|
||||||
Нина
Харченко
,
|
Этот месяц год кончает, а зиму
начинает. |
Д. Декабрь, январь, февраль.
На доске – картины с изображениями зимней природы.
У. Соотнесите названия месяцев с изображениями на картинах и объясните, почему вы так думаете.
Дети отвечают.
– Каковы главные признаки зимы?
Д. Холод, мороз, снег, метель.
У. В русском языке у слова снег значений много. Прочитайте, какие бывают виды снега и что они обозначают.
Дети читают по цепочке текст на карточках:
Хлопья снега – снежинки,
слипшиеся на лету. |
– Как называется мельчайшая частица снега?
Д. Снежинка.
У. С этим словом вы еще встретитесь, работая со стихами.
II. Работа над акростихом
У. Прочитайте про себя стихотворение.
На доске:
С неба падали пушинки |
– Кто догадался, о чем это стихотворение? Отгадку вы найдете, если прочитаете сверху вниз первые буквы стихотворных строчек. Такой вид стихотворений называется акростихом.
Мы с вами тоже можем научиться составлять акротекст. Акротекст отличается от акростиха тем, что у акростиха есть рифма, а у акротекста рифмы нет, но он похож на небольшой рассказ.
Давайте попробуем составить акротекст.
Задание I варианту: составьте акротекст из слова снег.
Задание II варианту: составьте акротекст из слова зима.
Дети читают составленные акротексты, выбирают лучший:
Снег выпал ночью. (Лена Толстая.) С горки катаются дети (Ира Воробьева.) |
Зимой выпало много
снега. (Петя Корнев.) Зимой замерзли реки. (Илья Малышев.) |
– Молодцы! У вас получились хорошие акротексты.
III. Кроссворд
У. Продолжим работу с зимними словами. Для этого разгадаем кроссворд.
Дети отгадывают загадки:
1. На земле замерзла вода. 2. Белое покрывало 3. Серебристой бахромой 4. Мы проворные сестрицы – 5. Без рук рисует, 6. Лед на речке – мы бежим. |
– Какое слово получилось в вертикальном ряду?
Д. Снежок.
У. Какие из этих слов-отгадок употребляются только в единственном числе?
Д. Наст, иней.
IV. Словообразовательная работа
У. Какие однокоренные слова звучали сегодня на уроке чаще всего?
Д. Снег, снежинки, снежок.
У. Какие значения имеет слово снежок?
Д. Уменьшительно-ласкательное от слова снег и шарик, вылепленный из снега.
У. Какие существительные можно образовать от корня снег?
Д. Снегурочка, снежная баба, снеговик.
У. Имена каких сказочных персонажей образовались из зимних слов?
Д. Дед Мороз, бабушка Метелица.
У. Как пишутся имена людей и сказочных персонажей?
Д. С большой буквы.
V. Итог занятия
У. Понравился ли вам наш урок? Что нового вы узнали? Чему научились?
Дети отвечают.