Тема. «А.С. Пушкин – великий русский
поэт».
Цель. Расширять представление о
творчестве А.С. Пушкина.
Учебные материалы. Портреты
А.С. Пушкина и членов его семьи; фотографии
старинной Москвы, Лицея в Петербурге, памятника
А.С. Пушкину; аудиозаписи – увертюра к опере
«Руслан и Людмила», колокольный перезвон;
иллюстрации к сказкам Пушкина; рисунки детей;
свеча; выставка книг Пушкина.
Статья опубликована при поддержке Компании «Современные Системы Полива». Если вы являетесь хозяином загородного дома или участка, то вам наверняка приходилось сталкиваться с проблемой полива растительности. Ведь для того что бы хорошо расти и выглядеть ухоженными, лужайкам и газонам требуется ежедневный полив, особенно в жарких климатах. Компания «Современные Системы Полива» уже несколько лет занимается установкой и планированием систем капельного полива на территории Ленинградской области, и готовы предоставить вам свои услуги. Посетите официальный сайт компании http://polivsystem.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми ими услугами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Ребята, от кого и когда вы
впервые услышали имя – Александр Сергеевич
Пушкин?
Выслушиваются ответы детей.
– Пушкин приходит к нам в раннем
детстве. Трудно найти человека, который не знал
бы, не любил бы замечательные произведения этого
великого русского поэта. 6 июня 2009 года наша
страна отметит 210 лет со дня рождения великого
русского поэта. Сегодня мы вспоминаем отдельные
страницы его биографии.
Учитель открывает портрет Пушкина и
записывает годы жизни.
– Прочитайте план, написанный на
доске.
На доске:
1. Детские годы.
2. Няня и бабушка в жизни поэта.
3. В Лицее.
4. Пушкин – сказочник.
5. Конкурс на лучшего знатока сказок.
– Где и когда родился А.С. Пушкин?
Дети. В Москве, в Харитоньевском
переулке, 6 июня 1799 года.
У. Как выглядела Москва
пушкинского детства?
Мальчик, одетый в костюм пушкинской
поры, ведет рассказ от первого лица.
Ученик 1. Хочу заметить, что
Москва пушкинского детства поражала смешением
древнего и новейшего зодчества, нищеты и
богатства. Рядом с великолепными башнями Кремля,
золотыми куполами соборов ютились жалкие лачуги
бедноты. В то время, когда родился Пушкин,
столицей России был Петербург – город новый,
европейский. Москва жила по-своему: русское
дворянство съезжалось сюда на зиму из провинций.
Во всех концах древней столицы по праздникам
слышался колокольный перезвон, созывающий к
праздничной службе.
Звучит запись московского
колокольного перезвона.
– Москва гордилась университетом,
библиотеками, театрами. Россия училась читать,
писать по книгам, издаваемым в Москве. Позже
Пушкин напишет:
«Москва!.. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!»
У. Отец поэта Сергей Львович (показывает
портрет) был потомком знатного рода. Об этом
свидетельствуют летописи XII века и фамильный
герб. Сергей Львович любил литературу, был дружен
с известными русскими писателями, собрал богатую
библиотеку. Мать поэта Надежда Осиповна (показывает
портрет), урожденная Ганнибал, внучка «арапа
Петра Великого», была образованна, остроумна,
хороша собой, любила развлечения, блистала на
балах.
Ученик 1. Хочу заметить, что
дедушка Надежды Осиповны умер в 92 года в чине
генерала, и Пушкин рассказывал, что до глубокой
старости Ганнибал помнил еще Африку, роскошную
жизнь своего отца – предводителя одного
абиссинского племени, 19 своих братьев, из коих он
был меньшой, сестру Лагань, плывшую за кораблем,
на котором его увозили. Его украли маленьким
мальчиком и увезли в Турцию, а оттуда он был
привезен в подарок царю Петру Великому.
У. Дядя Пушкина, брат отца, был
довольно известным в то время поэтом. Дом
Пушкиных с удовольствием посещал и Карамзин, и
Жуковский. В семье Пушкиных было пятеро детей. В
живых остались трое – Александр, Ольга и Лев (показывает
портреты).
Рассказ продолжают заранее
подготовленные учащиеся.
Ученик 2. Мать больше любила младшего
сына – Льва. Александр же рос молчаливым и
замкнутым. Он в детстве был неровного характера:
то молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и
резвился, не слушался родителей, упрямился, терял
часто носовые платки и грыз ногти, за что его
строго наказывали. Тогда он укрывался в корзине
для грязного белья.
Ученик 3. Как было принято в то
время в дворянских семьях, детям наняли
гувернеров-иностранцев. Родители заботились о
воспитании детей в духе своего времени, в
правилах света. Отец разрешал детям читать книги
из своей библиотеки, где в основном была
французская литература.
Ученик 4. Маленький Саша с
детства обожал читать и перечитал книг великое
множество. В основном читал он французских
классиков – Вольтера, Мольера. Книги сделали
свое дело. «Чтение – вот лучшее учение», –
любил повторять Пушкин. Благодаря книгам он с
детства знал литературу. Саша часто
импровизировал – разыгрывал перед сестрой
маленькие комедии. Эта любовь к театру
сохранилась у него на всю жизнь.
