|
||||||||||||||||
Татьяна
Сизова
,
|
Письмо cтрочной буквы Ж |
– Для чего нам нужно уметь писать букву ж?
Д. Чем больше букв мы научимся писать, тем больше слов сможем написать.
– Для развития письменной речи.
– Чтобы быть грамотными.
– Буква ж – одна из букв алфавита.
Важно, чтобы дети приняли эту цель как свою.
IV. Работа по развитию артикуляционного аппарата
Перед детьми – звукоподражательные глаголы.
У. Прочитайте слова, стараясь передать голосом реальные звуки живой природы.
На доске:
|
– Выберите: что делает жук?
Д. Жужжит.
У. Покажите, как жужжит жук? Почему это происходит?
Д. Некоторые насекомые при полете очень часто машут крыльями, рассекая воздух. Так получается жужжание.
V. Работа над развитием техники чтения. Нахождение изучаемой буквы в словах
У. Жук принес вам в подарок свою любимую букву. Эта буква напечатана у вас в тетради. Назовите ее.
Д. Печатная буква ж.
У. Выполните штриховку буквы: мальчики – вертикальную, девочки – горизонтальную.
Во время работы учитель следит за правильностью выполнения работы, дает советы, хвалит.
– У каждого на столе лежит любимое стихотворение жука. Прочитайте его, найдите и обведите простым карандашом все буквы ж.
Дети читают по строчке и называют количество букв ж, встретившихся в словах:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу,
Безобидно я жужжу,
Над ромашками кружу!
– Повтор какого звука использует поэт, чтобы мы услышали жужжание жука?
Д. Жужжание создается повтором звука [ж].
У. В каком слове звук [ж] слышится несколько раз?
Д. В слове жужжу.
VI. Физкультминутка
У. Встаньте. Я показываю рисунки животных, а вы определяете наличие и место звука [ж] в названиях этих животных. Если звук [ж] в начале слова – вы поднимаете руки вверх, если в середине слова – ставите руки на пояс, если в конце слова, то опускаете руки вниз. Если в слове данного звука нет, то вы садитесь на корточки.
Учитель показывает рисунки: уж, жираф, собака, жаба, слон, ежик, морж, лиса.
VII. Работа в прописи (№ 3, с. 24–25)
У. Рассмотрите поэтапное написание строчной буквы ж.
– Из каких элементов она состоит?
Дети перечисляют элементы.
Поэлементная запись буквы ж ведется учителем на доске, а дети эту работу выполняют на учительской строке в прописи на с. 24:
1. Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии.
2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем «клюшку».
3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет».
4. По «секрету» – наклонная линия вниз.
5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх.
6. С 1/3 «ломаем секрет».
7. По «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3, «секрет», по «секрету» – наклонная, «качалочка», крючок до середины.
Письмо детьми буквы ж «в воздухе» с проговариванием алгоритма по силуэту жука.
У. Проведите по силуэту жука ручкой линии так, чтобы получилась строчная буква ж.
Письмо буквы по точкам, а затем самостоятельное написание буквы до конца строчки.
VIII. Самоанализ написанного
У. Найдите самую красивую букву, написанную вами, и обведите ее зеленой ручкой. Какая буква вам не очень понравилась и почему?
Жук тоже трудился вместе с вами. Давайте посмотрим, что у него получилось.
В таблице учащиеся разбирают графические ошибки в написании буквы ж, выбирают правильно написанную букву, подбадривают старания жука.
IХ. Письмо слогов-слияний с буквой ж: жа, жу, жи
Работа в прописи. Письмо слогов с проговариванием. Учитель акцентирует внимание на особенности написания и произношения слога жи.
Х. Письмо слов с буквой ж
Дети читают слова. После прочтения и орфографического разбора слова прописывают рядом с образцом.
