Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2009

Контрольные работы

Наталья Селюнина ;
Ирина Товпинец

Окружающий мир. Программа И.П. Товпинец

Итоговые контрольные и проверочные работы

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке, чтобы не вызвать утомления детей – это может привести к снижению качества ответов.
Количество заданий на уроке учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для их выполнения. В случае необходимости дается дополнительное время, эти случаи фиксируются.
Формулировки заданий учитель записывает на доске или раздает тексты ученикам, зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения работ (расположение ответов, форма записи и пр.).

1-й класс

Задание 1

Дополни предложения и запиши их.

Страна, в которой я живу, – ... .
Столица нашей страны – ... .
Я живу в (городе, селе) ... .

Задание 2

Сделай рисунок растения и укажи его части.

Спонсор публикации статьи транспортная компания "ИнтерТрансАвто". "ИнтерТрансАвто" предоставляет логистические и транспортные услуги в Екатеринбурге. Паллетная доставка грузов, авиаперевозки, морские, железнодорожные, международные, негабаритные и автомобильные грузоперевозки, а также трансфер, корпоративные поездки, экскурсионные туры, проведение деловых встреч, доставка сотрудников и другие услуги. Узнать подробнее о компании, тарифы на перевозку грузов и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.intertransavto.ru/.

Задание 3

Охарактеризуй погоду, которую ты наблюдаешь сегодня. Запиши признаки погоды знаками.

Задание 4

Соедини линиями слова и понятия. (Можно дать рисунки вместо слов.)

олень

река

карп

живая природа

берёза

камень

неживая природа

собака

Луна

снег

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (Россия, Москва, название своего населённого пункта):

  • 3-й уровень – даны 2 правильных ответа;

  • 2-й уровень – дан 1 правильный ответ;

  • 1-й уровень – задание не выполнено либо даны 3 неверных ответа.

Задание 2

  • 4-й уровень – учащиеся правильно изображают и называют основные части растения на рисунке (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);

  • 3-й уровень – ответы неполные (не все части растения подписаны);

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 3

  • 4-й уровень – учащиеся верно описывают погоду текущего дня, используя известные им знаки для характеристики погоды

  • 3-й уровень – ответы неполные; использованы 2–3 знака, соответствующие погоде;

  • 2-й уровень – использованы 1–2 знака;

  • 1-й уровень – выявлено неумение учащихся использовать принятые знаки характеристики погоды в самостоятельной работе: знаки не соответствуют погоде текущего дня или задание не выполнено.

Задание 4

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (карп, олень, береза, собака – живая природа, Луна, камень, снег, река – неживая природа);

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3 ошибки, часть понятий не соединены линиями;

  • 1-й уровень – допущено 4 и более ошибок либо задание не выполнено.

2-й класс

Звезды и планеты

Задание 1

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

а) Венера, Марс, Земля, луноход, Сатурн – ... .
б) Сатурн, Юпитер, Солнце, Земля, Уран – ... .

Задание 2

Дополни предложения. Запиши правильное утверждение.

аГод – это время, за которое Земля ... .
б) Сутки – это время, за которое Земля ... .

Сезонные изменения в природе

Задание 3

Назови, какие изменения происходят в жизни растений и животных зимой.

Растения зимой ... .
Животные зимой ... .

Многообразие растений и животных

Задание 4*

На какие группы можно распределить эти растения? Попробуй найти несколько вариантов.

ландыш, сирень, сосна, подсолнух, огурец, орешник, ель, берёза

Задание 5

Соедини линией слова с понятиями.

заяц

курица

дуб

щука

дикое животное

домашнее животное

волк

утка

собака

ландыш

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – задание выполнено верно («лишние» слова: а) луноход, б) Солнце. После зачеркивания в обеих группах остались планеты Солнечной системы);

  • 3-й уровень – правильно выбрано «лишнее» слово в одной группе, группы названы верно;

  • 2-й уровень – правильно выбрано «лишнее» слово в одной группе, группы не названы;

  • 1-й уровень – допущены ошибки в обеих группах, группы не названы.

