Цели. Продолжать работу по созданию
коллектива в классе; воспитывать дружелюбие,
снижать конфликтность, обучать приемам общения с
одноклассниками, педагогами, друзьями,
посторонними людьми; воспитывать вежливость,
взаимопонимание.
Учебные материалы. Дом 2 «Б» класса;
кирпичики с качествами; фотографии разных людей.
Содержание беседы
Учитель. Каждую неделю мы
встречаемся с вами вместе в нашей «Школе общения».
Чему мы в ней учимся?
Дети. Правильно общаться.
У. Что значит «правильно общаться»?
Д. Соблюдать законы общения.
У. Верно, у нас с вами большая семья,
в ней 31 человек. Мы вместе живем в большом светлом
доме, который называется «2-й “Б” класс».
На доске – дом 2-го класса. В окошках – лица
детей, которые сами себя нарисовали.
– Тема нашего сегодняшнего занятия – «Я и
мой класс». Наш дом стоит на прекрасной поляне, и
чтобы он простоял долго и не развалился на
кирпичики, мы все должны дружить.
Ученик 1.
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы
с давних лет
Ничего на свете нет!
У. Мы знаем, что у любого дома должен
быть фундамент, на котором дом держится. Чтобы
дом нашего класса был прочнее, надо и ему сделать
фундамент из кирпичиков.
На доске – кирпичики с качествами: «дружба», «понимание»,
«злость», «любовь», «грусть», «помощь», «доброта».
– Кто хочет создать фундамент дома?
Ученик работает у доски.
– В нашем классе много детей, и все мы разные.
У каждого из нас бывает разное настроение, разные
эмоции. Какие вы знаете эмоции?
На доске – изображения лиц с разными
эмоциями.
– У меня на доске висят портреты разных
людей. Мы их не знаем. Давайте попробуем
определить их эмоции по фотографиям.
Выслушиваются ответы детей. На фотографиях –
люди с выражениями обиды, задумчивости,
презрения, радости, удивления, злости.
– Кто из этих людей открыт для общения?
Д. Тот, у кого выражение радости на
лице.
У. Фантазируем – почему появилась
эмоция удивления?
Дети высказываются.
– Я думаю, с таким фундаментом наш дом
простоит очень долго – до 11-го класса. На доске вы
видите схему построения отношений в классе.
На доске – схема общения в классе со
стрелками: я – учитель – друг – сосед по
парте – класс.
– Побеседуем немножко о понятии «я». Все
мы разные, но каждого из нас можно за что-то
любить. Продолжите фразу: Меня можно любить за...
Выслушиваются ответы детей.
– Кто делает настроение каждому человеку?
Д. Он сам.
Ученик 2.
День был серый, непогожий,
Над землей густела тень.
«Добрый день!» –
сказал прохожий.
Я ответил: «Добрый день».
После этого мгновенья
До конца большого дня
Почему-то настроенье
Было добрым у меня.
Ученики работают по схеме общения.
У. Первый человек, которому вы
говорите в школе: «Добрый день», – это учитель. От
вашего с ним общения зависит, с каким настроением
вы уйдете домой.
Что надо и чего не надо делать, чтобы не
получилось конфликта с учителем?
Дети отвечают.
– Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение,
и вы скажете, чему оно нас учит.
Ученик 3.
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
«Входи, не стесняйся, дружок», –
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
Но если, но если, но если,
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
– Чему учит нас это стихотворение
применительно к учителю?
Д. Обратись ласково и спокойно – и
учитель выполнит твою просьбу.
У. Мы с вами разыгрывали разные
ситуации, когда надо было учителя о чем-то
попросить: не ставить двойку, не записывать
замечание. Сейчас разыграем ситуацию с
опозданием на урок. Ваша задача – так попросить
учителя, чтобы получить меньшее замечание.
Уже конец урока,
Уже десятый час,
Открылась дверь широко,
Вошел Сережа в класс.
