Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2009

Я иду на урок

Елена Бредихина ,
учитель школы № 2, г. Губкин, Белгородская обл. ;
Наталья Жигулина ,
учитель школы № 2, г. Губкин, Белгородская обл.

Составные задачи

Математика. 2 класс

Тема. «Решение составных задач с планом и решением. Закрепление».

Цели. Закрепить навык нового приема вычитания; отрабатывать умение решать изученные виды текстовых задач, записывая их с планом и решением; развивать логику; воспитывать любовь к Родине, взаимоуважение, чувство ответственности.

Учебные материалы. Учебник «Математика. 2 класс» (авт. М.И. Морро, С.И. Волкова); раздаточный геометрический материал; карточки-эмблемы; плакат для проведения рефлексии; карточки для составления краткой записи; перфокарты; российские флажки для проведения физкультминутки; клей-карандаш; лист ватмана.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем военную игру, закрепим умение складывать и вычитать в столбик, будем решать изученные виды задач и узнаем, кто такие защитники Отечества.

III. Устный счет

У. Ну-ка, в сторону карандаши,
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет – мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.

На доске:

4, 5, 6, 7, 8, 9
7, 1, 4, 23, 2, 3
61, 62, 63, 64, 65, 66

– Что вы видите?

Дети. Ряды чисел.

У. Какой ряд лишний? Почему?

Д. Второй: в нем числа идут не по порядку, как в первом и третьем рядах.

У. Какое число лишнее в этом ряду?

Д. 23.

У. Почему?

Д. Это двузначное число среди однозначных.

У. Чем отмечено это число в феврале?

Д. Это день всех, кто защищал, защищает и будет защищать нашу Родину.

У. Подберите синоним к слову Родина.

Д. Отечество.

У. Как вы понимаете смысл этого слова?

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня я предлагаю вам тоже побывать в роли наших защитников: танкистов, летчиков, моряков. Возьмите перфокарты.

Примеры для перфокарт учитель готовит в соответствии с уровнем подготовленности класса.

– В окошках запишите значения выражений. Те, у кого получилось 50, будут танкистами, у кого 40 – летчиками, а у кого 20 – моряками.

Детям раздают карточки-эмблемы с изображениями самолета (дети со средним уровнем обученности), танка (с высоким уровнем обученности), корабля (с низким уровнем обученности). На обратной стороне карточек записаны дифференцированные примеры для этих трех групп.

– Итак, начинаем. Уметь быстро считать, решать задачи – необходимое условие для военного. Приступим к тренировке. Для начала решим задачу.

Задача

В операции «Вихрь» участвовало 18 самолетов, а кораблей на 6 больше. Сколько было кораблей?

Выберите схему решения. Объясните.

На доске:

– Что нужно изменить, чтобы задача решалась двумя действиями?

Д. Вопрос.

У. Измените вопрос.

Д. Сколько самолетов и кораблей участвовало в операции?

У. Запишите решение задачи выражением.

Защитник должен быть очень наблюдательным и внимательным. Рассмотрите примеры из упражнения № 1 на с. 26. На какие две группы можно разделить все примеры?

Д. Примеры на сложение и на вычитание.

Два-три примера ученики разбирают у доски с объяснением, остальные решают самостоятельно.

IV. Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка выполняется под песню «Идет солдат по городу».

V. Самостоятельная работа

У. Настоящий защитник должен быть еще и очень терпеливым и усидчивым. Переверните ваши карточки-эмблемы и выполните записанное на них задание.

Дети самостоятельно решают примеры. Затем учитель вывешивает на доску плакат с ответами для самоконтроля.

На доске:

92

26

22

73

41

80

28

29

 

36

 

 

VI. Работа над пройденным материалом

У. Из штаба к нам прибыл секретный пакет. В нем задание, которое требует немедленного и точного выполнения.

Задача

Когда на военной базе противника отремонтировали 8 тяжелых и 5 легких танков, то осталось отремонтировать еще 9 танков. Сколько на базе было танков?

– Можем ли мы данный текст назвать задачей? Почему? Давайте на магнитной доске соберем краткую запись.

– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Что нужно узнать сначала? Что потом?

Дети отвечают.

– Запишем задачу с планом и решением.

Один ученик работает у доски.

– Мы точно выполнили задание штаба и теперь можем отдохнуть.

VII. Физкультминутка

У детей в руках российские флажки.

Вот, дружок, флажок российский,
(Дети поднимают руки вперед, вверх, в стороны, вниз.)
На него ты посмотри:
Красный цвет и синий-синий,
Выше – белый. Раз! Два! Три!
Подними его повыше,
(Дети поднимаются на носочки, тянутся вверх.)
Опусти, и снова ввысь.
Красный, синий цвет и белый –
(Дети совершают круговые вращения руками.)
Флагом ты своим гордись!
Руки вниз, потом на пояс,
Шаг, хлопок и снова шаг.
Развевайся на просторе,
Мой родной российский флаг!

VIII. Подготовка к знакомству с действием умножения

К доске выходят 6 детей с флажками.

У. Встаньте парами. Сколько раз по два флажка мы получили?

Д. 3 раза.

У. Как посчитать, сколько всего флажков?

Д. 2 + 2 + 2 = 6.

У. Что вы заметили?

Д. Слагаемые 2 повторили 3 раза.

IX. Работа с геометрическим материалом

На доске:

У. Что вы видите? Какая фигура лишняя? Почему?

Дети отвечают.

– Возьмите каждый свою фигуру и определите, сколько в ней прямых углов. Вспомните: с помощью какого приспособления это делается?

Моряки работают с фигурами 1 и 2, летчики и танкисты – с фигурами 3 и 4.

Х. Итог урока

У. Что закрепляли на уроке? Что вам понравилось и запомнилось? Какими качествами должен обладать настоящий защитник Отечества?

Выслушиваются ответы детей.

– А сейчас возьмите каждый свою эмблему. Смажьте ее клеем и приклейте на нашу большую карту военных учений: корабли – на море, самолеты – в небо, танки – на сушу. Посмотрите, какой замечательный плакат ко Дню защитника Отечества получился! С праздником, наши будущие защитники!!!

На доске:

ХI. Домашнее задание

У. В учебнике на с. 26 выполните № 2 и первый столбик примеров из упражнения № 7.