Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2009

Система Занкова

Елена Ильиных ,
ФНМЦ им. Л.В. Занкова ;
Светлана Яковлева ,
ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Знаки звуков

Первые звуки и буквы... Многим детям кажется, что им уже все это известно. И от того, как учитель построит урок, как распределит материал Азбуки, зависит успешность усвоения первоклассниками первых фонетических знаний – появится ли интерес к учению, снимется ли напряжение, страх перед ошибкой.
Надеемся, что у вас родится свой вариант урока на эту тему, и вы поделитесь им с нами.

Тема. «Знаки звуков – буквы. Звук [а], буква А, а. Звук [у], буква У, у».

Цели. Познакомить учащихся со звуками [а], [у] и их буквами; учить выполнять звуковой и звуко-буквенный анализ, подбирать слова с изученными звуками; учить читать схемы слов.

Учебные материалы. Азбука (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец); карточки с печатными и письменными буквами А, а; У, у.

ХОД УРОКА

В примерном поурочном планировании на эту тему отводится три урока. Но в зависимости от особенностей развития учеников вашего класса эту тему можно изучить или за два урока, или за четыре – за счет резервного времени. Материала в Азбуке и в тетрадях по чтению «Я читаю?» для этого достаточно. Предлагаем вам вариант работы на первом уроке по этой теме. Урок можно начать так:

Учитель. Катя, произнеси любой звук. (О-о-о...). Теперь произнесем его хором. (О-о...). Что вы можете рассказать о звуке [о]?

Дети. Это гласный звук.

У. Почему?

Д. Гласный произносится свободно и состоит из одного голоса.

Предлагая детям для анализа гласные звуки, назовите и согласные, например [б], [д]. Какой (какие) это звук (звуки)? Почему? После этого переходим к новому материалу. Можно спросить:

У. Кто знает, как пишется буква, обозначающая звук [а]?

Пригласите детей к доске. Пусть напишут, напечатают букву А. Остальным детям можно предложить найти букву а в кассе букв или попробовать напечатать в своих тетрадях.

У. А теперь давайте поиграем в слова. (Можно стоя.)

Цель игры: услышать в произносимых учителем словах звук [а].

У. Я произношу слово, вы слушаете его и произносите. Если в слове есть звук [а], то вы хлопаете в ладоши (показывает), если нет – движение не выполняете. Готовы? Начинаем. (А-а-стра, о-о-о-сы-ы, м-а-а-а-м-а-а-а, а-а-вгу-у-уст, кры-ы-ы-ш-а-а-а, н-о-о-с, ...) Теперь вы назовите свои слова со звуком [а].

Во всех словах, которые вы предлагаете детям, звук [а] должен произноситься четко и длительно. Теперь можно перейти к учебнику.

У. Откройте учебник на с. 12. Внимательно рассмотрите верхнюю часть страницы.

Сделайте паузу: детям нужно найти и рассмотреть то, что там изображено.

У.  Какой букве посвящена эта часть страницы? Посмотрите, сколько раз буква а встречается в рисунках? Интересно, кто же у нас самый внимательный?

Д. Две птички встали так, что получилась буква A.
– Еще ананасы.
– Я сосчитал – здесь шесть разных букв A.

У. Кто еще сосчитал? Давайте проверим ваши предположения.

Д. Здесь буквы A написаны тонко и жирно.

Кто-то из ваших детей уже умеет считать и читать, а кто-то нет, поэтому важно, чтобы каждый ребенок услышал и увидел то, о чем говорят другие. Слово знаки на странице тоже содержит букву а, но это не рисунок; а изображает антилопа, арфа – в форме буквы а и т.д. Читающие дети могут называть слова, в которых есть буква а, – например, прибауточкой (с. 13). Ваша реакция: «Ребята, как вы думаете, Миша прав?»

Д. Да, в этом слове есть буква а – вот она (показывают), но это же не рисунок! Слово написано, а не нарисовано.

У. Как же нам быть с Мишиным ответом? Напомните, где мы ищем букву а?

Д. В рисунках.

У. Мне не совсем понятно задание. Во всех рисунках? В любых книгах?

Д. Нет, мы ищем только в Азбуке.

Главное – не сказать задание самому: дети выйдут на более точное объяснение.

– Мы ищем букву а на странице 12. – Мы ищем только вверху.

У. Теперь понятно.

Возможно, ребенок приводит пример с нижней части страницы. Что делать? Просто исправить его? Или обыграть, использовать эту ошибку?

Вика. Девочка написала букву а.

Д. Нет, это ты не там нашла, мы ищем вверху.

