Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2009

Я иду на урок

Людмила Лурье ,
учитель начальных классов школы № 4, г. Геленджик

В математическом лесу

Цели. Закреплять умение решать задачи; отрабатывать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.

Учебные материалы. Учебник «Математика. 3 класс» (авт. М.И. Моро и др.); рисунки с изображениями Юли, математического леса; карта маршрута движения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

Ученики вспоминают правила написания цифры 7 по образцу.

III. Вводная беседа

Учитель. Вы знаете, что число 7 не простое, а сказочное? Вспомните, в каких сказках оно упоминается.

Дети. «Волк и семеро козлят», «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов».

У. Сегодня волшебное число 7 поможет нам побывать в математической сказке. Послушайте ее начало.
Жила-была третьеклассница Юля. Она не любила математику, а задачки даже знать не хотела. Однажды на уроке математики, когда все решали задачу, девочка заснула. И вдруг она оказалась в волшебном математическом лесу и услышала голос:
– Если ты, Юля, не решишь задачу до конца урока, то навсегда останешься в этом лесу.
Заплакала Юля: не знает, что же ей делать, куда идти, у кого помощи просить.

IV. Математическая разминка

1) Логическая задача с недостатком числовых данных

У. Тут выскочил зайчик:
– Здравствуй, Юля! Реши мою задачу – помогу тебе.
Делать нечего – согласилась девочка.

Задача зайчика

Из-за куста торчат 8 заячьих ушек. Сколько там спряталось зайцев?

– Думала-думала Юля – не может решить задачу. Кто сумеет объяснить, в чем трудность этой задачи?

Д. В этой задаче только одно числовое данное. Необходимо добавить второе: у каждого зайчика по 2 уха, – тогда задача будет решена так:
8 : 2 = 4 (зайца)

У. Обрадовалась Юля объяснению, сказала ответ зайчику, а он помог девочке пройти к реке, за которой живет матушка Задача. Она-то и научит Юлю решать задачи.Дошла девочка до реки, а как перебраться – не знает: ни моста, ни лодки. Откуда ни возьмись – лягушка:
– Здравствуй, Юля! Я тебе помогу, если решишь мою задачу.
Согласилась девочка.

2) Логическая задача с избытком данных

Задача лягушки

У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько ног у этого животного?

– Юля посчитала и сказала ответ, да он оказался неправильным. Давайте ей поможем! Как нужно рассуждать?

Д. Данные «2 спереди», «2 сзади» – лишние. Это повтор.

Решение:
2 + 2 = 4 (ноги) или 2 х 2 = 4 (ноги)

У. Лягушка за правильный ответ рассказала, что нужно посчитать круговые примеры на рыбках в реке. Рыбки возьмутся за хвосты и образуют мост, по которому можно перейти на другую сторону.

3) Примеры на умножение и деление на рыбках

3 х 6
36 : 6
2 х 10
18 : 2
24 : 8
20 : 5
9 х 4
6 : 3
4 х 6

– Юля не знает таблицы. Придется нам ее опять выручать!

Дети решают примеры.

– Молодцы, решили примеры, переправились на другой берег. А дальше куда?
Видит Юля – Печка стоит:
– Здравствуйте, Печка! Как матушку Задачу найти?
– Реши мою задачу, подскажу, – говорит печка.

4) Логическая задача на сообразительность

Задача Печки

1 крендель в печи выпекается 10 минут. Сколько минут будут выпекаться 6 кренделей на одном противне?

Д. 10 минут, потому что их ставят в печь одновременно.

У. Молодцы, ребята! Без вашей помощи девочка никогда бы эту задачу не решила. Теперь она знает дорогу к домику матушки Задачи. Надо поторопиться! Давайте поможем Юле быстрее дойти.

V. Физкультминутка

VI. Работа с задачами

У. Под веселую музыку быстро добралась девочка до нужного места. А там ее уже матушка Задача поджидает. Сама она необычная, и дом у нее непростой. Давайте прочитаем, сколько написано на этажах.

На доске:

Условие    Вопрос    Решение    Ответ

– Отправилась девочка знакомиться с хозяйством матушки Задачи. И мы давайте познакомимся с задачей № 2 на с. 76.