Почему же, отчего же
Опоздал на час Сережа?
Дети разыгрывают ситуацию с опозданием.
– Второй человек, с которым вы общаетесь в
течение всего дня, – это ваш сосед по парте.
Какже за одной партой жить мирно?
Дети отвечают.
– Сейчас мы выполним упражнение на
воспитание дружбы и уступчивости между вами и
вашим соседом. Пока звучит музыка, вы должны
раскрасить ваши варежки одинаковым узором.
Подобные задания мы уже делали. Мы посмотрим –
какая же парта самая дружная?
Дети работают.
– Подпишите свою варежку и подарите соседу.
Третий человек в общении – это ваш друг,
близкий и самый лучший.
Ученик 4.
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой,
Весело расстались –
Что нам унывать!
Весело друг с другом
Встретимся опять.
У. Представим в руках мешочек для
друга. Что мы в него положим?
Дети отвечают.
– Кто хочет с другом проинсценировать
стихотворение и показать настоящую дружбу?
Дети инсценируют стихотворение Олега
Григорьева «Конфеты».
Я нес домой кулек конфет.
А тут навстречу мне сосед.
Снял берет:
– О, привет!
Что несешь?
– Кулек конфет.
– Как – конфет?
– Так – конфет.
– А компот?
– Компота нет.
– Нет компота – и не надо.
А они из шоколада?
– Да, они из шоколада.
– Хорошо. Я очень рад!
Обожаю шоколад.
Дай конфету.
– На конфету.
– А вон ту, а ту, а эту...
Красота, вкуснота!
А вот эта, а вон та...
– Больше нет.
– Ну, привет!
– Ну, привет!
У. Очень часто между вами и вашим
другом возникают неприятные ситуации, и если
повести себя неправильно, то дружба может
исчезнуть, а появится вражда.
Игровые ситуации
1. Вы с другом участвовали в соревновании. Ты
занял первое место, а твой друг – последнее.
Вот он расстроился. Успокой его и скажи ему
приятные слова.
(Два человека.)
2. Друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а
вернул ее сломанной. Разыграйте свои действия и
действия друга. Закон – постараться простить
и сохранить дружбу.
– Очень часто происходит конфликт из-за
маленького пустяка. Вот сейчас мы узнаем, как это
происходит, из стихотворения.
Два ученика разыгрывают сценку.
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл!
– И я забыл!
У. Какие законы нарушили мальчики?
Д. Все.
У. Дружба – как стекло: разобьешь –
не склеишь. Вот наконец-то мы и подошли в нашей
схеме к последнему объекту общения – это весь
класс. С чем можно сравнить наш класс?
Д. С муравейником, горсткой песка,
коробкой с пуговицами...
У. Давайте представим, что в наш
класс зашел совершенно новый человек, и его надо
познакомить со всем, что тут происходит и
окружает нас.
Два ученика разыгрывают ситуацию.
– Вам понравилось у нас в классе?
– В некоторых конфликтных ситуациях вам могут
помочь комплименты. Все любят слушать
комплименты, всем очень приятно, когда о них
говорят что-нибудь хорошее. И можно получить
какую-то выгоду для себя, сказав комплимент
человеку.
Давайте попробуем друг другу сказать
комплименты (обязательно глядя в глаза, с улыбкой) –
насчет одежды, лица, походки, почерка, учебы,
дружбы и др.
Дети говорят друг другу комплименты.
– Недавно вам всем было выдано по три жетона,
на которых вы расписались, и было дано задание –
отдать жетоны тем, кого вы считаете самым
приятным в общении в классе, самым
бесконфликтным одноклассником. Давайте
подсчитаем жетоны. У кого больше 5 жетонов? – и т.д.
Самых общительных награждают медалями «Хороший
друг».
– Наше занятие мы заканчиваем
стихотворением «Когда живется дружно».
Ученик 5.
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей.
Они тебе помогут,
И с ними веселей!