|
|||
Татьяна
Димитрович
,
|
На (улица) – не в (комната). |
У. Что вы заметили в записи?
Д. Существительные улица и комната стоят в начальной форме, нет связи слов в предложении.
У. Запишите существительные в нужном падеже. Над чем надо задуматься, прежде чем записать это предупреждение?
Д. Над правописанием окончаний имен существительных.
Дети определяют склонение, падеж, называют окончание, подставляют контрольное слово лиса.
У. Для соблюдения безопасности движения вспомним о хорошем друге пешеходов и водителей. Кто он? Отгадайте:
Стою я с краю улицы
В длинном сапоге –
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Д. Светофор.
У. Каким является это слово по своему составу?
Д. Сложное – состоит из двух основ.
У. Часть свет – это понятно, а фор – от греческого форос, то есть несущий, или носитель. А все вместе – носитель света, или несущий свет.
Три ученика читают стихи и прикрепляют на доску таблички с сигналами светофора:
КРАСНЫЙ
Хоть у вас терпенья нет,
Подождите: красный свет!
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!ЖЕЛТЫЙ
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Объявляю вам заранее:
Перехода больше нет!ЗЕЛЕНЫЙ
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:
– Препятствий нет!
Смело в путь иди!
VI. Физкультминутка «Светофор»
Учитель показывает на табличку с сигналом светофора, дети делают движения: зеленый – шагают, желтый – хлопают в ладоши, красный – стоят.
VII. Работа по теме урока (продолжение)
У. Наш друг Светофор предлагает игру «Загадочный знак».
Учитель читает стихи, дети называют знак, находят его среди дорожных знаков на доске.
Машина мчит во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Я тру глаза, гляжу в упор:
Шоссе закрыто на запор?
А что это за знак?
Публикация статьи произведена при поддержке технического центра «Кунцево». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.mitsubishi-kuntsevo.ru/auto/pajero-sport/, Вы узнаете все о цене на Мицубиси Паджеро Спорт , выберете необходимую комплектацию автомобиля или запишитесь на тест-драйв. ТЦ «Кунцево» также оказывает полный спектр услуг по приобретению и обслуживанию автомобилей «Mitsubishi», включая Trade-In и страхование.
Д. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
У.
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Д. «Дети!»
У.
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.
Д. «Дорожные работы».
У. К какой группе относятся эти знаки?
Д. Предупреждающие.
У. Найдите среди знаков те, которые относятся к этой же группе.
Д. «Опасный поворот», «двустороннее движение».
У.
И зайчишку, и Маришку,
И соседского мальчишку
Четко знак оповещает,
Въезд машинам запрещает.
Д. «Въезд запрещен».
У. А этот знак относится к какой группе?
Д. Запрещающие знаки.
У. Какие еще знаки относятся к запрещающим?
Д. «Движение транспортных средств запрещено».
У.
Этот знак такого рода:
Он на страж... пешехода.
Переходим с кукл... вместе
Мы дорогу в этом месте.
Д. «Пешеходный переход».
У. К какой группе относится этот знак?
Д. Указательные знаки.
У. Если мы отправляемся в путь на общественном транспорте, какие указательные знаки нам помогут?
Д. «Остановка автобуса, трамвая».
Дети объясняют орфограммы в тексте, записывают в тетрадь, указав склонение, падеж имен существительных.
У. Какую группу знаков мы еще не назвали?
Д. Предписывающие знаки.
У. Найдите эти знаки.
А теперь – упражнение «Булочка с изюмом». До чего вкусны свежие булочки! Догадайтесь, какой булочкой я вас угощу?
Д. Булочкой с изюмом!
У. Что самое вкусное в этой булочке?
Д. Изюм!
У. А что самое интересное в словах и предложениях?
Д. Орфограммы!
На доске:
Дети идут гулять. У них мяч. |
Работа в группах
Дети обсуждают, как «насытить» эти предложения орфограммами. Самостоятельная запись предложений. Один ученик от каждой группы читает получившиеся предложения.
Д. Дети идут гулять во двор. У них разноцветный мяч.
– Ребятишки отправились на прогулку в парк. У Гал... маленький зеленый мячик.
– Мальчики побежали на стадион. У Саш... новый футбольный мяч.
У. Запишем предложения, в которых есть существительные 1-го склонения с безударными окончаниями. Обсудите в группах, какие предложения можно добавить в текст о том, как и где детям безопасно играть в мяч.
Д. Дети, будьте осторожны! Не играйте на дороге!
– Ребята играли на детской площадке. Это безопасно.
У. Назовите существительные первого склонения с безударными окончаниями.
Д. Дороге, площадке.
У. Какие буквы в окончаниях вы написали? Почему?
Дети отвечают.
– Продолжим путешествие. Но что это за предупреждение?
На доске:
Дорожный лабиринт. |
– Чтобы не заблудиться в лабиринте, надо разгадать кроссворд.
Дети разгадывают кроссворд, работая в группах.
По горизонтали
4. Пересечение двух дорог.
5. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.7. У машины – есть,
У телеги – есть,
У велосипеда – есть,
А у поезда – не счесть.8. Через реку во всю ширь
Лег огромный богатырь.
Он лежит – не дрожит,
По нему трамвай бежит.
По вертикали
1. Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином.2. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.3. Как бы нам через дорогу
К магазину перейти?
Вот за этими ларьками,
Там, где стрелка у ворот,
Мы на стрелке этой сами
Прочитали...6. Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
ОТВЕТЫ.
По горизонтали: 4. Перекресток. 5. Троллейбус. 7. Колесо. 8. Мост.
По вертикали: 1. Автобус. 2. Велосипед. 3. Переход. 6. Светофор.
У. Посмотрите на ответы кроссворда. Какие орфограммы есть в этих словах? Написание каких из них вы можете объяснить, а какие надо запомнить?
Дети отвечают.
VIII. Итог урока
У. Вот и закончилось наше путешествие по улицам и дорогам города. Какие важные правила мы повторили? Почему необходимо всегда помнить о безопасности на дорогах? Какую тему по русскому языку мы повторяли? Вспомните падежные окончания имен существительных 1-го склонения.