Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2009

Я иду на урок

Жанна Клименко ,
учитель МОУ «Майская гимназия», Белгородская обл.

Анализируем текст

Русский язык. 3 класс

Тема. «Развитие речи. Комплексный анализ текста. Качественные имена прилагательные».

Цели. Обучать третьеклассников проводить комплексный анализ текста (выявлять жанровые особенности, осуществлять поиск средств художественной выразительности); отрабатывать умения обосновывать выбор в тексте качественных имен прилагательных; упражнять учащихся в образовании форм степеней сравнения качественных прилагательных; создать условия для развития мотивации поисково-исследовательской деятельности; формировать элементы логической грамотности; воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать русский язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его выразительность; воспитывать привычку делового сотрудничества, способность к самоконтролю и самооценке; способствовать формированию творческой личности в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Учебные материалы. Таблицы толкования лексического значения слова язык; карточки для групповой работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку будут слова замечательного советского писателя Константина Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».
Сегодня мы коснемся тайн родного языка, почувствуем его эмоциональность и выразительность при анализе текста Паустовского. В процессе поисково-исследовательской работы выявим особенности качественных имен прилагательных.

III. Орфографическая разминка

У. Чтобы грамотно писать, нужно научиться замечать орфограммы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

По одному человеку выходят к доске, остальные работают в тетрадях.

cи...ц...вые, в г...л...ре..., ж...ри, медл...н..., из Грец..., ин...стран...ц, к...моч...к, ...зык, ра...ч...ска

– Подумайте, по какому принципу между словами построен граф отношения «больше»?

– Исключите по одному «лишние» слова так, чтобы осталось искомое для графа слово:

– во множественном числе;
– наречие;
– имя собственное;
– не в начальной форме;
– несклоняемое;
– одушевленное;
– женского рода.

Какое слово у вас осталось?

Дети. Слово язык.

У. Почему оно подходит в граф?

Д. В слове мудрость 7 звуков, их на 2 больше, чем в слове язык. В слове язык 5 звуков.

У. Расположите слова пословица, мудрость, язык в какой-либо закономерности:

– по составу;
– по типу склонения;
– по алфавиту;
– по количеству твердых согласных звуков (2, 3, 4);
– звуков меньше (столько же, больше), чем букв.

Назовите в слове язык согласный звук, который отличается от остальных сразу по двум признакам.

Д. Звук [й’] – непарный звонкий.

У. Расширьте объем данного понятия согласно схеме, изображенной с помощью кругов Эйлера – Венна:

1 – множество непарных звонких согласных звуков;
2 – множество непарных согласных звуков;
3 – множество согласных звуков;
4 – множество звуков;
5 – множество звуков и букв.

Назовите звуки, которые принадлежат третьему множеству, но не являются элементами второго множества.

IV. Лексическая работа

У. Чтобы глубже усваивать существенные признаки понятий, нужно научиться логически верно строить определения. Объясните лексическое значение слова язык.

Ha доску вывешиваются таблички:

Язык – орган вкуса.
Язык – средство общения.
Язык – учебный предмет.
Язык – система знаков.
Язык – пленный, от которого можно получить необходимые сведения.
Язык (пламени) – предмет удлиненной, вытянутой формы.

– Составьте предложения с данным словом в одном из указанных значений.

Ученики работают в парах.

– Подберите имена прилагательные к существительному язык в данном значении.

У детей на партах – карточки.

Язык – учебный предмет.

интересный
трудный
русский
познавательный

Язык – средство общения.

великий
могучий
богатый
выразительный

Язык – орган вкуса.

длинный
болтливый
розовый
шершавый

Язык пламени.

яркий
горячий
жадный
свирепый

– На какие разряды делятся имена прилагательные? Назовите отличительные признаки качественных имен прилагательных. Как вы думаете, с прямым или переносным значением существительного мы употребили больше качественных имен прилагательных?
Еще раз прочитайте эпиграф к уроку.
Выполняя данное задание, мы убедились в том, что русский язык действительно очень богатый, меткий, выразительный.
Как вы считаете, какую цель преследуют задания на выявление закономерностей, исключение «лишних» объектов, классификацию, формулирование определений понятий?

Д. Они развивают логическое мышление.

У. Выполните фонетический разбор слова мышление.

Дети работают в тетрадях, один ученик – у доски. Учитель проверяет результаты.

– Почему в слове звуков больше, чем букв?
В каких случаях звуков может быть меньше, чем букв?

Д. Если в слове есть ь – показатель мягкости согласного звука (пень); непроизносимая согласная (праздник); удвоенная согласная (шоссе); несколько букв обозначают один долгий звук (разжечь).