У. Когда Саше исполнилось пять
лет, его бабушка купила маленькое подмосковное
село Захарово. Село было расположено в
живописном месте: березовая роща, пруд, еловый
лес, речка, прибрежные холмы окружали старинный
господский дом с флигелями. Впервые дети попали в
деревню, в лес, в поле. Там дичок, бука Александр
необыкновенно развеселился, расшумелся,
разыгрался. Теперь он читал на берегу реки, в
роще, в саду. По вечерам перед сном часто слушал
сказки.
Ученик 5. Иногда вместо сказок
бабушка рассказывала ему удивительную
родословную Ганнибалов.
Звучит русская народная песня
«Камаринская».
– По праздникам они уходили в деревню
слушать русские народные песни, любоваться
девичьими хороводами. Здесь все было простое и
значительное, приветливое, милое, свое. Поэт
писал:
«На холмах домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад,
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона
И глухо тополи шумят».
У. Была еще одна женщина, всегда
находившаяся рядом с Сашей. О ком идет речь?
Д. Няня Арина Родионовна Матвеева
– крепостная Пушкиных.
Учитель показывает барельеф портрета
работы В. Серова.
У. Что вы знаете о ней?
Д. Простая русская женщина,
мастерица народной речи, хранительница народных
песен, русских былин и пословиц. Она передавала
Саше волшебные сказания русской старины,
знакомила с русской речью. Ее песни и сказки
запомнились ему на всю жизнь.
У. Весь сказочный мир был ей
известен, и передавала она его чрезвычайно
оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не
сходили у нее с языка. Многие ее рассказы Пушкин
записывал, затем использовал в своих
произведениях.
Продолжение рассказа идет на фоне
музыки «Сладкая греза».
– В годы ссылки в Михайловском Пушкин
особенно сроднился с няней. В длинные зимние
вечера в ветхом доме Арина Родионовна, как в
детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег,
пел ветер в печных трубах, жужжало веретено, и
сказочный народный мир расцветал вокруг поэта.
Няня была тогда единственным собеседником
Пушкина. Он, любя ее всем сердцем, посвящал ей
свои стихи.
Звучит песня «Буря мглою небо кроет».
– Детство Пушкина прошло в Москве. А
где прошла юность поэта?
Д. В Петербурге.
У. В каком возрасте и почему
Александр уезжает в Петербург?
Д. В двенадцать лет. В 1811 году в
Царском Селе, летней резиденции императора,
открывается Лицей.
У. Кто провожает его в дорогу?
Д. Няня.
У. Вступительный экзамен назначен
на август.
Ученик 6. В роскошном зале
дворца собрались юные кандидаты в сопровождении
родственников. Перед большим собранием
экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый
мальчик Александр Пушкин отвечал легко и
уверенно.
– Какого французского писателя ты знаешь
лучше всего? – был один из вопросов.
– Вольтера! – бойко ответил Александр.
Все засмеялись. Но он в свои двенадцать лет
действительно знал и любил Вольтера. Он готов
прочесть всего Вольтера наизусть. Счастливый
день! Экзамен сдан!
У. Годы учебы в Лицее сохранились
навсегда в душе поэта. Здесь Пушкин нашел друзей,
которые оценили его талант. В своем развитии он
опередил товарищей. Пушкин писал эпиграммы на
своих друзей. В то время он был живым, шаловливым
мальчиком с быстрыми выразительными глазами.
Пушкин охотно занимался литературой, но когда
наступал урок математики, ему предлагали сесть
на последнее место в классе.
В Лицее Пушкин стал поэтом. К нему пришла слава. В
1815 году Пушкин читает свое стихотворение
«Воспоминания о Царском Селе». Голос его звенел,
сердце билось от счастья. На экзамене
присутствовал великий русский поэт Державин.
Выслушав юного Пушкина, он сказал: «Вот кто
заменит Державина!»
«Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда
убежал, – вспоминал Пушкин. – Державин был в
восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять...
Меня искали, но не нашли».
Старый поэт высоко оценил талант юного Пушкина,
его стихи привели Державина в восхищение.
Пушкин полюбил величественный Петербург,
с которым он встретился в юности. Он
восхищался этим городом и посвятил ему одно из
своих стихотворений – «Люблю тебя, Петра
творенье».
Подготовленный ученик читает это
стихотворение.
– У каждого возраста свой Пушкин. Для
вас Пушкин прежде всего поэт-сказочник.
Учитель обращается к выставке книг, на
которой представлены сказки Пушкина.
– Сколько сказок написал Пушкин? Как
они называются?
Дети отвечают.
– «Что за прелесть эти сказки!» –
говорил он. Поэт брызгал гусиным пером, торопливо
записывая нянины сказки. Первые иллюстрации к
сказкам Пушкина появились еще при жизни поэта.
Левитан, Врубель, Васнецов рисовали к ним то
молодую царевну, заснувшую вечным сном, то
умельца Балду. К нашему празднику вы тоже
подготовили иллюстрации к сказкам Пушкина.
Рассматриваются рисунки учеников.
Проводится конкурс на лучшего знатока сказок
А.С. Пушкина. Материал подбирается в
соответствии с пройденной программой.
– Погиб Александр Сергеевич Пушкин
очень рано – в 37 лет. На дуэли он был убит
французом Дантесом.
Зажигают свечу – минута молчания.
– Похоронен поэт в Псковской
губернии, в ограде Святогорского монастыря,
недалеко от Михайловского. Многие люди приезжают
сюда поклониться великому русскому поэту.
Его имя носят улицы, города, кинотеатры,
площади, библиотеки, музеи, школы, парки. Имя
Пушкина никогда не забудется.