Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2009

Учителю на заметку

Ирина Суханова ,
воспитатель ГПД МОУ СОШ № 40, г. Старый Оскол

Правила этикета с Совушкой-умной головушкой

Классный час. 1–4 классы

Тема. «Правила этикета».

Цели. Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.

Учебные материалы. Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами. Беседа наша будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?». Нашей помощницей будет Совушка – умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг нее вы видите цветные конверты с вопросами и ответами.

Учитель крутит волчок.

– Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос.
Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно ли себя ведут Алена и Сережа в рассказе «Горький апельсин».

Горький апельсин

Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
– Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.
– Разве не видишь? – буркнула Аленка.
– Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он невкусный, горький и кислый.
– Да ничего, дай хоть долечку.
– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
– Что же ты плачешь? Он же поганый!

У. Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом, который предлагает нам Сова.

Чтение правил Совы о дружбе и товариществе:

  • С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.

  • Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.

  • Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.

  • Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.

  • Останови товарища, если он поступает плохо.

  • Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.

  • За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.

– Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.

Учитель крутит волчок.

– В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.

Ребята показывают сценку «День рождения».

День рождения

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.
– Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе...
– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
– Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.

У. Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Нины.

Дети отвечают.

– Я думаю, что никто и никогда так не поступит.

Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова:

  • Надо уметь вежливо принимать гостей.

  • За поздравления и подарки благодарят.

  • Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.

  • Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь.

  • Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.

  • Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение к себе.

  • Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить своих гостей, но и чем занять их.

  • Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы они остались довольны.

  • Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали.

Учитель крутит волчок.

– В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» – Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.

Дети инсценируют отрывок из сказки.

За столом

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.
В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.
Девочка поморщилась и сказала строго:
– Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
– Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?

Дети отвечают.

Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова:

  • Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.

  • Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.

  • Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.

  • Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.

  • Из блюда бери ближний к себе кусок, не выбирай.

  • Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.

  • Не сиди боком к столу – это некрасиво.

  • Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

Учитель крутит волчок.

– Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, вы сейчас увидите.

Разыгрывается сценка. Дети анализируют ее и предлагают свои правила общения по телефону. Сова предлагает точные правила:

  • Важно правильно набрать номер.

  • Следует поздороваться и сразу представиться.

  • По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом.

  • Важно уметь употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, извините, до свидания.

  • Если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.

  • Нельзя занимать надолго телефонную линию.

  • Не следует беспокоить людей по пустякам, без всякого дела, звонить рано утром или поздно вечером.

Учитель крутит волчок.

– Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в общественном транспорте?

В автобусе

Федя и Нюша – брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.
– Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.
Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде.
– Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.
– Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.
– Спасибо.
– Пожалуйста, не стоит благодарности.
– Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует нам Сова?

Чтение правил Совы.

  • При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.

  • Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.

  • Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.

  • В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.

  • Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.

  • Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.

  • Если нужно взять билет или прокомпостировать его, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.

  • Ответом на услугу всегда должны служить слова благодарности.

Учитель крутит волчок.

– У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там. О! Спокойствие, только спокойствие! Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на которые надо дать три ответа:

1. Что значит – «вежливый человек», каким он должен быть?
2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как вы будете приветствовать учителя?
3. Откуда пришло слово этикет? Что оно означает?

Дети отвечают.

– А теперь внимание! Правильные ответы!

1. Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.
Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.
С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».

3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.
В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:
– Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.
– Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже.

Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.
Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.
Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.
Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал на все вопросы.