Тема. «Александр Сергеевич Пушкин».
Цели. Обобщить знания учащихся о
сказках А.С. Пушкина, расширить знакомство с
его поэзией.
Учебные материалы: Портрет
А.С. Пушкина; плакат: «Здравствуй, племя младое,
незнакомое!»; произведения А.С. Пушкина
с иллюстрациями; магнитофон, аудиозаписи;
эпидиаскоп.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель.
Дубравы, где в тиши свободы
Встречал я счастье каждый день,
Ступаю вновь под ваши своды,
Под вашу дружескую тень.
И для (меня) воскресла радость,
И душу взволновали вновь
Моя потерянная младость,
Тоски мучительная сладость
(И сердца первая) любовь.
– Конечно, вы, ребята, догадались чье
это стихотворение.
Дети. Александра Сергеевича Пушкина.
У. Строчки стихов Пушкина, словно
тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Мы будем
идти по тропинкам стихов и, как сказочные
богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами
всегда, он расскажет про громкие битвы и тихие
таинственные дубравы, про Медного Всадника и
каменного Командора. Улыбнется нам: «Здравствуй,
племя младое, незнакомое!». «Здравствуй,
Пушкин!» – скажем и мы с вами. А для этого
отправимся в путешествие по неведомым дорожкам.
Кого же мы встретим?
Учитель включает аудиозапись:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...
– Пушки с пристани палят, кораблю
пристать велят. Ступим вместе с Пушкиным на этот
остров.
Ученик читает стихотворение «У
Лукоморья дуб зеленый». Через эпидиаскоп
проецируется иллюстрация «Пушкин у дуба».
Выходит Кот Ученый.
– Не поможешь ли ты нам, дорогой Кот,
пройти по сказкам Пушкина?
Кот. Могу, но для этого отгадайте три
моих загадки. Если отгадаете, я с удовольствием
буду вашим проводником. На какой остров вы
попали?
Д. На остров Буян.
Кот. Как изображает Пушкин царевну
Лебедь?
Д.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Кот. Назовите слова, которыми Пушкин
заканчивает сказки.
Д.
«Сказка – ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок».
– «Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил».
Кот. Молодцы! Все мои загадки
отгадали. Поведу я вас в музей. Этот музей
необычный. В нем находятся герои сказок Пушкина.
Но они спящие, и если вы их сумеете узнать, то они
проснутся и подарят вам свой автограф.
Выходят герои сказок Пушкина – Мудрец,
Балда, старик со старухой, Царица, Повариха – и
замирают каждый в своей позе.
– Кто это? Угадайте, из какой они
сказки?
Герои по очереди «просыпаются» и
читают отрывки:
«Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незванной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Ученики называют героя произведения.
Мудрец дарит иллюстрацию к этой сказке и уходит.
Кот. Взгляните на этого героя, будьте
внимательны!
Балда.
– Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим… ?
Экого послали супостата!
Догони-ка сперва моего меньшого брата.
Учащиеся отгадывают, Балда дарит
иллюстрацию. Аналогично поступают все остальные
персонажи.
Кот. А этих героев узнаете?
Старик.
Смилуйся, государыня рыбка!
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Старуха.
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой.
Кот. Присмотритесь и прислушайтесь...
Царица.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Кот. Кто это?
Дети отвечают.
Повариха.
«Уж диковинка, ну право, –
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит:
– Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка;
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд:
Вот что чудом-то зовут».
Кот. Ребята, мне хочется вам показать
в нашем музее еще один экспонат.
Выходят два ученика, становятся по
краям экрана у доски и читают отрывок из поэмы
«Руслан и Людмила», в котором автор описывает
встречу Руслана и Людмилы. На экране медленно
появляется изображение картины Ю. Васнецова
«Руслан с Головою». Учащиеся называют
произведение.
У. Спасибо тебе, уважаемый Кот, за
интересную экскурсию! А что мы еще можем увидеть?
Кот. Есть на нашем острове
заповедный уголок, – это тихая таинственная
дубрава. Пройдемте.
У. Давайте прислушаемся.
На экране – картина «Поляна с дубом».
Звучит запись голосов птиц.
– А что же мы оставим на память
таинственной дубраве?
Д. Зайдем под «дружескую сень»
дубравы и оставим на память стихи Пушкина.
Дети читают стихи о разных временах
года. На экране – картины с подходящими
иллюстрациями, играет музыка.
У. Поэт Кольцов, впервые услышав
стихи Пушкина, с этой книгой ушел в степь и там
начал петь страницу за страницей. Кольцов считал,
что стихи надо обязательно петь. Настоящая
поэзия – музыка. Произведения Пушкина очень
музыкальны. По ним поставлены десятки опер и
балетов, написаны песни и романсы. Пушкин в
музыке – это творчество Глинки и Чайковского,
Даргомыжского и Рахманинова. Литературное
наследие гениального поэта вдохновляло и
продолжает вдохновлять многих композиторов.
Послушайте песню композитора П. Свиридова на
стихи Пушкина «Зимняя дорога».
Учитель включает запись.
– А теперь давайте присядем на поляне
и подпишем иллюстрации к произведениям Пушкина.
Ученики подходят к иллюстрациям и
читают подходящие к ним строчки из произведений.
– Пришло время прощаться с героями
сказок. Скажем спасибо ученому Коту! Надеюсь, что
за время нашего путешествия Пушкин стал вам
ближе и дороже, и вы будете вспоминать заповедный
уголок острова и чаще открывать томик стихов
Александра Сергеевича Пушкина.