Назовите основную мысль текста.
Ребята, я буду читать слова, а вы распределяйте их
по орфограммам и записывайте:
1-й ряд – проверяемый безударный гласный звук в
корне слова;
2-й ряд – парный звонкий согласный звук в корне
слова;/
3-й ряд – непроизносимый согласный звук в корне
слова.
Слова: город, леса, поля, зима, грустные, сказки, радостные.
– Подчеркните орфограммы, выделите
корень.
Какие умения мы сейчас проверяли?
Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда
вы слышите слово праздник? А какой праздник
приближается?
Д. Новый год.
У. Что вы знаете об этом празднике?
Возьмите листочки с текстами. Вставьте
пропущенные слова.
Новый год – очень хороший ... . На улицах много ... лиц и совсем нет ... . Каждый мечтает о том, что наступающий год будет более ..., более ... . Слова для справок: радостный, счастливый, прекрасный, грустный, праздник. |
Дети проверяют свою работу самостоятельно по тексту на доске.
Х. Итог урока
У. Не забудьте поздравить близких с наступающим праздником. Подберите такие слова для своих родных, чтобы им было приятно и радостно на душе, обогрейте своим словом, обласкайте своим взглядом.
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если рядом с вами
Станет добрым и веселым грустный человек.
– У каждого из вас на столе лежит
новогодняя елочка.
Если на уроке вы легко справились со всеми
заданиями, то прикрепите к своей елочке
звездочку. Если у вас возникали затруднения, то
шарик. Если вы часто испытывали трудности и не
могли справиться с заданиями, то сосульку.