|
|||||||||||
Лариса
Киреева
,
|
|
– Какая буква встречается во всех этих словах? Какие звуки может обозначать буква р?
Д. Буква р, звуки [р], [р’].
У. Разделите эти слова на две
группы. В одной – слова с мягким звуком [р’], в
другой – с твердым звуком [р].
– Разделите слова на слоги. Поставьте
ударение.
Чем похожи первые слоги в словах пряжа и простофиля?
А чем различаются?
Д. Начинаются на звуки [пр]. В первом случае буква р обозначает мягкий звук, во втором – твердый звук.
У. Придумайте свои слова, которые начинались бы на пря или про.
Д. Пря: прямо, пряник,
пряжка, прядь, прялка, прятать, прямой...
– Про: промокашка, продукты, проехали,
пробежали, просека, проезд, проба, пробел,
прозрачный, проза...
IV. Физкультминутка
У. Посмотрим, как вы слышите твердый и мягкий звуки. Я называю слова. Если в них звук [р’], встают девочки, если звук [р] – мальчики: жар – жарь; горько – горка; ряд – рад; зорко – зорька; куры – курица.
V. Работа со слоговыми схемами
У. А теперь давайте вспомним
работу со слоговыми схемами. Каким цветом
обозначаем мягкий звук? твердый? Посмотрите в
учебник и догадайтесь – что за предмет у Наума? у
Романа? Почему вы так думаете?
Сейчас вы получите задания от Золотой рыбки. (На
карточках в виде рыбки напечатаны два слова и
дана схема. Необходимо догадаться, какое слово
подходит к данной схеме.) Напечатайте схемы
этих слов в тетради. (Дети выполняют задание
в тетрадях.) Расположите слоги в таком
порядке, чтобы вы могли прочитать названия птиц.
На доске:
Росока (сорока) |
Три ученика выполняют работу у доски.
VI. Работа с пословицами
У. Я рада, что мы так хорошо
потрудились. Прочитайте в учебнике на с. 36
пословицу. Как вы понимаете ее смысл?
Рабочие руки не знают скуки.
– Что такое пословица? Какие пословицы вы
знаете? Соедините начало и конец пословиц. Какая
пословица больше всего подходит к нашей сказке?
На доске – несколько пословиц, где начало написано с одной стороны доски, а конец – с другой. Дети выбирают наиболее подходящую пословицу, объясняют ее смысл:
Не в свои сани не садись. |
– Прочитайте заключение сказки Пушкина.
Текст сказки у детей на партах.
– В первом отрывке найдите все слова с буквой р. Подчеркните их.
VII. Итог урока
У. С какой буквой вы сегодня
познакомились? Какие звуки может обозначать эта
буква?
Желаю всем вам поймать в жизни свою Золотую
рыбку, но всегда помнить, с чем осталась старуха,
которая не смогла справиться со своей жадностью!
После каждого этапа урока учащиеся открывают по одной букве, записанной на шаблоне рыбки. В конце урока они читают слово: «Молодцы!»