Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2009

Я иду на урок

Маргарита Округина ,
учитель школы № 10, р.п. Верхние Сергии, Свердловская обл.

Сравниваем сказки

Литературное чтение. 4 класс

Тема. «А.С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”».

Цели урока. Рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой; формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки; совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

Оборудование. Тексты сказки братьев Гримм «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; таблицы для сравнительного анализа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем много нового и интересного.

II. Актуализация знаний учащихся. Постановка задач

У. Когда мы читаем народную волшебную сказку, мы попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, какими признаками отличается эта сказка?

Дети. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство.
– В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья.
– В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, в животных.
– Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.

У. Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Вы должны будете определить, чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них.

Статья опубликована при поддержке свадебного агентства "iMarry", которое специализируется на организации и проведении эксклюзивных свадебных торжеств в Санкт-Петербурге и за рубежом. Какая невеста не мечтает о свадьбе, "как в кино", и какой жених не готов сделать все, чтобы исполнить мечту любимой? Однако самостоятельно организовать волшебное свадебное торжество весьма не просто. Агентство "iMarry" готово организовать для вас грандиозный праздник в Санкт-Петербурге и его окрестностях или свадьбу за границей. Именно такую, о какой мечтает Ваша прекрасная половина. В настоящее время свадебную церемонию можно провести практически в любом уголке планеты: в старинном замке в центре Европы, на крыше небоскреба в Америке, на завораживающих Карибских островах или на берегу Индийского океана. Агентство "iMarry" возьмет на себя заботы о сценарии праздника, приглашениях, банкете, кортеже, оформлении, музыке, при этом будут учтены все ваши особые требования и пожелания. Стоит отметить, что вопреки расхожему мнению, бюджет свадьбы за границей с гостями и полным фуршетом не сильно превзойдет бюджет аналогичного мероприятия в Петербурге. Для примерного расчета предстоящих затрат Вы можете воспользоваться удобным калькулятором на сайте imarry.su.

III. Знакомство с новым материалом

У. Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки А.С. Пушкина.
Напомню вам, что немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.
Сказки братьев Гримм были опубликованы в начале ХIХ века, то есть раньше, чем сказка Пушкина. Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецкой сказкой. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Александр Сергеевич собирал исторические материалы и изучал архивы о великих деятелях русской истории – Петре Первом, Емельяне Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, пропитанных русским духом. Вспомните их.

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».
– «Сказка о мертвой царевне... ».
– «Сказка о попе и о работнике его Балде».
– «Сказка о царе Салтане...».
– «Сказка о Золотом петушке».

IV. Сопоставительный анализ

У. Сравним сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.

По ходу работы дети заполняют таблицу, отпечатанную для каждого. У учителя аналогичная таблица на доске.

– Что общего в этих сказках?

Д. Герои, события.

У. Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой из текста.

Д. Мать, мачеха, жених, семь друзей.

У. Есть ли похожие события?

Д. Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет ее убить, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц.

У. Чем различаются сказки? В таблице уже заполнена первая колонка. В ней пять пунктов для сравнения произведений. Прочитайте их.

Сказка братьев Гримм

Сказка Пушкина

Семь гномов

 

Мачеха трижды пытается убить падчерицу

 

Принц случайно находит Белоснежку

 

Жестокий финал: мачеху убивают

 

Сказка написана в прозе

 

– Попробуйте самостоятельно дополнить таблицу.

В итоге совместной работы и обсуждений таблица приобретает следующий вид.

Сказка братьев Гримм

Сказка Пушкина

Семь гномов

Семь богатырей

Мачеха трижды пытается убить падчерицу

Царица приходит один раз с яблочком

Принц случайно находит Белоснежку

Жених – королевич Елисей долго ищет царевну, обращаясь к Солнцу, Месяцу, Ветру

Жестокий финал: мачеху убивают

Мачеха умирает от тоски и зависти

Сказка написана в прозе

Сказка написана в стихах, красивым литературным языком

– Как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ немецкой сказки или авторская, литературная сказка?

Д. Поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

У. Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Д. Братья Гримм написали сказку о своем народе для немецких читателей, а Пушкин – о русских людях для русских.

У. Как это показано в тексте?

Д. Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.

У. Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные мысли, представления о жизни. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционной народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.
В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина – о самой главной ценности для поэта: о верности и любови. Поиск своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское «добавление» к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны («восхищенья не снесла»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради спасения своей хозяйки.

V. Анализ образа главной героини

У. В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?

Д. «Морозко», «Хаврошечка».

У. Какой в них изображается падчерица?

Д. Скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой.

У. Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?

Д. Красивой, ласковой, нежной, соблюдающей правила народного этикета («честь хозяям отдала»), трудолюбивой («все порядком убрала»), религиозной («засветила Богу свечку»), верной своему жениху («Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»).

У. То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего нет в народной сказке. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею («красавица-душа», «милая девица», «моя душа» и т.д.). В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.

VI. Домашнее задание

У. На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней, используя цитаты из текста. Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту для выставки «Час творчества».

VII. Итог урока

У. Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них. Каким образом мы это делали?

Д. Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм.

У. Понравился ли вам сегодняшний урок?

Спасибо всем! Урок окончен.

Литература

1. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 1999. – 320 с.

2. Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. Пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2004. – 192 с. – (Приложение к журналу «Начальная школа»).

3. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учеб. метод. пособие. – Екатеринбург: Уральский ГПУ 2002. – 144 с.