Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2009

Я иду на урок

Ирина Блажко ,
учитель начальных классов, п. Чернянка, Белгородская обл.

Непроизносимые...

Русский язык. 3 класс

Тема. «Способы проверки слов с непроизносимыми согласными» (закрепление).

Цели. Закреплять изученный материал; воспитывать внимательное и чуткое отношение к окружающим.

Учебный материал. Мультимедийный проектор, компьютер, тесты и тексты для каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Каким словом обычно приветствуют друг друга при встрече?

Дети. Здравствуйте!

У. Посмотрите, какой удивительный день! Как ярко светит солнце! Мне очень приятно видеть вас! Так радостно бьется сердце!

На доске появляется слайд со словами: здравствуйте, солнце, радостно, сердце.

– Прочитайте слова. Что их объединяет между собой?

Д. В середине каждого из слов имеется несколько согласных.

У. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите: все ли согласные в середине слова слышны?
Перечислите согласные, которые в этих словах пишутся, но не произносятся.

Д. Согласные в, д, л, т.

У. В какой части слова находятся эти согласные?

Д. В корне.

У. Как называются согласные, которые пишутся, но не произносятся?

Д. Непроизносимые.

У. Сегодня на уроке мы закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными, а урок будет проходить в форме заседания клуба знатоков. Какие задачи вы поставите перед собой сегодня?

Д. Если мы не можем определить на слух, какую букву написать, то перед нами орфограмма. Надо уметь ее проверять.

У. Сегодня на уроке мы закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными.

У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием «Сделай сам». В течение всего урока вы можете работать по ней.

Дети выполняют задание, когда у них появляется время.

Карточка

Сделай САМ

Прочитай –> Проверь –> Напиши

мес...ность –> место –> местность

чудес...ный
чес...ный
радос...ный
поз...но
со...нце
вкус...ный
опас...ный
интерес...ный

III. Минутка чистописания

У. Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадке. Постарайтесь точно скопировать соединения этих букв.

На доске – буквы Лл, Вв, Дд, Тт:

IV. Словарная работа

У. Ребята, а всегда ли можно проверить непроизносимую согласную?

Д.

Если же нельзя проверить,
То придется так поверить.

Заучивание и запись слов с непроверяемым написанием в тетрадь.

На доске:

лестница, чувство, сверстники, праздник

V. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проводится в форме игры «Что? где? когда?».

Вопрос № 1

Вопрос задает ваша учительница:

Уважаемые знатоки!
Пользуясь поисковой таблицей, найдите слова с непроизносимой согласной, которые встретились в домашнем упражнении, и назовите их. Запишите их в тетрадь, подчеркните опасные места в корне, выделите корень и напишите проверочное слово. (Счастливый, сердце.)

На доске:

прекрасный
опасный
сердце

интересный
счастливый
звездный

Вопрос № 2

Вопрос задает ваша сверстница – ученица школы № 1:

Ученики на уроке придумывали слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Вот что получилось у Вовы Колесникова: близкий, честный, сладкий, грустный, известный, детки, пастбище, парусный.

Как оценит эту работу учительница Вовы? Во всех ли словах есть названная орфограмма? Почему? Объясните. Спишите только слова с орфограммой. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму. Желаю удачи!

На доске:

близкий
сладкий
известный
пастбище

честный
грустный
детки
парусный

Вопрос № 3

Вопрос задает учитель литературы:

Уважаемые знатоки! Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный...

Назовите, из какого стихотворения эти строки. Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Обозначьте орфограмму. Запишите проверочные слова.

VI. Тестирование

Листы с тестами у каждого ученика.

Вариант 1

радос...ный
прекрас...ный
лес...ница

грус...ный
чудес...ный
лес...ной

 

Вариант 2

прелес...ный
капус...ный
вкус...ный

мес...ный
глас...ный
поз...ний

VII. Актуализация знаний

У. Ребята, представьте, что у нас на уроке гости, которые не изучали тему нашего урока. Что мы им должны рассказать? Итак, новости сегодняшнего урока.

Дети рассказывают, как нужно проверять непроизносимую согласную в корне слова, приводят свои примеры.

Ученик 1.

Вас подружить согласны мы
С особыми согласными –
Почти совсем бессильными
И непроизносимыми!

Ученик 2.

Нельзя совсем прочесть их вслух –
Они бесплотны, словно дух!

Ученик 3.

Может, живут здесь тысячу лет?
Может, их просто-напросто нет?
Тайна – не тайна, секрет – не секрет,
Призрак – не призрак. Где же ответ?

Ученик 4.

Мы догадались! Знаем! Ах!
Поищем в родственных словах!

Ученик 5.

Местный – место. Всем известно!
Мы приносим детям весть:
Есть ответ – согласный есть!
– Это ясно?
– Вывод ясен!
– Ну, прекрасно!
– Мир прекрасен!
Есть ответ – согласной нет.

Ученик 6. Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] – (стн), [з] и [н] – (здн). Сочетания звуков [сн] и [зн] в середине слова – «опасное место». Услышав эти сочетания, обязательно проверь, подобрав родственные слова, не прячется ли между этими звуками звук-невидимка. Но учти – он не всегда там есть.

изве[сн]ый – весть – известный
прекра[сн]ый – прекрасен, прекрасный

VIII. Физкультминутка

IХ. Самостоятельная работа

На доске – кубики, на которых написан деформированный текст.

У. Составьте и запишите текст. Подчеркните орфограммы.

Текст

В любой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица или дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Каждый человек любит то место, где он родился и живет. Для русских это леса и поля, зима и лето, весна и осень. Человек любит людей, с которыми он живет, их песни – грустные и радостные, сказки, танцы. Поэтому говорят...

Задание

Подумайте, какая из пословиц соответствует этому рассказу:
а) Человек без Родины – что соловей без песни.­
б) Без дела жить – только небо коптить.
в) Родная земля и в горсти мила.
Объясните свой выбор.

У. Получился ли у вас текст? Докажите.

Д. Все три части связаны по смыслу. Содержание второй части раскрывает смысл первой, третьей – смысл второй.

У. Назовите основную мысль текста.
Ребята, я буду читать слова, а вы распределяйте их по орфограммам и записывайте:
1-й ряд – проверяемый безударный гласный звук в корне слова;
2-й ряд – парный звонкий согласный звук в корне слова;/
3-й ряд – непроизносимый согласный звук в корне слова.

Слова: город, леса, поля, зима, грустные, сказки, радостные.

– Подчеркните орфограммы, выделите корень.
Какие умения мы сейчас проверяли?
Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово праздник? А какой праздник приближается?

Д. Новый год.

У. Что вы знаете об этом празднике?
Возьмите листочки с текстами. Вставьте пропущенные слова.

Новый год – очень хороший ... . На улицах много ... лиц и совсем нет ... . Каждый мечтает о том, что наступающий год будет более ..., более ... .

Слова для справок: радостный, счастливый, прекрасный, грустный, праздник.

Дети проверяют свою работу самостоятельно по тексту на доске.

Х. Итог урока

У. Не забудьте поздравить близких с наступающим праздником. Подберите такие слова для своих родных, чтобы им было приятно и радостно на душе, обогрейте своим словом, обласкайте своим взглядом.

От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если рядом с вами
Станет добрым и веселым грустный человек.

– У каждого из вас на столе лежит новогодняя елочка.
Если на уроке вы легко справились со всеми заданиями, то прикрепите к своей елочке звездочку. Если у вас возникали затруднения, то шарик. Если вы часто испытывали трудности и не могли справиться с заданиями, то сосульку.