|
|||||||||||||||
Людмила
Лурье
,
|
3 х 6 36 : 6 2 х 10 |
18 : 2 24 : 8 20 : 5 |
9 х 4 6 : 3 4 х 6 |
– Юля не знает таблицы. Придется нам ее опять выручать!
Дети решают примеры.
– Молодцы, решили примеры,
переправились на другой берег. А дальше куда?
Видит Юля – Печка стоит:
– Здравствуйте, Печка! Как матушку Задачу найти?
– Реши мою задачу, подскажу, – говорит печка.
4) Логическая задача на сообразительность
Задача Печки
1 крендель в печи выпекается 10 минут. Сколько минут будут выпекаться 6 кренделей на одном противне?
Д. 10 минут, потому что их ставят в печь одновременно.
У. Молодцы, ребята! Без вашей помощи девочка никогда бы эту задачу не решила. Теперь она знает дорогу к домику матушки Задачи. Надо поторопиться! Давайте поможем Юле быстрее дойти.
V. Физкультминутка
VI. Работа с задачами
У. Под веселую музыку быстро добралась девочка до нужного места. А там ее уже матушка Задача поджидает. Сама она необычная, и дом у нее непростой. Давайте прочитаем, сколько написано на этажах.
На доске:
Условие Вопрос Решение Ответ |
– Отправилась девочка знакомиться с хозяйством матушки Задачи. И мы давайте познакомимся с задачей № 2 на с. 76.
Ученики читают задачу и составляют схему:
В детский сад привезли 4 коробки конфет по 9 кг в каждой и 3 коробки печенья по 8 кг в каждой. Сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?
– На какой вопрос задачи мы должны получить ответ?
Д. Сколько всего килограммов?
У. Какие числовые данные мы должны знать?
Д. Сколько килограммов конфет и печенья.
У. Дано в задаче число килограммов конфет?
Д. Нет.
У. Что поставите в первом прямоугольнике?
Д. Знак вопроса.
У. Известно количество килограммов печенья?
Д. Тоже нет.
У. Что пишем во втором прямоугольнике?
Д. Тоже знак вопроса.
У. Посмотрите на схему. Можем ли мы сейчас решить задачу? Давайте найдем числовые значения, относящиеся к конфетам.
Д. 4 коробки по 9 кг.
У. Вспоминаем: что необходимо найти в задаче?
Д. Килограммы.
У. Запишем данные в таблицу.
В одной коробке |
Количество коробок |
Общий вес |
|
Конфеты |
9 кг |
4 шт. |
? |
Печенье |
8 кг |
3 шт. |
– А теперь можем ли мы дать ответ на главный вопрос задачи?
Д. Нет: нужно знать, сколько килограммов печенья.
У. Что в задаче сказано про печенье?
Д. 3 коробки по 8 кг.
У. Давайте запишем эти значения в таблицу.
А теперь мы можем узнать, сколько килограммов конфет и печенья было?
Д. Нет: надо знать, сколько килограммов конфет.
У. Каким действием найдем вес конфет?
Д. Умножением.
У. А как определить массу печенья?
Д. Тоже умножением.
У. Как будем находить общее количество конфет и печенья?
Д. Сложением.
После такого разбора схема приобретает следующий вид:
Дети решают задачу самостоятельно по действиям или выражением. Затем два ученика выходят к доске и записывают свои варианты:
1) 9 х 4 = 36 (кг) – масса конфет
2) 8 х 3 = 24 (кг) – масса печенья
3) 36 + 24 = 60 (кг) – всего 9 х 4 + 8 х 3 = 60 (кг)
– Ребята, какое решение правильнее?
Д. Оба правильные.
У. Какое решение удобнее?
Д. Выражением.
У. Какой ответ запишем в тетради?
Д. 60 килограммов конфет и печенья привезли в детский сад.
У. Мы справились с решением задачи, а
матушка Задача тоже помогла Юле понять и решить
задачу.
Тут-то девочка и проснулась. Вспомнила она, что с
ней случилось, записала решение в тетрадь и
задумалась: «А можно ли решить эту задачу, если
изменить вопрос?»
Давайте и мы подумаем: можно ли поставить к
условию задачи другой вопрос?
Д. Можно.
У. Какой вопрос вы можете задать?
Д. На сколько килограммов конфет
больше, чем печенья?
– На сколько килограммов печенья меньше, чем
конфет?
У. Вспомните: к какому типу задач относятся задачи с такими вопросами?
Д. Это задачи на сравнение.
У. Кто помнит правило, по которому мы можем правильно решить новую задачу? Как изменится наша схема?
Д. Мы заменим знак «+» на «–».
У. На какой вопрос в задаче мы отвечаем?
Д. На сколько больше килограммов конфет, чем печенья, привезли в детский сад?
У. Запишите решение выражением и получите ответ.
Дети самостоятельно записывают решение новой задачи.
– Как правильно записать ответ к этой задаче?
Д. Конфет на 12 кг больше, чем печенья.
У. Молодцы, справились с заданием! А вот вам еще одна задача от Юли.
VII. Домашнее задание
У. Юля передала вам схему задачи, по которой вы составите свою задачу и решите ее разными способами. Что вам напоминает эта схема? На какую схему она похожа? В чем различие?
VIII. Итог урока
У. Сколько заданий мы разобрали на уроке?
Д. Семь.
У. Значит, сегодня семерка нам помогла преодолеть все трудности. Поднимите руки, кому понравился сегодняшний урок. Какие задачи вам больше всего запомнились? Подумайте, как вы сами работали на этом уроке. Поставьте себе карандашом оценку в тетради на полях. Хотите ли вы еще встретиться на уроке с Юлей?