Задание 2

  • 4-й уровень – даны 2 правильных утверждения:

а) Год – это время, за которое Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца;
б) Сутки – это время, за которое Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси;

  • 3-й уровень – дано 1 правильное утверждение;

  • 2-й уровень – ответы неполные либо неточные;

  • 1-й уровень – ответы неверные.

Задание 3

  • 4-й уровень – на 3–4 примерах охарактеризованы особенности жизнедеятельности растений и животных в связи с изменением погодных условий.

Например:

Растения зимой находятся в состоянии покоя, на ветках можно увидеть почки. Хвойные деревья остаются зелёными. Зимой из более северных районов прилетели снегири. Клесты выводят птенцов. Синицы, свиристели, другие зимующие птицы держатся поближе к жилью людей.

Некоторые животные впадают в спячку: бурый медведь, бурундук, ёж. Белки, бобры питаются сделанными на зиму запасами. Находят укрытия в дуплах, норах, под снегом мышь-полевка, глухарь, белка, лиса, куница. Меняют на зиму окраску в целях маскировки заяц, белка. Остаются активными хищники – волк, лиса, горностай, сова, филин, куница);

  • 3-й уровень – приведены 2 примера особенностей жизнедеятельности растений и животных зимой и охарактеризованы особенности жизнедеятельности растений и животных в связи с изменением погодных условий;

  • 2-й уровень – приведены примеры с ошибками или приведены примеры и не указаны особенности состояния и (или поведения);

  • 1-й уровень – допущены фактические ошибки, задание не выполнено.

Задание 4

  • 4-й уровень – учащиеся предлагают 2–3 варианта группировки, группы составлены верно (возможные варианты:

а) деревья (сосна, ель, берёза), кустарники (сирень, орешник), травянистые растения (ландыш, подсолнух, огурец);
б) хвойные растения (сосна, ель) и цветковые растения (ландыш, сирень, подсолнух, огурец, орешник,берёза);
в) культурные растения (сирень, огурец, подсолнух) и дикорастущие растения (ландыш, сосна, орешник, ель, берёза);

  • 3-й уровень – даны 2 варианта группировки, группы составлены верно;

  • 2-й уровень – дан 1 вариант группировки, группы составлены верно, либо даны 2 варианта, в группах допущены 1 – 2 ошибки;

  • 1-й уровень – допущены ошибки в группировке, задание не выполнено.

Задание 5

  • 4-й уровень – понятия соединены верно; там, где возможно, указаны 2 варианта связи понятий (собака и курица – домашние животные; заяц, волк и щука – дикие животные; утка может быть и дикой, и домашней – слово соединено с двумя понятиями); дуб и ландыш не соединены ни с какими понятиями;

  • 3-й уровень – понятия соединены верно, указан один вариант;

  • 2-й уровень – допущены 1– 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено с 3 и более ошибками.

3-й класс

Тела и вещества

Задание 1

Заполни пропуски.

Все тела состоят из одного или нескольких ... .
Вещества находятся в ..., ... и ... состоянии.

Вода и воздух в природе

Задание 2

В каком состоянии находится вода в природе? Приведи по два примера на каждое состояние.

Задание 3

Кратко запиши или нарисуй, как происходит круговорот воды в природе.

Задание 4

Соедини линиями названия свойств с понятиями «вода» и «воздух».

ВОДА

бесцветный(ая)
текучий(ая)
прозрачный(ая)
упругий(ая)
безвкусный(ая)
без запаха
сжимаемый(ая)
кипит при температуре +100°С

ВОЗДУХ

Полезные ископаемые

Задание 5

Составь таблицу использования следующих полезных ископаемых:

гранит, природный газ, железная руда, бокситы, каменный уголь, известняк

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – учащиеся дают два правильных определения, дополняя неполные формулировки понятий (Все тела состоят из одного или нескольких веществ. Вещества находятся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии);

  • 3-й уровень – одно правильное определение;

  • 2-й уровень – ответы недостаточно полные;

  • 1-й уровень – в ответах имеются ошибки.

