Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2009

Я иду на урок

Елена Шефлер ,
учитель начальных классов, школа № 6, г. Белгород

Девятая часть числа

Математика. 2 класс

Тема. «Таблица умножения и деления на 9. Девятая часть числа».

Цели. Составить таблицы умножения и деления на 9; формировать умение находить девятую часть числа.

Учебные материалы. Учебник «Математика. 2 класс» (авт. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2003); рабочая тетрадь «Математика. 2 класс» (№ 2); лотерейные билеты с примерами для каждого; игрушки с номерами; накладные (таблицы) для каждого ученика; рисунок магазина; карточки для индивидуальной работы; упаковки от известных детям товаров (чипсов, сока, майонеза и т.д.) с ценниками; таблички с названиями профессий; микрокалькуляторы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами, ребята, составим таблицы умножения и деления на 9, будем учиться находить девятую часть числа. Для этого мы отправимся в магазин и будем исполнять роли его работников.

На доске – рисунок магазина.

III. Устный счет

У. Вы входите в магазин. Вас встречает администратор.

На доске табличка: администратор.

– Чем он занимается?

Выслушиваются ответы детей.

– Администратор организует работу в магазине и осуществляет контроль за ней.

Я приглашаю вас на розыгрыш лотереи. В магазине проходит презентация игрушек. Вы имеете возможность их выиграть.

В магазине, как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно-белого мышонка,
Попугайчиков зеленых –
Неразлучников влюбленных.

(С. Михалков)

Мы не знаем, как нам быть:
Что же выбрать? Что купить?

Сейчас мы решим, что купить. Возьмите каждый на своем столе лотерейный билет. У каждого из них – свой номер, зашифрованный примером на табличное умножение или деление. На столике перед вами игрушки, у которых тоже есть номер. Среди них вы выберете ту, номер которой совпадает с ответом к примеру в вашем билете. Таким образом мы узнаем, чей билет окажется выигрышным и кто какую игрушку выиграл.

Лотерейные билеты с примерами (по количеству учащихся): 2 x 8; 3 x 6; 5 x 9; 4 x 7; 7 x 5; 4 x 8; 12 : 3; 20 : 4; 18 : 3; 6 x 8; 21 : 3; 24 : 3; 32 : 8; 12 : 6; 27 : 3; 7 x 8; 9 x 9; 16 : 8; 5 x 7; 30 : 3; 0 x 9; 4 x 9. Номера на игрушках: лиса – 28, зайчонок – 32, мышонок – 5, два попугайчика – 8, 4. Выигравший берет игрушку.

– Решите устно задачи:

  • На дорогу в магазин Леня потратил 5 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет в магазин вдвоем с сестрой?

Дети. 5 минут.

  • У Оли было 16 рублей. Она истратила из них столько же, сколько осталось. Сколько денег осталось у Оли?

Д. Так как она истратила столько же, сколько осталось, то есть половину, значит, осталось 16 : 2 = 8 рублей.

Индивидуальная работа

Три ученика работают у доски по карточкам.

Карточка 1


24 яблока раздали 8 детям поровну. Сколько яблок получил каждый ребенок?

Карточка 2


У Юры было 50 рублей. Он купил 2 ручки по 8 рублей. Сколько денег осталось у Юры?

Карточка 3


Бабушка раздала внукам 12 пирожков – по 3 пирожка каждому. Сколько внуков у бабушки?

IV. Знакомство с новым материалом

У. Откройте учебники на с. 94. Посмотрите на иллюстрацию.

Заяц и Волк охраняли елочки в лесу – никому не разрешали их рубить и отвозить на продажу. Сколько росло елочек в двух рядах, если в каждом ряду по 9 деревьев?

Волк и Заяц предложили свои варианты решения задачи. Как Волк решил задачу?

Д. Волк предложил складывать числа.

У. А как решил задачу Заяц?

Д. 9 x 2 = 18.

У. Кто быстрее решил задачу? Почему? Сколько елочек в трех рядах? четырех? ... девяти?

Дети отвечают и повторяют таблицу умножения на 9.

– Рассмотрим таблицу деления на 9. Как разделить 63 на 9 с помощью таблицы умножения?

Д. Воспользоваться примером на умножение 9 x 7 = 63.

У. Что значит «разделить число на 9»?

Д. Найти его девятую часть.

У. Как найти девятую часть числа?

Д. Число надо разделить на 9.

Хоровое чтение таблицы деления на 9.

У. Что значит 9 х 0? 9 х 1?

Д. 9 фишек разложить в 0 рядов, то есть 0. 9 фишек разложить в 1 ряд, то есть 9.

Дети выкладывают фишки.

У. Как 0 поделить на 9?

Д. Взять 0 фишек и разложить в 9 рядов, то есть 0.

У. Как 9 поделить на 1?

Д. 9 фишек положить в 1 ряд, то есть 9.

V. Закрепление нового материала

У. Как вы думаете, чем занимается управляющий магазином?

Выслушиваются мнения детей.

– Управляющий руководит всей деятельностью в магазине. Он организует работу так, чтобы там был качественный товар, хороший ассортимент. Управляющий магазином работает с накладными, которые приходят вместе с товаром от поставщика, то есть той организации, которая поставляет (привозит) товар в магазин. В них указаны название товара, его цена, количество и стоимость. У вас на столах лежат накладные (таблицы).

