Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2009

Я иду на урок

Наталья Вдовина ,
учитель школы № 4, г. Углич, Ярославская обл.

Что такое зоопарк?

Окружающий мир. 2 класс

Тема. «Что такое зоопарк?»

Задачи. Познакомить детей с зоопарком как местом общения людей с животными, с правилами поведения в зоопарке, понятием «пресмыкающиеся»; показать, что для животных в зоопарке необходимо создавать достойные условия жизни; учить устанавливать связь между образом жизни животных и особенностями их содержания.

Учебные материалы. Шапочки, изображающие «черепаху», «муравья»; иллюстрированный материал о животных; листы бумаги в клетку для игры; видеофильм «Московский зоопарк», видеоаппаратура; открытки «Московский зоопарк»; жетоны для игры «Поле чудес»; пластмассовые фигурки животных; медаль «Знаток животных».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

К доске выходят два ученика в шапочках, изображающих Муравья и Черепаху.

Муравей. Знакомясь с разными животными, я приобрел много друзей. Некоторых из них мы вместе с ребятами поселили на Зеленом островке. Вот было бы здорово, если бы собрать всех животных Земли и поселить их вместе! Но ведь это невозможно: рыбам нужна вода, зверям – лес, кто-то живет в жарких странах, а кто-то – на севере.

Черепаха. Не беспокойся, Муравьишка! Сегодня все вместе мы отправимся в одно из самых увлекательных мест на Земле, познакомимся с множеством интереснейших животных. Но нам надо проложить туда дорогу.

Графический диктант

Учитель. Ребята, сейчас я буду читать утверждения. Если вы согласны, то ставьте знак , если не согласны, то знак  x, если не знаете правильного ответа, то ставьте прочерк. Условие – конец предыдущего знака является началом следующего.

На доске:

– да,  х – нет, ? – не знаю

Работа выполняется на листочках в клетку. Один ученик работает на индивидуальной доске, которая потом вывешивается для проверки.

– У всех птиц есть перья.
– Все птицы умеют летать.
– Если животное большое, это зверь.
– Летучая мышь – это птица.
– Кит – это большая рыба.
– Кошка и мышка относятся к одной группе животных – звери.
– Бабочка, дятел, летучая мышь относятся к одной группе животных, так как умеют летать.
– Тело зверей покрыто шерстью.
– Страусы и пингвины – это птицы, которые не умеют летать.

У детей на листочках появляется рисунок. Разбирать результаты графического диктанта подробно не следует, так как у детей, допустивших ошибки, будет время на их отработку на следующих уроках.

– Сверьте свои рисунки с результатом на доске. Кто замечательно справился с прокладкой дороги? Молодцы!
Кто споткнулся? Не беда: встаем, берем за руку товарища и отправляемся в путь.

III. Сообщение темы урока

У. Ребята, а куда же мы пришли? Куда привела нас Мудрая Черепаха?

Доска закрыта. Дети затрудняются в выборе ответа. Следует задать наводящий вопрос.

– Назовите место, где мы можем встретить множество различных животных, которые обитают в разных частях света.

Дети. Зоопарк.

У. А что такое зоопарк? Именно о нем пойдет речь на уроке.

IV. Знакомство с новым материалом

Учитель открывает доску, на которой написано слово зоопарк и прикреплен иллюстрированный материал по теме. Выступают два подготовленных ученика с короткими сообщениям о зоопарке.

Ученик 1. Зоологический парк, или зоопарк, – это место, где содержат диких животных. Здесь можно увидеть животных, которые встречаются не только в нашей местности, но и в дальних странах.

Ученик 2. Ученые изучают животных в зоопарке. Здесь обитают и те животные, которым трудно выжить в неволе, так как их осталось очень мало. И ученые помогают этим животным.

У. Держать в неволе диких животных и показывать их публике – традиция очень старая, даже древняя. Зверинцы существовали уже в Риме и Египте. Были зверинцы и на Руси – еще при Иване Грозном.
Кто из вас бывал в зоопарке? В каком? Как нужно вести себя в зоопарке? Почему?

Д. Спокойно. Нельзя дразнить животных, просовывать руки.

Нельзя перелезать через ограждение, кормить животных.

У. Мудрая Черепаха предлагает нам посетить Московский зоопарк. Почему именно его? На этот вопрос вы ответите, послушав еще одно сообщение.

Ученик 3. Московский зоопарк появился в России самым первым. Его открытие состоялось 12 февраля 1864 года. Ученые в зоопарке изучали условия жизни животных из разных стран и их приспособление к местным условиям жизни.

Люди, приходившие в зоопарк, знакомились с различными видами животных. Особый интерес вызвали животные, которые обитают в других странах. В настоящее время Московский зоопарк насчитывает 5355 животных 938 видов. Он среди зоопарков России является главным.

Учитель демонстрирует видеофрагмент фильма «Московский зоопарк».

У. Что нового вы открыли для себя, просмотрев этот фрагмент? Что особенно запомнилось?

Дети отвечают.

У. Вспомните: кто живет в террариуме?

Д. Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

У. Можем ли мы отнести этих животных к изученным группам?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Это не рыбы – у них нет чешуек; это не птицы – у них нет перьев; это не звери – их тело не покрыто шерстью; это не насекомые – у них не шесть ног.

