Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2009

Я иду на урок

Оксана Якушева ,
лицей №38, г. Белгород

Слово в словаре и в тексте

Русский язык. 2 класс

Тема. «Слово в словаре и в тексте».

Цели. Развивать умение определять значения незнакомых слов; познакомить с Толковым словариком и основными приемами поиска нужного слова; помочь учащимся установить значения слов с помощью контекста и Толкового словаря; расширять словарный запас.

Учебные материалы. Толковые словари С.И. Ожегова, В.И. Даля, М.С. Лапатухина и др., Толковый словарик; текст задания для творческой работы у каждого учащегося; репродукции картин: И.Э. Грабарь – «Февральская лазурь», О.А. Кипренский – «Портрет А.С. Пушкина», П.П. Кончаловский – «Сирень», И.Н. Крамской – «Портрет П.М. Третьякова»; аудиоаппаратура, запись музыки П.И. Чайковского «Времена года»; выставка детских работ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Что нам необходимо для успешной работы?

Дети. Хорошее настроение.

У. Что может быть визитной карточкой хорошего настроения?

Д. Улыбка.

У. Улыбнитесь друг другу, и приступим к работе. Кто из вас любит играть в мяч? Кто любит кататься на велосипеде? Кто любит ходить в походы, петь, танцевать, рисовать? Почему вы любите рисовать?

Выслушиваются ответы детей.

– Послушайте стихотворение «Альбом для рисования».

Подготовленный ученик читает стихотворение:

И в десять лет, и в семь, и в пять –
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!

– Сегодня на уроке русского языка мы продолжим увлекательное путешествие по новому разделу учебника «Лексика»: узнаем новые слова, определим их значение с помощью Толкового словаря и будем учиться употреблять их в речи.

III. Чистописание и словарная работа

У. Внимательно посмотрите на мой набросок к рисунку. Какие буквы спрятаны в этом эскизе?

Д. Согласные буквы с, ж, х.

– Гласная буква э.

У. Какой общий элемент объединяет написание этих букв?

Д. Левый и правый полуовалы.

У. Запишите буквы в тетради на строке два раза.

Дети выполняют задание.

На доске записаны слова: живопись, художник, акварель, картина.

– Прочитайте и объясните значение каждого слова.

Д. Живопись – картины, написанные красками или другими цветными материалами. Это слово состоит из двух простых слов: живо и писать.
Художник – человек, который пишет картины.
Акварель – краски, разводимые водой. Когда ими рисуешь, надо очень хорошо смачивать кисть водой. Латинское слово аква означает вода.
Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске.

У. Что объединяет эти слова?

Д. Общая тема.

У. Как бы прозвучало название этой темы?

Д. «В мастерской художника», «Труд художника».

У. Запишите эти слова в тетрадь.

Дети записывают слова и ставят в них ударения.

– Назовите синоним – слово, близкое по значению, – к слову художник.

Д. Живописец.

У. Определите способ образования этого слова.

Д. Слово живописец образовалось от слова живопись при помощи суффикса -ец-. Способ образования – суффиксальный.

У. Найдите словарное слово. Выделите орфограмму. Придумайте предложение с этим словом.

Д. Словарное слово – картина. Второй слог ударный, запоминаем безударную гласную а.

У. Запишите предложение: Картины известных художников хранятся в музеях. Объясните правописание, выделите орфограммы.

Один ученик выполняет работу у доски.

– Дайте характеристику предложения.

Д. По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации – невосклицательное.

У. Слово художник разберите по составу. Придумайте слова с суффиксом -ник-.

Д. Охотник, лесник, сапожник, дворник, грибник, печник, ученик, пожарник.

У. Сделайте вывод о значении суффикса -ник- в этих словах.

Д. Суффикс -ник- обозначает людей по роду занятий, по профессии.

IV. Физкультминутка

V. Работа над новой темой

У. Мудрая Сова в рубрике «Давай подумаем» предлагает нам определить значения новых слов. Прочитайте слова. На какой вопрос они отвечают? Определите часть речи.

На доске – слова: экспозиция, эскиз.

Д. Слова отвечают на вопрос что?. Это имена существительные.

У. Что надо сделать, чтобы понять значение слова?

Д. Обратиться к толковому словарю.

У. Как вы понимаете слово толковать?

Д. «Объяснять», «рассказывать».

У. Рассмотрите выставку Толковых словарей. У вас на парте тоже есть Толковый словарь. Он маленький, поэтому его можно назвать словариком. Как располагаются слова в любом словаре?

Д. По алфавиту.

VI. Закрепление

У. Словарная статья объясняет значение слова в словаре. Найдите в Толковом словарике слово экспозиция и запишите словарную статью в тетрадь с красной строки.

Дети выполняют задание.

– Рассмотрите репродукции картин великих русских художников.

Учитель демонстрирует репродукции картин.

– Как называют учреждение, которое собирает, хранит и выставляет для показа произведения искусства?

Д. Музей.

У. Какие известные художественные музеи вы знаете?

Д. Эрмитаж в городе Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея в городе Москве.

У. Какие художественные жанры живописи представлены на нашей мини-выставке?

Д. Пейзаж, портрет, натюрморт.

Учитель записывает на доске слова: портрет, пейзаж, натюрморт.

У. Что такое портрет? Найдите объяснение в Толковом словаре. Что такое натюрморт, пейзаж? Запишите в тетрадь словарную статью, объясняющую смысл одного из этих слов.

Дети выполняют задание по рядам.

VII. Физкультминутка

VIII. Творческая работа

На доске – репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

И.Э.Грабарь. Февральская лазурь

И.Э.Грабарь. Февральская лазурь

У. Картина Грабаря называется «Февральская лазурь». Как вы понимаете слово лазурь?

Д. Это цвет – светло-синий, голубой или светло-зеленый с сиреневатым оттенком.

У. Когда бывает такое небо?

Д. Такое небо бывает в феврале и марте в яркий солнечный день.

У каждого учащегося на парте – листочек с текстом и словарные статьи к некоторым словам.

Текст

Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник _____ неба, _____ берез, _____ веток и _____ теней на _____ снегу.

  • Жемчуг – твердое образование в виде зерен, извлекаемое из раковин, обычно перламутрового цвета, употребляется как драгоценное украшение.

  • Коралл – ярко-красный, розовый или белый камень – известковые отложения животных.

  • Лазурь – светло-синий цвет, синева.

  • Сапфир – драгоценный камень синего или голубого цвета.

  • Сиреневый – светло-лиловый, цвета сирени.

У. Прочитайте текст. Выберите слова, которые помогут нам рассказать о красках февральского дня. Докажите, что художник увидел праздник природы.

Д. Художник назвал эти дни праздником, так как природа надела жемчуга, кораллы, сапфиры.

У. Запишите текст, вставьте нужные слова.

Дети работают самостоятельно под музыку П.И. Чайковского «Времена года».

IХ. Обобщение

У. Давайте посетим выставку (экспозицию) наших с вами работ, где представлены все жанры живописи.

Что нового вы узнали на уроке? С какими новыми словами познакомились?

Выслушиваются ответы детей.