Задание 2

  • 4-й уровень – учащиеся называют 3 состояния воды в природе (твердое, жидкое, газообразное), приводят по 2 примера (снег, лед, иней, град; вода в реке, дождь, водопад; пар над кипящим чайником, пар в бане, пары воды в воздухе и т.п.);

  • 3-й уровень – учащиеся называют 3 состояния воды, приводят по 1 примеру;

  • 2-й уровень – называют 3 состояния воды, не могут привести примеры;

  • 1-й уровень – задание выполнено с ошибками или не выполнено.

Задание 3

  • 4-й уровень – учащиеся записывают или обозначают на рисунке явления круговорота воды в природе с любого этапа превращений (выпадение осадков – впитывание и сток в водоемы – испарение – образование и перемещение облаков);

  • 3-й уровень – недостаточно полно охарактеризовано явление круговорота воды в природе (например, пропущены явления впитывания в почву или перемещения облаков);

  • 2-й уровень – в ответах не раскрыта или нарушена последовательность этапов круговорота воды в природе;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4

  • 4-й уровень – правильно указано 6 свойств воды (бесцветная, текучая, прозрачная, безвкусная, без запаха, кипит при температуре +100°С) и 6 свойств воздуха (бесцветный, прозрачный, упругий, безвкусный, без запаха, сжимаемый);

  • 3-й уровень – правильно указано более половины свойств воды и воздуха;

  • 2-й уровень – правильно указано менее половины свойств воды и воздуха;

  • 1-й уровень – допущены ошибки, задание не выполнено.

Задание 5

  • 4-й уровень:

Полезные ископаемые

Их использование

железная руда

получают железо

бокситы

получают алюминий

гранит

используют в строительстве

известняк

используют в строительстве

природный газ

топливо

каменный уголь

топливо

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – допущены 3 и более ошибок.

4-й класс

Наша страна – Россия. Россия на карте

Задание 1

Определи по Физической карте России, по каким морям и океанам проходит морская граница России.

Природные зоны

Задание 2

Напиши, какие природные зоны находятся на территории России.

Задание 3*

Назови природные богатства своего края.

Уроки истории

Задание 4

Заполни таблицу, используя даты: 1380 г., 1703 г., 1812 г., 1240 г., 1941–1945 гг., 1147 г., 1961 г., 988 г.

Укажи век.

Событие

год

век

Первое письменное упоминание о Москве

   

Бородинское сражение

   

Первый полет человека в космос

   

Великая Отечественная война

   

Куликовская битва

   

Основание СанктПетербурга

 

 

Крещение Руси

 

 

Ледовое побоище

   

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – правильно указаны названия 3 океанов (Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический), 4–5 морей (Охотское, Берингово, Чукотское, Баренцево, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское);

  • 3-й уровень – правильно указаны названия 2 океанов, 2–3 морей;

  • 2-й уровень – задание выполнено с ошибками;

  • 1-й уровень – учащиеся испытывают затруднения при самостоятельном получении информации в работе с картой, нуждаются в помощи.

Задание 2

  • 4-й уровень – верно перечислены основные природные зоны (арктическая пустыня, тундра, лесная зона, степи. При работе с картой учащиеся могут назвать также лесотундру, тайгу, лесостепь, области высотной поясности, полупустыни, но отсутствие этих названий не считается ошибкой);

  • 3-й уровень – ответ неполный, названы 3–4 природные зоны;

  • 2-й уровень – названы 1–2 природные зоны, допущены ошибки;

  • 1-й уровень – учащиеся испытывают затруднения при самостоятельном получении информации в работе с картой, нуждаются в помощи.

Задание 3*

  • 4-й уровень – учащиеся дают разностороннюю характеристику природных богатств своего края. Например, помимо полезных ископаемых могут быть названы лесные, водные, энегретические ресурсы, минеральные источники, пушной и рыбный промыслы и т.п.;

  • 3-й уровень – ответы неполные: названы, например, только полезные ископаемые;

  • 2-й уровень – задание выполнено с ошибками;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

Событие

год

век

Первое письменное упоминание о Москве

1147

XII

Бородинское сражение

1812

XIX

Первый полёт человека в космос

1961

XX

Великая Отечественная война

1941–1945

XX

Куликовская битва

1380

XIV

Основание СанктПетербурга

1703

XVIII

Крещение Руси

988

X

Ледовое побоище

1240

XIII

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущены 4 и более ошибок.


* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.