Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2009

Я иду на урок

Наталья Вдовина ,
учитель школы № 4, г. Углич, Ярославская обл.

Трудовые ресурсы

Окружающий мир. 3 класс

Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования в Российской Федерации является становление профильного и предпрофильного образования. Школа № 4 г. Углич взяла курс на создани школы социально-экономического профиля, поэтому уже с 1-го класса учителя проводят для детей факультативные курсы «Семь шагов в мир экономики» и «Зачем нужны налоги».
Представленная методическая разработка может быть интересна не только руководителям кружков и факультативов экономического направления, но и классным руководителям для проведения тематического классного часа, и учителям для проведения уроков в курсе «Окружающий мир».

Статья опубликована при поддержке компании ООО «ПромЛекс». Нужно качественное массажное оборудование? Обратившись в интернет – магазин MassageTables.Ru, вы найдете огромный выбор массажных столов от лучших производителей. Посетите официальный сайт магазина http://www.massagetables.ru и подберите необходимый вам стол для массажа с доставкой по указанному вами адресу.

Тема. «Трудовые ресурсы. Все профессии важны».

Цели. Выяснить, что такое трудовые ресурсы, работа, профессия; дать представление о возможности выбора профессии; воспитывать трудолюбие.

Учебные материалы. Деньги – «экоши»; карточки с заданиями в группы; карта «Наш микрорайон» (можно изготовить вместе с детьми в ходе проектной деятельности); рисунок с изображением театра; Толковый словарь С. Ожегова; наборы инструментов для портного, плотника, врача, учителя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Класс делится на 4 команды.

Учитель. Сегодня на занятии мы попытаемся ответить на много сложных вопросов. Настраиваемся работать дружно, по-деловому.

II. Актуализация знаний

У. О каких ресурсах мы говорили на прошлых занятиях?

На доске:

экономические
природные
финансовые

– Какие природные ресурсы вы знаете?

Дети. Водные, земельные, растительные, животные.

У. Приведите примеры экономических ресурсов.

Д. Шкаф, стол, варенье, книги.

У. Согласны ли вы с предположением, что если цветы растут в поле – это природные ресурсы, а если их вырастили в теплице – это уже экономические ресурсы?

Д. Да, согласны.

При ответе можно использовать цветовые сигналы.

У. Докажите. Дайте определение экономическим ресурсам.

На доске:

Экономические ресурсы – ресурсы, созданные трудом человека.

III. Введение в тему

У. Давайте послушаем разговор бабушки и внука. Из их диалога мы узнаем еще об одних ресурсах.

Диалог читают подготовленные ученики:

Внук. Бабуля! Мы выяснили, что экономические ресурсы создаются трудом людей. Ведь без человеческих рук из природных ресурсов, например железной руды, даже обыкновенная лопата сама собой не сделается.
Тогда получается, что и люди  – тоже какие-то ресурсы!

Бабушка. Молодец, внучек! Очень правильно рассуждаешь. Запомни: все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностями к труду, называются трудовыми ресурсами.

Внук. Тогда получается, что и мы с тобой – трудовые ресурсы?

У. О каких ресурсах говорил внук?

Д. О трудовых.

У. Ребята, а вы согласны с его предположением?

Дети отвечают.

– Давайте послушаем ответ бабушки.

Бабушка. Нет, дружок. К трудовым ресурсам не относятся дети и подростки до 16 лет – им еще надо получить образование и научиться хорошо трудиться. И я уже не отношусь к трудовым ресурсам, так как я пенсионерка. А пенсионерам и инвалидам трудно работать. Их обеспечивает государство.

У. Итак, прав ли был внук?

Д. Нет.

У. А кто же тогда может относиться к трудовым ресурсам?

Д. Мамы, папы – люди с 16 лет.

У. Давайте послушаем одноклассников.

Карточку 1 читают капитаны команд, определения последовательно вывешиваются на доску.

Карточка 1

Трудовые ресурсы – трудоспособное население: мужчины – до 60 лет, женщины – до 55 лет.

 

Трудовые ресурсы – это люди, способные трудиться и обладающие знаниями и умениями, необходимыми для экономической деятельности.

 

Без трудовых ресурсов, то есть без людей, невозможно преобразовать природные ресурсы в экономические: например, хлопок – в ткань, пшеницу – в муку, а муку – в хлеб.

 

Без трудовых ресурсов невозможно существование экономики.

 – Значит, я, женщина до 55 лет, здоровая, могу выполнять любую работу? Могу лечить людей, строить дома, делать мебель?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. У вас нет специальных знаний.

У. Правильно! А что я могу делать хорошо во благо общества?

Д. Учить детей.

У. Кто знает, как называется моя профессия?

Д. Учительница.

У. А что же такое профессия?

На доске:

Профессия – работа, требующая специальных знаний и подготовки.