У. А я думаю, что, действительно, девочка написала букву а.

Д. Да, она написала букву а, но это же не верх страницы!

У. А как изменить задание так, чтобы ответ Вики подходил?

Дети в смятении. Возможно, кто-то в классе догадается, а может быть, вам придется помогать формулировать задание. Используйте в дальнейшем эту реакцию детей на неправильный ответ одноклассника. А как было сформулировано задание?

У. Посмотрите, сколько раз буква а встречается в рисунках в нижней части страницы.

В этой части урока, если дети еще не обратили внимание на буквы печатные и письменные, можно спросить их:

У. Кто из вас знает, почему здесь по-разному написана буква а?

Д. Такие буквы есть в книгах. (Показывает.)

Можно предложить, чтобы ребенок прикрепил на доску карточки с соответствующими буквами.

– А такие – пишут в тетрадях.

У. Наверное, это совсем разные буквы? Не может же быть, чтобы одну букву а обозначали разными знаками. Кто со мной согласен? (Тишина.) – Тогда шепните мне на ушко, кто думает так же, как я, а кто сомневается.

Дети сообщают, что они думают. Не согласиться с учителем сложно, но всегда найдутся ученики, готовые вступить в спор. Пока вы слушаете их ответы, у вас складывается представление о том, как действовать дальше – предоставить слово детям или давать стимулирующую подсказку.

Д. Я знаю, что буквы, которые пишут, – это письменные.

У. А, понятно! Значит, буквы, которые в книге, – книжные.

Д. (смеются). Книги печатают. Буквы в книгах – печатные. – Буквы есть большие и маленькие.

У. Это потому, что слова разные?

Д. Мне мама говорила, что имена пишут с большой буквы. Да, еще фамилии.

У. Нам с вами предстоит узнать, когда пишется в слове большая буква А, а когда маленькая а. И еще на уроке письма мы ответим на вопрос, какая буква заглавная, а какая строчная.

Возможен такой вариант работы. На доске прикреплены карточки. На белом и красном фоне карточек написаны печатные и письменные буквы а, у и две карточки с буквой У, у.

У. Теперь вы сможете определить, где печатные, а где письменные буквы а? Распределите все буквы а на письменные и печатные.

К доске можно пригласить сразу несколько человек (минимум трех). Если почти все ваши дети читают или знают буквы, то на уроке на эту работу не уйдет много времени.

У. В каких названиях рисунков – звук [а]? Ванечка, ты нашел такие предметы, в названии которых встречается звук [а]? Назови.

Ваня. Птица-а-а, стрела-а-а.

У. Здорово!

Д. Это птицы. В слове птицы-ы-ы нет звука [а].

– А в слове птица есть звук [а].

– Я знаю, это аисты. А-а-а-исты.

– Точно!

У.Какие вы молодцы – вы нашли сразу два слова, в которых есть звук [а]!

Д. Еще а-а-н-а-а-а-н-а-а-сы. А еще здесь к-а-аза-а, она согнулась так, как буква а.

У. Когда мы произносим слово коза, мы действительно слышим звуки [а]. Ребята, это животное называется антилопа. Давайте произнесем.

Далее учитель обращает внимание на музыкальный инструмент – арфу, на арбалет, так как дети могут не знать этих названий. Главное – что, узнавая новое, вы радуетесь вместе с детьми. Вы произносите слова арбуз, апельсины. Возможны варианты: девочка, артистка – любые слова, в которых есть звук [а]. Помните одну из заповедей системы Л.В. Занкова: «Ошибка – находка учителя». Именно на первых уроках вы снимаете страхи детей перед неудачей. Если дети испытывают затруднение в выполнении этого задания, то предлагаем следующие варианты помощи.

У. Давайте назовем каждый нарисованный предмет словом. Это снимет страх перед неудачей – я вижу букву а, но не знаю названия этого предмета. Есть ли в нем гласный звук [а]?

Дальше можно обратить внимание детей на позицию звука в слове:

– Где он находится? (А-аисты – произносим протяжно; а-арф-а-а, а-а-на-на-а-с, ... а-а-рбу[с]…) Ребята, что вы заметили?

Д. В этих словах есть звук [а].

– Все слова, которые мы сейчас произносили, начинаются с а.

Вы можете спросить у детей, сколько звуков [а] в этих словах. Важно, чтобы каждый раз при ответе ребенок снова произносил слово, выделяя звук [а]. Проговаривая слова, вы обращаете внимание детей не только на количество звуков [а] в словах, но и на позицию звука [а] в слове – в начале, в конце или в середине.

