Тема. «Работа над речевыми
ошибками и недочетами содержания сочинений».
Цели. Обучать самопроверке и
самостоятельному редактированию текста;
совершенствовать культуру речи учащихся;
воспитывать потребности в усвоении языковой
нормы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение цели урока
Учитель. Сегодня мы будем учиться
редактировать сочинения, то есть находить и
исправлять речевые ошибки.
III. Постановка учебной задачи
Знакомство с текстом сочинения,
который предстоит редактировать.
У. Прочитайте текст сочинения
ученика нашего класса на тему «Ежик». Все ли в
тексте вам ясно и понятно?
Текст записан на доске. Для удобства
предложения пронумерованы.
1. Дети ходили за земляникой. 2. Там они
увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4.
Он принес ежа домой. 5. Мама дала ему поесть. 6. Еж
испугался и залез под кровать.
7. Потом еж перестал бояться. 8. Он пил молоко. 9. Он
ел хлеб и не боялся. 10. Дети пошли в школу. 11. Гена и
его друзья отнесли ежа в школу.
– Нам предстоит сделать этот текст
более связным и понятным.
IV. Работа над редактированием текста
У. Прочитайте первые два
предложения. Все ли здесь понятно? Ясна ли связь
второго предложения с первым?
Дети. Во втором предложении сказано
– «там». Где «там» – неясно.
У. Что же можно сделать?
Д. В первом предложении надо сказать,
что дети ходили в лес. Тогда «там» – это в лесу.
Исправления делают между строк, не
стирая первоначального текста: в первое
предложение вставляют слово лес.
У. Ребята, когда дети ходили в лес за
земляникой?
Д. Здесь не сказано! Можно добавить: летом,
однажды, в июле, ранним утром.
Выбрали – однажды утром.
У. Читайте дальше третье и четвертое
предложения. Всё ли здесь хорошо, всё ли ясно?
Д. Здесь все ясно. Но слово еж
повторяется в каждом предложении.
– Вместо слова ежа можно
использовать местоимение его.
У. В каком предложении мы сделаем
такую замену?
Д. В третьем предложении.
У. Давайте попробуем объединить
третье и четвертое предложения. Что для этого
нужно сделать?
Д. Надо поставить союз и,
зачеркнуть слова он и ежа в четвертом
предложении.
Получится предложение с однородными
членами:
Гена палочкой вложил его в шапку и
понес домой.
У. Прочитайте пятое предложение. Всё
ли в нем ясно? Кому «ему» дала мама есть – ежу или
Гене?
Д. Вместо местоимения ему надо
написало слово ежу.
У. Прочтите шестое предложение.
Какое слово надо вставить, чтобы связать эти
предложения?
Д. Союз но.
У. Требуются ли изменения в седьмом
предложении?
Д. Можно оставить его без изменений.
У. Прочтите восьмое и девятое
предложения вместе. Всё ли хорошо в этих
предложениях?
Д. Здесь повторяется слово он.
Можно объединить два предложения: Он пил
молоко, ел хлеб и не боялся.
У. Прочитайте девятое предложение.
Что вы заметили?
Д. Прошло много времени, а из текста
сочинения этого нельзя понять.
У. Что же нужно сделать?
Д. Надо вставить предложение: Кончились
летние каникулы. (Начался учебный год. Наступила
осень.)
У. Что можно изменить в последнем
предложении?
Д. Заменить два раза повторяющиеся
слова в школу словами в живой уголок.
Учитель подчеркивает в третьем
предложении слово вкатил, а в седьмом – перестал
бояться.
У. Какими словами и почему надо
заменить эти слова?
Д. Надо подбирать самое лучшее,
подходящее к тексту слово, точное и ясное.
– Надо искать самое выразительное. Вложил
можно заменить словом вкатил, а вместо перестал
бояться лучше написать привык.
У. Разделите текст на абзацы,
руководствуясь временной последовательностью.
Прочитайте текст выразительно.
Выразительное чтение текста.
– Довольны ли вы проделанной работой?
Почему?
Д. Текст стал более связным,
понятным, его интересно слушать.
Учащиеся записывают текст в тетради:
Однажды летом дети ходили в лес за
земляникой. Там они увидели ежа. Гена палочкой
вкатил его в шапку и понес домой.
Мама дала ежу поесть. Но он испугался и залез под
кровать. Потом привык. Он пил молоко, ел хлеб
и не боялся.
Кончились летние каникулы. Дети пошли в школу.
Гена и его друзья отнесли ежа в живой уголок. |
V. Итог урока
У. Что же нужно помнить при проверке
сочинения?
Дети составляют памятку.
Памятка «Проверь!»
1. Не пропустил ли ты чего-нибудь
важного?
2. Не повторяются ли одинаковые слова и
обороты речи?
3. Может быть, надо заменить некоторые слова
более точными, лучше подходящими по смыслу?
4. Хорошо ли связаны между собой предложения? |