IV. Беседа о профессиях

У. Давайте посмотрим, сможем ли мы определить профессию по словам-подсказкам.

Группы получают карточки с заданием: «Допиши названия профессий в цепочках».
Проверку можно осуществить, используя диапроектор. За правильный ответ выдается 1 «экоша» – денежка.

Карточка 2

Ткань – швейная машина – одежда
Мука – тесто – печь – хлеб
Кирпич – раствор – дом
Кисти – краски – холст – картина
Море – катер – сети – рыба
Доски – инструменты – мебель

(портной)
(пекарь)
(строитель)
(художник)
(рыбак)
(мебельщик)

– Мы сказали, что профессия – это работа.
А кто может объяснить слово работа?

Выслушиваются ответы детей.

Работа – задание, выполняемое за деньги.

– Каждый день множество людей выполняют работу, чтобы обеспечить потребности других людей и заработать деньги, то есть обеспечить себя какими ресурсами?

Д. Финансовыми.

У. Верно. А финансовые ресурсы дадут людям возможность получить то, что им нужно или хочется иметь.

Ребята, я охарактеризовала работу вот так (учитель открывает первый столбик слов):

скучная
тяжелая
бесполезная
малооплачиваемая

интересная
легкая
полезная
хорошо оплачиваемая

– Ваша задача – подобрать противоположные слова для заданных. За правильный ответ каждая команда получает 1 «экошу».

Д. Интересная, легкая, полезная, хорошо оплачиваемая.

Учитель записывает названные слова во второй столбик.

У. Выберите группу слов, характеризующую работу, которой бы вы хотели заниматься. А когда работа может быть легкой?

Д. Когда она интересная.

У. Что для этого необходимо?

Д. Учиться, добросовестно выполнять поручения.

У. Используя полученные сегодня знания, попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается профессия от работы?

Д. Профессия требует определенных знаний и подготовки.

У. Мы продолжаем разговор о профессиях.
У вас на партах карточка 3. За правильный ответ группа получает 1 «экошу».

Карточка 3

Соедините стрелками названия учреждений и изображения людей, выполняющих соответствующие услуги.
На стрелках напишите названия профессий.




У. Молодцы! Вы готовы отправиться на прогулку по микрорайону?

V. Физкультминутка

VI. Беседа о профессиях (продолжение)

Учитель прикрепляет на доску карту микрорайона.

У. Прочитайте вывески на зданиях и подумайте, люди каких основных профессий могут в них работать.

Д. Издательство – редактор, магазин – продавец, банк – финансист, библиотека – библиотекарь, парикмахерская – парикмахер.

У. Людей каких профессий вы видите на улице?

Д. Таксист, водитель, грузчик, экскурсовод.

Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением театра.

У. Рассмотрите иллюстрацию и подумайте, куда мы попали?

Д. В театр.

У. Верно, причем не в простой театр, а в театр пантомимы. Что такое пантомима? Прочитайте определение в словаре Ожегова.

Д. Пантомима – представление средствами мимики и жестов, без слов.

У. В этом театре пантомимы мы будем не зрителями, а артистами. Задание для групп: покажите без слов, только с помощью мимики и жестов человека профессии, указанной у вас на карточке 4.

На карточках указаны профессии: дворник, зубной врач, глазной врач, художник.

– Задача всех присутствующих – угадать название профессии. Если профессия угадана, группа получает 1 «экошу».

Дети выполняют задание.

– Ну что ж, артисты из вас получились просто замечательные!
А теперь – новое испытание. Руководители групп, получите пакеты. В пакетах вы найдете инструменты и принадлежности, необходимые в какой-либо профессии. Ваша задача – узнать профессию по принадлежностям и подумать, зачем нужна эта профессия.

Группа 1. Мел, сантиметр, ножницы, ткань, иголка, нитка. (Портной)

Группа 2. Рубанок, молоток, гвозди, долото, брусок. (Плотник)

Группа 3. Шприц, таблетки, тонометр, мазь, бинт. (Врач)

Группа 4. Мел, тетрадь, ручка, указка. (Учитель)

Проверка по плану, написанному на доске:

1. Назовите профессию.
2. Назовите место работы человека данной профессии.
3. Объясните, зачем нужна эта профессия.

По итогам проверки выдаются «экоши».

У. Чтобы получить необходимое и желаемое, мы обращаемся к людям разных профессий. Значит, каждый человек на своем месте должен работать добросовестно.

VII. Итог урока

У. О чем мы сегодня говорили?

Д. О трудовых ресурсах, о профессиях.

У. Кто может сформулировать тему занятия?

Дети отвечают.

На доске:

Все профессии важны.

– Докажите это высказывание.

Д. Любая профессия важна, потому что в ней нуждаются люди.

У. Какое настроение было у вас во время занятия?
Покажите на линейке настроений.
Сосчитайте «экоши». Вы можете их потратить на покупку конфет в моем магазине.