У. Верно. Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы образуют другую группу животных, а называется она «пресмыкающиеся». Послушайте сообщение о них.

Ученик 4. Пресмыкающиеся обитают и на суше, и в воде. Называют их так потому, что они ползают по земле – пресмыкаются. Питаются они рыбой, травой, водорослями, мошками, жуками, насекомыми. Все пресмыкающиеся теплолюбивы. В холодное время года они малоподвижны. Для людей опасны ядовитые змеи, но если их не тревожить, то они не нападут на человека.

У. Откройте учебники на с. 28. Как вы думаете, что изображено на фотографии?

Д. Центральный вход в Московский зоопарк.

У. Почему вы так решили?

Д. Его показывали в видеофрагменте.

У. Автор нашего учебника А.А. Плешаков очень любит посещать Московский зоопарк. Давайте узнаем почему. Для этого прочитаем статью в учебнике.

Дети читают текст.

– Почему автор учебника любит бывать в Московском зоопарке? Как он говорит о людях, которые там работают? Используя знания, полученные в результате просмотра видеофильма, назовите обитателей экзотеррариума.

Д. Лангусты, коралловые креветки, мурены, акулы.

Учитель показывает фотографии названных животных.

V. Игра «Поле чудес»

У. В видеофрагменте были названы и показаны редкие животные. Для таких животных в зоопарке созданы все условия для нормальной жизни и размножения. А как называется книга, где перечислены животные, которые находятся на грани исчезновения?

Д. Красная книга.

У. Я предлагаю вам познакомиться с редкими животными, занесенными в Красную книгу и живущими в Московском зоопарке. Для этого сыграем в «Поле чудес». Правила игры такие же, как и телевизионной.

Отборочный тур

Кто быстрее ответит на вопрос, получает жетон. А жетон дает право участвовать в игре. Жетоны трех цветов, а всего их девять для образования троек игроков.

1. Есть на речке лесорубы
В серебристо-бурых шубах:
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.

(Бобры – жетон зеленого цвета.)

2. Эти птицы не могут летать: крылья у них маленькие и больше похожи на ласты тюленей, чем на настоящие крылья. Зато они прекрасно плавают и ныряют на значительную глубину.

(Пингвины – жетон красного цвета.)

3. Это крупный хищник из семейства кошачьих. Его величавая поступь, пышная грива, крупные черты «лица» позволили назвать его царем зверей.

(Лев – жетон синего цвета.)

4. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.

(Верблюд – жетон зеленого цвета.)

5. Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.

(Сова – жетон зеленого цвета.)

6. Владыка Арктики.

(Белый медведь – жетон синего цвета.)

7. Знахари готовили из частей его тела лекарство от слабости и трусости.

(Тигр – жетон красного цвета.)

8. На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.

(Бабочка – жетон синего цвета.)

9. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.

(Лебедь – жетон красного цвета.)

Тур 1

У. Я приглашаю первую тройку игроков – с синими жетонами.

Задание

Это очень ценный пушной зверек. Он был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных.

С

О

Б

О

Л

Ь

Фотографии или иллюстрации названных в игре животных вывешиваются на доску.

Тур 2

У. Приглашается вторая тройка игроков – с зелеными жетонами.

Задание

Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем надевают розовый наряд.

Ф

Л

А

М

И

Н

Г

О

Тур 3

У. Играют ученики с красными жетонами.

Задание

В двух- трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.

Ж

У

Р

А

В

Л

Ь

Победители тура получают приз (это может быть фигурка животного из «Киндер-сюрприза»).

Полуфинал

У. Для игры в полуфинале приглашаются победители предыдущих туров.

Задание

Назовите животное, которое производит странное впечатление собаки с кошачьей головой. Быстрее него ни одно животное на свете бежать не может. В погоне за добычей он может развивать скорость 110–120 км/ч.

Г

Е

П

А

Р

Д

Суперигра

Проводится по желанию победителя полуфинала. Победитель награждается медалью «Знаток животных».

У. Назовите животное, которое является одним из самых крупных быков мира: рост его – до 2 метров, вес – до тонны. Могучее телосложение не мешает ему быть очень быстрым и ловким в движениях. Держатся эти животные группами: коровы, молодые бычки и телочки – по 6–8 голов.

З

У

Б

Р

– Посмотрите, сколько животных появилось у дверей нашего зоопарка! Наверно, они хотят в него попасть. А где живут животные в зоопарке?

Д. В клетках, вольерах.

У. В современных зоопарках животные располагаются в просторных помещениях или открытых огороженных площадках – вольерах. Они очень удобны: здесь животные могут бегать, летать, плавать, карабкаться на стволы деревьев – словом, вести себя как в природе.

VI. Творческая работа

У. Попробуйте нарисовать вольеры для выбранных вами животных. Изобразите само животное. Обоснуйте выбор тех или иных приспособлений, необходимых в вашем вольере.

Дети работают самостоятельно. Затем идет обсуждение иллюстраций.

Образец ответа

Ученик. Это вольер с прудом. Здесь могут жить фламинго. В пруду птицы добывают себе пищу.

VII. Итог урока

У. Почему возникла необходимость создания зоопарка?

Д. Многие животные находятся на грани исчезновения, поэтому люди пытаются сохранить хотя бы малое их количество. Ученые изучают жизнь животных.
– Для ознакомления людей с животными.

У. Благодарю вас за активную работу.