V. Физкультминутка

VI. Комплексный анализ текста

У. Ребята, сейчас нам предстоит серьезная поисково-исследовательская работа. Мы попытаемся провести анализ отрывка из рассказа К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди» по различным направлениям: отметим жанровые особенности, используемые автором средства художественной выразительности, выполним грамматические задания.

Дети читают:

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Слово спорый означает быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде крутое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает лапой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него буйно лезут грибы – липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки, бесчисленные поганки.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Все это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

(По К. Г. Паустовскому)

– Каков жанр этого произведения?

Д. Научно-познавательный рассказ.

У. Попробуйте определить тему.

Д. Виды дождя.

У. К какому типу относится текст?

Д. В нем присутствуют все типы речи: рассуждение с элементами повествования и описания.

У. Найдите в тексте качественные имена прилагательные.

Учащиеся находят и доказывают свой выбор.

– От одного из имен прилагательных образуйте всевозможные формы сравнения. При выполнении задания пользуйтесь таблицей в учебнике на с. 97.

На доске:

Мелкий – мельче,
более мелкий, мельчайший, самый мелкий

– А теперь – задание по вариантам. Первый вариант: в 6-м абзаце найдите предложение, в котором 2 качественных и 1 относительное прилагательное.
Второй вариант: в 4-м абзаце найдите предложение с кратким именем прилагательным.
Какие предложения вы выбрали?

Д. А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.
– Особенно хорош спорый дождь на речке. Капля блестит и похожа на жемчуг.

Ученики по вариантам выполняют синтаксический разбор предложения.

У. Ребята, как вы думаете, что помогло автору создать яркие, образные выразительные картины в тексте?

Д. Средства художественной выразительности.

У. Прежде чем вы их перечислите, мы попросим Настю и Стасика нарисовать картины, описанные в тексте К.Г. Паустовским, используя художественные материалы как средства художественной выразительности.

Два ученика выполняют иллюстрации к тексту.

– Какие средства художественной выразительности вы знаете? Сформулируйте определения этих понятий.

Д. Эпитет – образное определение.
– Метафора – образное сравнение.
– Олицетворение – перенесение свойств с одушевленных предметов на неодушевленные.
– Сравнение.

У. Приведите примеры из текста.

Выслушиваются ответы учеников.

– Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его всегда называют очень ласково – дождиком: «Дождик собрался», «Дождик припустил», «Дождик траву обмывает».
Дома вы выполняли творческие работы, используя средства художественной выразительности. Какие же чувства вызывает дождь у вас? Поделитесь своими впечатлениями.

Учащиеся читают стихи собственного сочинения.

– Русский язык действительно волшебный. Он рождает желание не только слушать, но и рисовать, проявить себя в других видах творчества. Под впечатлением волшебного слова у вас родились такие рисунки.

Рассматриваются выполненные учениками работы.

– Проведя анализ текста, мы в который раз убеждаемся в том, какие богатые, неисчерпаемые возможности имеет русский язык!

VII. Итог урока

У. Чтобы логически завершить нашу работу, выполните задания теста:

Первый ряд – 1-е задание;
Второй ряд – 2-е задание;
Третий ряд – 3-е задание.

Тест

1. Какие слова соответствуют схеме?

1) Богат;
2) смешной;
3) известный;
4) звездный.

Ключ к ответу 1) Изучай; 2) люби; 3) береги; 4) знай.

2. В каком словосочетании употреблено имя прилагательное мужского рода?

1) Грибной дождь;
2) водяная чаша;
3) круглое углубление;
4) крупные слезы. 

Ключ к ответу 1) И; 2) а; 3) но; 4) или.

3. Какие пары имен прилагательных являются антонимами?

1) Вежливый – сладкий;
2) мягкий – твердый;
3) маленький – большой;
4) сильный – страшный.

Ключ к ответу 1) Русский; 2) родной; 3) язык; 4) чужой.

– Какие варианты ответов вы выбрали?

Таблички помещаются на доску.

– Составьте ключевую фразу.

Д. Люби и знай родной язык!

У. Это обращение, ребята, адресовано нам с вами. Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остается загадкой. И только в одном единодушны современные ученые: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.

Статья опубликована при поддержке Омского городского портала Om1.ru, на котором представлены новости Омска и Омской области, а также информация о самых важных и значительных событиях в России и мире. На сайте om1.ru легко ориентироваться – весь информационный поток разбит на рубрики, уже только по названиям которых можно понять, что ни одна сторона жизни не осталась без внимания. Экономика и политика, бизнес, банки и компании, интернет, наука и техника, медицина, спорт, культурная жизнь, развлечения и отдых – все нашло отражение на лентах портала. Кроме того, в роли репортера может выступить любой читатель сайта городских новостей. Его рассказ о событиях или происшествиях в Омске или области, свидетелем или участником которых он стал, после проверки тоже станет новостью и попадет на одну из информационных лент на портале Om1.ru.