Ученики читают задачу и составляют схему:

В детский сад привезли 4 коробки конфет по 9 кг в каждой и 3 коробки печенья по 8 кг в каждой. Сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?

– На какой вопрос задачи мы должны получить ответ?

Д. Сколько всего килограммов?

У. Какие числовые данные мы должны знать?

Д. Сколько килограммов конфет и печенья.

У. Дано в задаче число килограммов конфет?

Д. Нет.

У. Что поставите в первом прямоугольнике?

Д. Знак вопроса.

У. Известно количество килограммов печенья?

Д. Тоже нет.

У. Что пишем во втором прямоугольнике?

Д. Тоже знак вопроса.

У. Посмотрите на схему. Можем ли мы сейчас решить задачу? Давайте найдем числовые значения, относящиеся к конфетам.

Д. 4 коробки по 9 кг.

У. Вспоминаем: что необходимо найти в задаче?

Д. Килограммы.

У. Запишем данные в таблицу.

 

В одной коробке

Количество коробок

Общий вес

Конфеты

9 кг

4 шт.

?

Печенье

8 кг

3 шт.

– А теперь можем ли мы дать ответ на главный вопрос задачи?

Д. Нет: нужно знать, сколько килограммов печенья.

У. Что в задаче сказано про печенье?

Д. 3 коробки по 8 кг.

У. Давайте запишем эти значения в таблицу.

А теперь мы можем узнать, сколько килограммов конфет и печенья было?

Д. Нет: надо знать, сколько килограммов конфет.

У. Каким действием найдем вес конфет?

Д. Умножением.

У. А как определить массу печенья?

Д. Тоже умножением.

У. Как будем находить общее количество конфет и печенья?

Д. Сложением.

После такого разбора схема приобретает следующий вид:

Дети решают задачу самостоятельно по действиям или выражением. Затем два ученика выходят к доске и записывают свои варианты:

1) 9 х 4 = 36 (кг) – масса конфет
2) 8 х 3 = 24 (кг) – масса печенья
3) 36 + 24 = 60 (кг) – всего 9 х 4 + 8 х 3 = 60 (кг)

– Ребята, какое решение правильнее?

Д. Оба правильные.

У. Какое решение удобнее?

Д. Выражением.

У. Какой ответ запишем в тетради?

Д. 60 килограммов конфет и печенья привезли в детский сад.

У. Мы справились с решением задачи, а матушка Задача тоже помогла Юле понять и решить задачу.
Тут-то девочка и проснулась. Вспомнила она, что с ней случилось, записала решение в тетрадь и задумалась: «А можно ли решить эту задачу, если изменить вопрос?»
Давайте и мы подумаем: можно ли поставить к условию задачи другой вопрос?

Д. Можно.

У. Какой вопрос вы можете задать?

Д. На сколько килограммов конфет больше, чем печенья?
– На сколько килограммов печенья меньше, чем конфет?

У. Вспомните: к какому типу задач относятся задачи с такими вопросами?

Д. Это задачи на сравнение.

У. Кто помнит правило, по которому мы можем правильно решить новую задачу? Как изменится наша схема?

Д. Мы заменим знак «+» на «–».

У. На какой вопрос в задаче мы отвечаем?

Д. На сколько больше килограммов конфет, чем печенья, привезли в детский сад?

У. Запишите решение выражением и получите ответ.

Дети самостоятельно записывают решение новой задачи.

– Как правильно записать ответ к этой задаче?

Д. Конфет на 12 кг больше, чем печенья.

У. Молодцы, справились с заданием! А вот вам еще одна задача от Юли.

VII. Домашнее задание

У. Юля передала вам схему задачи, по которой вы составите свою задачу и решите ее разными способами. Что вам напоминает эта схема? На какую схему она похожа? В чем различие?

VIII. Итог урока

У. Сколько заданий мы разобрали на уроке?

Д. Семь.

У. Значит, сегодня семерка нам помогла преодолеть все трудности. Поднимите руки, кому понравился сегодняшний урок. Какие задачи вам больше всего запомнились? Подумайте, как вы сами работали на этом уроке. Поставьте себе карандашом оценку в тетради на полях. Хотите ли вы еще встретиться на уроке с Юлей?