|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тамара Александровна
Круглова
,
|
А |
Б |
В |
Г |
|
1. |
+ |
|||
2. |
+ |
|||
3. |
3 |
1 |
2 |
|
4. |
+ |
|||
5. |
+ |
|||
6. |
+ |
+ |
||
7. |
||||
8. |
Мораль |
|||
9. |
Умение дружно жить |
3 класс
КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ
Однажды барсук и куница бежали по лесной
тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к
своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь
лес куница.
Барсук своё:
– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Куница своё:
– Я первая увидела!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса.
Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части.
Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую –
куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две
части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук. – У
куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая
лиса и откусила от доли куницы изрядную часть
мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала
куница. – Это несправедливо!
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы
всё было по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса,
только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что
у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но
лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от
находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да
неуступчивые всегда в убытке бывают.
(226 слов)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Как барсук и куница судились». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?
А) На лугу;
Б) в лесу;
В) в поле;
Г) в деревне.
2. Определи персонажей произведения.
А) Барсук, куница, лиса;
Б) барсук, соболь, лиса;
В) норка, куница, лиса.
3. Из-за чего у животных возник спор?
А) Не знали, как поделить находку;
Б) боялись обделить друг друга;
В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.
4. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?
А) Чуть не разорвали на части;
Б) чуть не подрались сильно;
В) чуть не сделали дырку.
5. Кто вершил суд в этом лесу?
А) Лиса;
Б) медведь;
В) волк.
6. Какое определение даётся лисе в этом тексте?
А) Хитрая;
Б) плутовка;
В) рыжая разбойница.
7. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?
А) Жадность;
Б) хитрость;
В) трусость.
8. Подумай: что вынесено в заглавие?
А) Основная мысль;
Б) тема.
9. Есть ли в этом произведении герой, поведение которого вызывает одобрение?
10. Выпиши главную мысль этого произведения.
11. Запиши название другого произведения, в котором тоже осуждается жадность.
12. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Правильные ответы к заданиям
А |
Б |
В |
Г |
|
1 |
+ |
|||
2. |
+ |
|||
3. |
+ |
|||
4. |
+ |
|||
5. |
+ |
|||
6. |
+ |
|||
7. |
+ |
|||
8. |
+ |
|||
9. |
Нет |
|||
10. |
Последнее предложение текста |
|||
11. |
«Лиса и журавль», «Два жадных медвежонка» |
Ф.И. учащихся |
Выполнили всю работу без ошибок |
Допустили ошибки в заданиях |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
4 класс
ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ
Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи
из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего
кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама.
Лук-то ведь разный бывает.
Лук-слизун похож на пучок густой травы.
У лука-батуна луковка едва заметна, зато его
длинные листья (их называют перьями) с весны до
осени зелены и свежи.
Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет.
Вместо цветков на стебле висят луковки-малютки,
по нескольку штук в связке, одна связка над
другой. Они поспевают в воздухе, так и не
коснувшись земли.
Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его
семена называют «лук-чернушка». Из черного, как
уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как
её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят
на грядку, она растолстеет, станет похожа на
репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе
жили огородники. На продажу заезжим купцам всем
селом растили один и тот же овощ. Были сёла
огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки
оставили нам в наследство русские огородницы. От
матери – дочке, от бабушки – внучке передавался
секрет.
Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но
что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слезы.
Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро
запрятанная спаленка, где между сочными, белыми
чешуйками до поры до времени спят луковые
почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже
покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми.
Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше
будет храниться лук, тем крепче сон деток.
Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.
Зверь будет когтями и зубами драться за своих
детёнышей. А как может сохранить своих деток лук?
У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть
особое, удивительное оружие.
Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не
могла их разглядеть – они невидимы. Но она их
почувствовала – у нее защипало глаза.
Мама отделалась слезами, глаза у неё остались
целы. А вот если на пути летящих луковых стрел
окажутся разносчики болезней, вредные микробы,
им не сдобровать.
Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у
него не останется ни одного вредного микроба –
все они будут убиты.
Ещё в глубокой древности люди догадывались, что
лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он
ещё и целебен.
Учёные доказали, что летучие вещества, которыми
лук защищает своих деток, могут защищать и
здоровье человека.
Недаром русский народ сложил поговорку:
«Лук – от семи недуг».
(398 слов)
(Н. Надеждина)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Лук – от семи недуг» Н. Надеждиной. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Какой лук похож на пучок густой травы?
А) Многоярусный лук;
Б) лук-слизун;
В) лук-батун.
2. У какого лука перья с весны до осени зелены и свежи?
А) Многоярусный лук;
Б) лук-батун;
В) лук-слизун.
3. Какой лук никогда не цветёт?
А) Многоярусный лук;
Б) лук-слизун;
В) лук-батун.
4. Какой лук три раза меняет своё имя?
А) Лук-слизун;
Б) лук-батун;
В) лук-репка.
5. Сколько сортов репчатого лука нам оставили в наследство русские огородницы?
А) 75;
Б) 57;
В) 77.
6. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки?
А) Сочными, белыми;
Б) сухими, золотистыми.
7. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?
А) Шпагой;
Б) стрелами;
В) мечом.
8. Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы?
А) Вызывают слёзы;
Б) имеют приятный запах;
В) убивают вредных микробов.
9. Объясни с помощью других слов значение слова недуг:
А) Сильное недомогание, болезнь;
Б) враг;
В) человек, не умеющий дружить.
10. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте?
11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.
А) Удивительное оружие.
Б) Хитро спрятанная спаленка.
В) Такой разный лук.
Г) Лук с тремя именами.
12. О чём этот текст?
13. Выпиши из текста предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил нам сообщить.
14. Если тебе нужно получить дополнительные научные сведения о луке, к какой книге (книгам) ты обратишься?
15. Придумай и запиши вопросы (3–4), ответы на которые есть в тексте.
Правильные ответы к заданиям
А |
Б |
В |
Г |
|
1. |
+ |
|||
2. |
+ |
|||
3. |
+ |
|||
4. |
+ |
|||
5. |
+ |
|||
6. |
+ |
|||
7. |
+ |
|||
8. |
+ |
|||
9. |
+ |
|||
10. |
Микроб |
|||
11. |
4 |
3 |
1 |
2 |
12. |
О луке |
|||
13. |
Предпоследнее или последнее предложение |
|||
14. |
Справочник, энциклопедия |
|||
15. |