Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2009

Я иду на урок

Ольга Косарева ,
учитель ГОУ СОШ № 1727, г. Москва

Масса. Равновесие

Математика. Труд. 1 класс

Тема. «Масса. Равновесие».

Цели. Продолжать формирование представления детей о величинах, закрепить знания о массе как величине, о единицах измерения массы; познакомить с понятием «равновесие»; развивать пространственное мышление детей, воображение, логическое мышление, речь; формировать умение работать в парах, воспитывать внимательное отношение к мнению товарищей по совместной работе.

Учебные материалы. Демонстрационные карточки с названиями величин; предметы повседневного обихода, имеющие разные массу и объем (пачка чая, пакет молока, спичечный коробок, коробка печенья, пластиковый пакет, наполненный мятой бумагой, и т.п.); приборы для измерения массы (напольные весы, безмен); наборы разновесов и деталей для сборки модели рычажных весов из комплекта лабораторного оборудования «Весовые измерения» (Институт новых технологий); детали конструктора ЛЕГО «Первые механизмы», необходимые для сборки модели качелей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

На доске – карточки со словами величины, масса, температура, запах, объем, время, длина.

Учитель. Прочитайте слова. Какое из них, на ваш взгляд, главное?

Дети. Величины.

У. А какое слово лишнее?

Д. Запах.

У. Почему?

Д. Это не величина, так как запах нельзя измерить.

Карточку со словом запах убирают с доски.

У. Назовите величины и инструменты, с помощью которых их можно измерить.

Дети по одному выходят к доске, называют величину, прикрепляют карточку с ее названием под словом «величины» и называют прибор для измерения данной величины: время – часы, масса – весы, температура – термометр, объем – какой-либо сосуд, длина – линейка.

Учитель открывает часть доски, на которой вывешены карточки со словами сантиметр, час, градус, килограмм, литр.

– Что означают эти слова?

Д. Это названия единиц измерения этих величин.

У. Какой единицей какую величину измеряют?

Дети выходят к доске и прикрепляют карточки с названиями единиц измерения рядом с карточками с названиями величин.

III. Беседа по теме урока. Выполнение практических заданий

У. На уроке речь пойдет о массе. Назовите еще раз прибор для измерения массы и единицу ее измерения.

Д. Весы и килограмм.

У. Как вы представляете себе килограмм? Сколько это – много или мало?

Д. Трудно представить, ни с чем не сравнив.

У. Килограмм – это столько, сколько весит один литр воды.

Учитель покрывает пластиковую бутылку с водой объемом 1 л.

– Я буду показывать различные предметы, а вы постарайтесь угадать, больше килограмма они весят или меньше.

Учитель демонстрирует различные предметы, дети пытаются по внешнему виду определить массу – больше или меньше килограмма.

– А что тяжелее – пачка печенья или пакет молока?

Учитель показывает пакет молока массой 1 кг и пачку печенья массой 500 г, но объемом больше, чем пакет молока. Дети отвечают, их мнения не совпадают.

– Как проверить, что тяжелее?

Д. Подержать в руках, взвесить.

Учитель предлагает одному ученику сравнить массу пакета молока и пачки печенья, взяв их одновременно в руки. Ученик делает вывод, что молоко весит больше, хотя объем пакета по сравнению с пачкой печенья небольшой.

У. Почему многим из вас захотелось сказать, что печенье тяжелее?

Д. Потому что пачка печенья больше, чем пакет молока.

У. Можно ли судить о массе предмета по его объему?

Д. Нет.

У. Брат и сестра должны перенести два пакета.

Учитель показывает стоящие у доски два пакета – один большой по объему, наполненный мятыми газетами, другой маленький – в нем пачка бумаги для принтера.

– В обоих пакетах лежит бумага. Какой пакет должен взять брат, какой – сестра?

Часть детей отвечают, что брат должен взять большой пакет – ведь он мальчик, и ему легче перенести тяжелый груз, чем девочке. Другие соглашаются с тем, что девочка должна нести груз полегче, но сомневаются, что по внешнему виду пакетов можно определить их массу.

– Как проверить, что тяжелее?

Д. Попробовать поднять пакеты.

Дети практическим путем определяют, какой груз тяжелее.

У. Итак, можем ли мы судить о массе предмета по его внешнему виду, по объему?

Д. Нет. Надо взвешивать.

IV. Практическая работа. Знакомство с различными видами весов

У. Давайте попробуем определить массу пакетов с помощью весов.

Учитель показывает детям безмен.