Д. Ух ты, какое слово – а-а-а-н-а-а-н-а-а-с, здесь сразу три звука [а]! И они в начале слова, в конце и даже в середине!

У. Давайте с вами поиграем. Вам надо быть не только внимательными, но и сообразительными.

Ведущий называет слово, в котором есть звук [а], а мы определяем, где он находится: в начале слова, в конце или в середине – и как будто шифруем слово разными хлопками.
Если звук [а] в начале слова, то мы просто хлопаем в ладоши; если звук в конце слова, то хлопок за спиной; если в середине слова, то поднимаем руки вверх и делаем хлопок (вот так). Давайте потренируемся. Я начинаю: Артем, кукла, март, дома. А дальше ведущими будете вы.

Ведущими по очереди являются дети. Игру можно будет усложнять, если называть слова, в которых нет звука [а]. Но так как вы даете возможность детям называть слова, то этих вариантов не избежать! Вот вам готовые коллизии: дети будут приводить примеры слов, в которых может быть несколько звуков [а]. Тогда вы вместе с детьми будете обсуждать, как зашифровать такое слово.
Посмотрите, сколько возможностей дает вам эта часть страницы! Теперь работаем с новым звуком и буквой. Рассматриваем рисунки в средней части страницы.
Можно по-разному организовать работу – слушать ответы детей или вместе с ними называть каждый нарисованный предмет словом. Главное – подвести детей к открытию нового материала – звуки и буквы у через уже известный звук [а].
Определяем, есть в названиях этих предметов звук [а], в какой части слова он находится (утка-а, у[ш], улитка-а-а, улица-а-а; дети могут также сказать – дом-а-а, окн-а-а).
Можно предложить детям самим придумать задание к этой части страницы. И по аналогии с заданием, которое выполняли с буквой а, они предложат найти, в каких картинках спряталась буква у. Возможные варианты ответа: уж, утка, улитка, улица или дорога. Если они называют дорога, то это тоже правильный ответ: в задании же не было условия, чтобы выполнялось два признака – спряталась буква у и в этом слове должен быть звук [у]. Здесь вы ищете ответ вместе с детьми: «Как вы думаете, какое слово загадал художник? Должен ли там быть звук [у]?»

У. Что еще вы заметили?

Д. Во всех словах в начале слышим звук [у].

Дети этого могут не заметить... Тогда нужно подвести их к этому: «Мне кажется, что все эти слова начинаются со звука [у]. Верно ли мое предположение?» Если дети затрудняются, то вы предлагаете им еще раз произнести каждое слово и послушать звук [у]: у-у-уш, у-у-у-тка ...
Дети после этой работы уже могут сказать, что [у] – это гласный звук и назвать букву, которая его обозначает. На этом этапе ребята сами вам объяснят, где письменная буква, а где печатная и отметят, что среди карточек осталась письменная буква у. Выполните с детьми задания на выделение звука [у] и определение, в какой части слова он находится (удочка, куст, лук, укроп, умница, куртка, пушок, кенгуру). Теперь можно предложить выполнить задание на с. 13.

У. Посмотрите, на с. 13 есть волшебный квадрат. Если вы правильно выполните задание, то разгадаете его секрет. Мальчики сейчас закрасят те части, где есть буква у, а девочки – где буква а. Кто нам расскажет, как мы будем раскрашивать?

Д. Мальчики раскрасят кусочки с буквой у.

У. А чем?

Д. Здесь буква в синем кружочке. Мальчики раскрашивают синим цветом, а девочки – коричневым.

У. Дима, что ты будешь делать? Аня, а что ты будешь делать?

Аня. Я буду раскрашивать букву у коричневым цветом.

Д. Посмотри, здесь у в синем кружке, а буква а – в коричневом.

Аня. Понятно. Я буду раскрашивать коричневым цветом те части, где есть буква а.

Если позволит время, то дети могут выполнить задание полностью. Затем можно предложить напечатать букву в первую клетку, обозначающую звук [у], и спросить ребят: «А какую еще букву мы можем напечатать?»

У. Произносим: у-у-т-к-а-а.

Д. Можем напечатать еще букву а в конце слова.

У. Это где? Д. В последнем квадратике.

У. Давайте прочитаем, что у нас получится. Поставьте пальчик на букву у. Итак, ведем пальчик и читаем со мной: у-у-т-к-а-а. Запишите букву а.

Завершая урок, вы выберете, о чем спросите у ребят: что их удивило, что было трудно, чей вопрос был самым интересным, с кем было особенно приятно общаться, правильно ли они вели спор, что они сегодня узнали, что больше всего запомнилось?