Наименование товара

Цена

Количество

Стоимость

1

Сухарики «Емеля»

9

3

 

2

Чипсы «Читос»

9

1

 

3

Шоколадный батончик

7

9

 

4

Кукуруза консервированная 300 г

18

1

 

5

Желе в пачках 100 г

9

4

 

6

Соломка сладкая

5

9

 

7

Сода пищевая

8

9

 

8

Консервы «Килька в томате»

9

9

 

Итого:

Мы должны найти сумму, на которую привезли товар в магазин. Но сначала давайте заполним накладные все вместе.
Мы знаем, что сухарики стоят 9 рублей, их 3 пачки. Как определить, сколько стоят 3 пачки сухариков?

Д. 9 х 3 = 27.

Далее дети работают фронтально и сами объясняют свои действия.

У. А теперь посчитаем всю сумму товара в накладной.

Дети считают и приходят к выводу, что вычислить самостоятельно сложно – нужен микрокалькулятор:

27 + 9 + 63 + 18 + 36 + 45 + 72 + 81 = 351.

Записывают внизу накладной сумму и ставят свою подпись.

– Ребята, а в чем заключается работа продавца?

Д. Он продает товар, пробивает чек на кассе, считает деньги.

У. А в больших магазинах самообслуживания эта работа разделена: продавец работает в отделе, где отпускает товар, а кассир – на кассе. Он вводит стоимость товара в машину – кассовый аппарат – и считает деньги. Давайте представим, что мы кассиры. Работаем в тетради на с. 12, выполняем задание № 37. Вводим в машину числа, умножаем и делим на 9, записываем в окошечко полученное число, которое выходит из машины.

– В задании № 38 в окошечках запишите, чему равна девятая часть числа:

45

18

36

81

72

 

 

 

 

 

Дети работают самостоятельно, проверка выполняется фронтально.

– А сейчас мы немножко отдохнем.

VI. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем
И на все ответ найдем.
На носочки встанем,
До солнца достанем.
Руки на пояс, наклоны вперед.
Теперь чуть-чуть попрыгаем,
И каждый отдохнет.

VII. Закрепление нового материала (продолжение)

У. Вновь примемся за работу. Покупки делать будем?

Д. Да.

На подставке размещены муляжи (пустые пачки из-под знакомых детям товаров) с ценой. Ученики решают примеры № 40 на с. 12 по цепочке с комментированием, соотносят ответ в примере с ценой товара, находят и называют товар с ценой, соответствующей ответу в примере.

Примерный перечень товаров:

шоколадный батончик – 9 р.,
чипсы «Читос» – 9 р.,
сырок глазированный «Львенок» – 5 р.,
карамель «Чупа-чупс» – 3 р.,
сок «Моя семья» – 27 р., дрожжи сухие – 6 р.,
сухарики «Емеля» – 7 р.,
пельмени «Ложкарев» – 63 р.,
конфеты в коробке – 54 p.,
сыр – 45 р., майонез «Махеев», 900 г – 45 р.

6 x 9 = 54
9 x 7 = 63
54 : 9 = 6
63 : 9 = 7
54 : 6 = 9
63 : 7 = 9

3 x 9 = 27
9 x 5 = 45
27 : 9 = 3
45 : 5 = 9
27 : 3 = 9
45 : 9 = 5

– Как решить пример на деление?

Д. Воспользоваться примером на умножение.

У. У нас 100 рублей. Какой товар на эту сумму вы можете купить? Сколько сдачи получите?

Обсуждение задания идет в группах. Затем по одному ученику от группы отвечают.

Варианты покупок

Чипсы «Читос» – 9 р., сок «Моя семья» – 27 р., сыр – 45 р., дрожжи сухие – 6 р., сухарики «Емеля» – 7 р. Всего – 94 р.
Сдача: 100 – 94 = 6 р.

Конфеты – 54 р., майонез «Махеев» – 45 р. Всего – 99 р.
Сдача: 100 – 99 = 1 р.

Сухарики «Емеля» – 7 р., шоколадный батончик – 9 р., карамель «Чупа-чупс» – 3 р., пельмени «Ложкарев» – 63 р., чипсы «Читос» – 9 р., сырок глазированный «Львенок» – 5 р. Всего – 96 р.
Сдача: 100 – 96 = 4 р.

VIII. Самостоятельная работа

У. И продавцу, и покупателю необходимо не только уметь считать, но и быть внимательным при счете, уметь логически мыслить. Решим задачу № 39 в тетради на с. 12:

  • На день рождения к Тане пришли 8 ее подруг. Для всех девочек мама купила 18 пирожных. Сколько пирожных досталось каждой, если пирожные были разделены между девочками поровну?

Анализ задачи

Кто сел за стол? (8 подруг и сама Таня.) Сколько всего пирожных было? (18.) Как мама разделилапирожные между девочками? (Поровну.) Что требуется узнать? (Сколько пирожных получила каждая девочка?)

Решение:

1) 8 + 1 = 9 (д.)
2) 18 : 9 = 2 (п.)

Ответ: 2 пирожных.

Тем, кто быстро справится с заданием, предлагается решить задачу по карточке с изменением условия:

  • К Тане пришли 9 подруг. Сколько нужно купить пирожных, чтобы каждая девочка получила по 2 пирожных?

Решение:

1) 9 + 1 = 10 (д.)
2) 2 х 10 = 20 (п.)

Ответ: 20 пирожных.

IХ. Итог урока

У. Вот и подошла к концу наша игра в магазин. Вы все старались, хорошо работали. Что запомнилось вам на уроке? Что нового узнали? Как вы можете применить полученные знания в жизни?

Х. Домашнее задание

Выполните задание № 298 из учебника и выучите таблицу умножения и деления на 9.