– Эти весы называются безмен. Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета, взвесить фрукты или овощи. Безмен состоит из корпуса, на который нанесены деления шкалы, показывающие количество килограммов, из пружины, скрытой в корпусе, и крючка, на который вешается нужный нам предмет. Массу каких предметов, находящихся в классе, мы могли бы измерить?

Дети называют предметы. Учитель предлагает взвесить чей-нибудь портфель, заранее наметив самый тяжелый и самый легкий. Портфели взвешивают.

– Как вы думаете, кто из владельцев портфелей дольше сохранит правильную осанку?

Д. Тот, у кого портфель легче.

У. Ученик первого класса может носить за спиной груз не более 2 кг. А мы с вами имеем массу? Можно ли ее измерить с помощью безмена?

Д. Нет.

У. Для измерения массы людей существуют напольные весы.

Учитель показывает весы.

– Как вы думаете, кто у нас в классе самый легкий? А кто самый тяжелый?

Дети высказывают предположения. Взвешиваются два ученика. Их массу записывают на доске: например, 22 кг и 35 кг.

– Можете ли вы посчитать, на сколько один ученик тяжелее или легче другого? Какое правило нам при этом поможет?

Д. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

У. Можно ли на таких весах взвесить слона?

Д. Конечно, нет.

У. А кто знает, сколько весит слон?

Выслушиваются ответы детей. Учитель записывает на доске:

Слон может весить 8000 кг.

– Как вы думаете, наша Земля имеет массу? А как ее взвесить?

Выслушиваются ответы детей.

– Ученые подсчитали, сколько весит Земля. Чтобы записать ее массу, надо к числу, показывающему массу слона, приписать еще 24 нуля. А можно ли на напольных весах взвесить спичечный коробок?

Д. Нет, для этого нужны маленькие весы.

V. Работа в парах. Сборка модели рычажных весов

У. На ваших партах лежат необходимые детали для сборки весов, которые называются рычажные.

Учитель показывает собранную модель.

– Сейчас вы соберете такие весы самостоятельно.

Учитель руководит сборкой модели.

– Итак, у вас на партах стоят самые настоящие весы. С их помощью можно взвешивать различные маленькие предметы. Для этого на одну чашу весов нужно положить предмет, а на другую класть гирьки до тех пор, пока весы не придут в равновесие.

Возьмите из коробки любые два предмета и попробуйте определить, какой предмет тяжелее, не взвешивая.

Дети выбирают для взвешивания любые предметы из набора – стеклянные шарики, деревянные брусочки, монеты и т.п.

– А теперь положите каждый предмет на чашу весов. Как узнать, какой предмет легче?

Д. Тот, чья чаша весов поднимется вверх.

VI. Динамическая пауза

У. Как вы понимаете слово «равновесие»?

Дети отвечают.

– Весы могут находиться в равновесии. А мы можем сохранять равновесие? Что произойдет с человеком, если он потеряет равновесие? Встаньте, разведите руки в стороны. Закройте глаза, поднимите вперед, не сгибая, правую ногу. Постарайтесь как можно дольше не терять равновесие. То же самое – с левой ногой.

VII. Конструирование. Изготовление модели качелей

Перед учениками на столах – фотография качелей на детской площадке, рисунок собранной модели, схема сборки, необходимые детали.

У. Рассмотрите фотографию. Как называется приспособление, для действия которого необходимо соблюдение равновесия?

Д. Качели. Для того чтобы на них могли качаться два человека, нужно, чтобы они были примерно одной массы.

У. Посмотрите на схему и на рисунок готовой модели. Какие детали нужны для сборки? Найдите их. Соберите модель качелей, работая в парах.

Учитель показывает детали, помогает отдельным учащимся справиться с заданием, координирует работу пар. После того как качели собраны, учитель показывает классу несколько моделей, оценивает работу пар.

– Посадите на качели человечков из конструктора. Находятся ли качели в равновесии?

Д. Да, это значит, что человечки имеют примерно равную массу.

У. А теперь пересадите одного человечка ближе к центру качелей. Что произошло?

Д. Одна сторона качелей перевесила другую.

У. Человечек стал тяжелее?

Д. Нет.

Дети экспериментируют с перемещением человечков и деталей конструктора на модели качелей. Делается вывод о том, что на качелях могут качаться люди с разной массой, равновесие может достигаться или нет в зависимости от положения человека на качелях.

VIII. Подведение итогов урока

У. О какой величине шла речь сегодня на уроке? Какие единицы массы вы знаете? С помощью какого прибора, приспособления можно измерить массу? Что такое равновесие? Как вы понимаете выражение «сохранить душевное равновесие»?

Выслушиваются ответы детей.

– В заключение урока хочу пожелать вам душевного спокойствия, душевного равновесия.