Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2009

Я иду на урок

Елена Сторожук ,
учитель начальных классов, д. Соловьевка, Дальнереченский р-н, Приморский край

Цена минутки

Классный час

Тема. «Цена минутки».

Цели. Учить чувству времени, формировать умение использовать его разумно, с пользой для работы и учебы; развивать познавательный интерес, внимание.

Учебные материалы. Плакаты с цифрами (количество того, что делают за 1 минуту); часы механические, электронные, песочные; запись боя Кремлевских курантов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ученик 1.

Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.

Ученик 2.

И он не станет говорить,
Что лень ему вставать.
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.

Ученик 3.

Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.

Ученик 4.

Часы даны не для красы,
Диктуют время нам часы.
Они диктуют время так:
Тик-так, тик-так, тик-так.

Учитель. Время дорого человеку, и он определяет время по часам. В разное время внешний вид и устройство часов были разными. С работой часов связаны некоторые выражения. Например, говорят: «Много воды утекло с тех пор...» – и мы понимаем, что много времени прошло. А говорят так, потому что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой.
Подобно водяным часам были устроены песочные часы, где из верхнего сосуда высыпался песок в нижний. На Руси эти часы назывались стеклянными, так как делались из стекла. Они широко использовались на судах. Песок высыпался за полчаса, и матрос, дежуривший у этих часов, каждые полчаса ударом в колокол возвещал об этом. Поэтому на флоте время измеряли «склянками». Сегодня есть песочные часы, рассчитанные на 1, 3 и 5 минут (показывает).
Позднее появились механические часы. Они у нас тоже разные. Время определяют иногда по бою часов. Отсюда можно услышать выражение «битый час». 2 октября 1918 года по-новому «заговорили» главные часы нашей страны – Кремлевские куранты.

Звучит запись боя курантов.

– Ежечасно торжественно и величаво раздается бой. И нет человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов Спасской башни Кремля. Часы говорят о времени, и остановить время нельзя, как нельзя его убивать, то есть проводить без пользы. Наша задача – выработать у себя чувство времени, умение использовать разумно для дела каждый час, каждую минуту. Рабочая минута – отрезок времени небольшой, но из минуты складываются часы, дни, годы. Послушайте ход часов (демонстрирует будильник).
Приложите ладони к своей груди. Вы чувствуете, как стучит, работает ваше сердце? Оно работает всю жизнь без остановки, оно трудится и гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую минуту был готов сделать что-то полезное. Давайте молча посидим минуту.

Дети тихо сидят.

– Видите, как длинна минутка! Что же можно сделать за одну минуту?

Выслушиваются ответы детей.

Ученик 5.

С виду он обычный ящик,
Но волшебник настоящий.
Живет в нем вся Вселенная,
Хоть вещь обыкновенная. (Телевизор.)

У. За одну минуту заводы в нашей стране выпускают 13 телевизоров.

Ученик 6.

Полюбуйся, посмотри!
Полюс Северный внутри.
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет...
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник.)

У. Каждую минуту в стране выпускается 11 новеньких холодильников.

Ученик 7.

Чтобы я тебя повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины,
И, поднявши вихрем пыль,
Побежит... (Автомобиль.)

У. Разные машины выпускают наши заводы – грузовые, легковые, маленькие, большие. Каждую минуту выпускают 4 новеньких автомобиля.

Ученик 8.

Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых –
Все края тебе раскрыты
На страницах книг.

У. Книги печатаются так быстро, что нужно вести счет по секундам. Каждую секунду у нас выпускается 45 книг. А за минуту?.. (Дети отвечают.) В стародавние времена на 5 человек приходилось всего 2 пары обуви. Двое в обуви ходят, а остальные босиком шлепают или в самодельных лаптях. Теперь же на каждого человека приходится про 3 пары обуви – выбирай и носи на здоровье.
Каждую минуту в нашей стране выпускают 1560 пар обуви. Вот какая минутка! Если сложить все минутки, получится много новых машин и станков, нефти и руды, света и домов, книг и игрушек.
А что же мы в школе успеем сделать за 1 минуту? На доске записаны примеры, вы их решаете, а на листочках записываете ответы. А мы посмотрим, кто сколько успел правильно решить примеров за 1 минуту.

На доске:

27 : 3
9 x 10
34 + 27

46 – 38
2 x 8
80 : (24 – 19)

30 : 10
27 x 1

– Сколько минут впустую тратится иногда на уроках! А ведь их так мало – всего 45. Отвлечешься, проговоришь с соседом – вот и убежала минутка. Не приготовился к урокам вовремя – минута ушла.

Так что не нужно терять время. Нужно каждую минуту использовать разумно, с пользой для работы и учебы.

Дети читают стихотворение С. Баруздина:

Часы ведут секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.

За часом час, за годом год
Часы всегда идут вперед.
Все надо делать по часам,
Тогда доволен будешь сам.

С часами дружба хороша –
Работай, отдыхай.
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
– Хороший был денек!

У. Что нового вы узнали?

Ответы детей.

– Спасибо за занятие!