Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2009

Я иду на урок

Лариса Киреева ,
учитель начальных классов школы № 2006, г. Москва

Буква “Р”. К 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина

Обучение грамоте. 1 класс

Тема. «Звуки [Р] , [Р’] и буквы Р, р».

Цели. Познакомить учеников с новой буквой Р, р и звуками, которые она обозначает; отрабатывать навык выразительного и осознанного чтения; обеспечить речевое развитие детей; познакомить с творчеством А.С. Пушкина.

Учебные материалы. «Букварь» (авт. Т.М. Андрианова); аудиозапись сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; карточки со слогами, словами, схемами, частями пословиц; раздаточный материал; кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Мобилизационный этап

Звучит фрагмент «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Учитель. Ребята, можете ли вы сказать, из какой сказки прозвучал отрывок?

Выслушиваются ответы детей. На доске появляется запись: «Сказка о рыбаке и рыбке».

III. Знакомство с новыми звуками и буквами

У. Кто знаком с этой сказкой, читал ее сам или слушал? Откройте учебник, посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изображен на этом рисунке? Кто думает иначе?

Дети отвечают.

– Мои помощники прочитают нам отрывки из произведения, а мы попробуем отгадать последнее слово.

По мере прочтения учитель вписывает слова в клеточки кроссворда на доске.

КРОССВОРД

1. Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо...
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, ... (простофиля)!

– Что обозначает это слово?

2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою... (пряжу).

– Что такое пряжа? Откуда мы можем узнать толкование этого слова?

3. На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили... (шею).

– Что такое душегрейка? маковка? кичка?

Учитель объясняет значенияэтих слов.

4. – Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее... (корыто).

5. – Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж... (избу).

6. Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо...
Старика старуха... (забранила).

– Что обозначает это слово? Оно близко по значению слову отругала. (Дети отвечают.) Теперь по вертикали можно прочитать слово.

Дети. Пушкин.

У. Кто знает, кем был Александр Сергеевич Пушкин?

Д. Поэтом. Он написал «Сказку о рыбаке и рыбке».

У. Какие слова повторяются в названии сказки? С какого звука они начинаются? Назовите близкие по значению слова.

Д. Рыбалка, рыболов, рыбный, рыбачить.

У. Что общего в этих словах?

Д. Корень -рыб-.

У. Посмотрите на эти слова. Прочитаем их хором.

На доске:

пряжа

 

забранила

 

корыто

 

простофиля

 

– Какая буква встречается во всех этих словах? Какие звуки может обозначать буква р?

Д. Буква р, звуки [р], [р’].

У. Разделите эти слова на две группы. В одной – слова с мягким звуком [р’], в другой – с твердым звуком [р].
– Разделите слова на слоги. Поставьте ударение.
Чем похожи первые слоги в словах пряжа и простофиля? А чем различаются?

Д. Начинаются на звуки [пр]. В первом случае буква р обозначает мягкий звук, во втором – твердый звук.

У. Придумайте свои слова, которые начинались бы на пря или про.

Д. Пря: прямо, пряник, пряжка, прядь, прялка, прятать, прямой...
– Про: промокашка, продукты, проехали, пробежали, просека, проезд, проба, пробел, прозрачный, проза...

IV. Физкультминутка

У. Посмотрим, как вы слышите твердый и мягкий звуки. Я называю слова. Если в них звук [р’], встают девочки, если звук [р] – мальчики: жар – жарь; горько – горка; ряд – рад; зорко – зорька; куры – курица.

V. Работа со слоговыми схемами

У. А теперь давайте вспомним работу со слоговыми схемами. Каким цветом обозначаем мягкий звук? твердый? Посмотрите в учебник и догадайтесь – что за предмет у Наума? у Романа? Почему вы так думаете?
Сейчас вы получите задания от Золотой рыбки. (На карточках в виде рыбки напечатаны два слова и дана схема. Необходимо догадаться, какое слово подходит к данной схеме.) Напечатайте схемы этих слов в тетради. (Дети выполняют задание в тетрадях.) Расположите слоги в таком порядке, чтобы вы могли прочитать названия птиц.

На доске:

Росока (сорока)
Рицаку (курица)
Ровона (ворона)

Три ученика выполняют работу у доски.

VI. Работа с пословицами

У. Я рада, что мы так хорошо потрудились. Прочитайте в учебнике на с. 36 пословицу. Как вы понимаете ее смысл?
Рабочие руки не знают скуки.
– Что такое пословица? Какие пословицы вы знаете? Соедините начало и конец пословиц. Какая пословица больше всего подходит к нашей сказке?

На доске – несколько пословиц, где начало написано с одной стороны доски, а конец – с другой. Дети выбирают наиболее подходящую пословицу, объясняют ее смысл:

Не в свои сани не садись.

– Прочитайте заключение сказки  Пушкина.

Текст сказки у детей на партах.

– В первом отрывке найдите все слова с буквой р. Подчеркните их.

VII. Итог урока

У. С какой буквой вы сегодня познакомились? Какие звуки может обозначать эта буква?
Желаю всем вам поймать в жизни свою Золотую рыбку, но всегда помнить, с чем осталась старуха, которая не смогла справиться со своей жадностью!

После каждого этапа урока учащиеся открывают по одной букве, записанной на шаблоне рыбки. В конце урока они читают слово: «Молодцы!»