В слове журавли ученики отмечают все части букв и их соединений. Соединения в середине отмечают черточкой, а соединения на 1/3 – крестиком. Один ученик отмечает серединки, другой – третьи части на доске, а остальные работают в прописи.
В слове жаворонок дети обозначают все «гнездышки» и «шалашики». Один ученик отмечает «гнездышки», другой – «шалашики», а остальные работают в прописи на местах.
У. Поиграем в игру «Кто больше?». Придумайте слова, в которых звук [ж] был бы в начале слова.
Д. Журнал, жизнь, жасмин, желудь, жилет.
У. В середине слова?
Д. Крыжовник, баклажан, лыжник, этажерка.
У. В конце слова?
Д. Багаж, чиж, нож, персонаж.
Чтение учениками группы слов, близких по смыслу: дружба – дружили – друг.
У. Чем похожи эти слова? Как мы называем такие слова?
Д. Родственные.
У. Запишите слова, выделите в них общую часть.
ХI. Физкультминутка
ХII. Работа с предложениями
У. Что вы видите на доске?
На доске:
|_______ ________ _______ ________ ? |
Д. Схему вопросительного предложения.
У. Сколько в нем слов? Какие правила написания предложения вы знаете? Что мы называем предложением?
Ответы детей.
– Прочитайте в прописях вопросительное предложение.
Д. Кому стало жалко жука?
У. Вспомните текст букваря и ответьте на вопрос: кому стало жалко жука?
Д. Жанне стало жалко жука.
У. Запишите вопросительное предложение.
Восстановите деформированное предложение и запишите на свободной линеечке.
Д. Женю укусил в руку жук.
ХIII. Закрепление пройденного материала
Ученики соединяют стрелочкой по порядку все элементы, чтобы получилась буква ж.
Дети собирают из рассыпанных букв слово. (Получаются слова: жало, жара, жаба, лужа.) Слова записывают с комментированием.
ХIV. Дополнительный материал
На доске:
|
У. Назовите слово с изученной сегодня на уроке буквой.
Д. Желание.
У. Как вы понимаете смысл этого слова?
Ответы детей.
– Составьте из слогов родственные слова.
но |
же |
е |
ни |
лан |
ла |
лать |
тель |
ный |
Д. Желание, желанный, желать, желательно.
У. Вставьте подходящие по смыслу слова:
И … (желанная) страна
Вот уж издали видна.
(А.С. Пушкин)
– Как вы понимаете смысл этого предложения?
Ответы детей.
Все учиться мы … (желаем)
И пятерки получаем.
– Как вы понимаете смысл этого предложения?
Придумайте пожелание нашему гостю.
ХV. Итог урока
У. Назовите тему урока.
Д. Письмо строчной буквы ж.
У. Какова цель урока?
Д. Научиться писать букву ж.
У. Что мы для этого сделали?
Д. Создали алгоритм написания буквы ж.
У. Мы достигли цели?
Д. Да.
У каждого на столе конверт для рефлексии. В нем лежат листики зеленого, желтого и коричневого цветов.
У. Вспомните ключевые слова урока
и оцените свою работу. Если вы работали на уроке с
желанием, были уверены в себе, вам было интересно
и в ваших прописях чистота и порядок, то выберите
листик зеленого цвета.
Если вы работали с желанием, но не очень уверенно,
волновались, да и в прописи были недочеты, то
выберите листик желтого цвета.
Если вы работали без желания, вам было скучно на
уроке, то выберите листик коричневого цвета.
На доске – три ствола дерева. Учитель поясняет, что на первое дерево дети приклеивают листики зеленого цвета, на второе – листики желтого цвета, а на третье – листики коричневого цвета. Дети наклеивают выбранный листик. В результате получаются три дерева. Делается соответствующий вывод.
– Я рада, что вы работали сегодня с желанием, уверенно, что в ваших прописях чистота. Наш гость тоже доволен, что вы подарили ему такой замечательный дом. Спасибо за работу! Урок окончен.