Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2008

Я иду на урок

Елена Усачева ,
учитель школы № 556, г. Москва

Мир чисел и фигур

Математика. 2 класс

Тема. «Мир чисел и фигур».

Цели. Учить поэтапному решению логических задач, примеров без вычислений; развивать абстрактное и логическое мышление, интерес к изучению математики.

Учебные материалы. Мультимедийный проектор, презентация с заданиями, листочки в клеточку, раздаточные листы с примерами для всех учащихся.

ХОД ИГРЫ

Учитель. Сегодня к нам пришла Царица математики. Она принесла вам интересные задания и хочет отвести вас в мир чисел и фигур. Если вы хотите получить подарки от самой Царицы, то вам предстоит решить ее задания и доказать, что вы являетесь настоящими математиками.

Задание 1

– Посмотрите, сможете ли вы решить эти задания без подсказок? (Слайд 1.)

Слайд 1

Слайд 1

Дети. Не сможем.

У. Чтобы решить примеры, надо познакомиться с волшебной числовой прямой. (Слайд 2.)

Слайд 2

Слайд 2

Все числа заменены на ней разными предметами, но чтобы вам было проще, рядом стоят и привычные вам числа. Для разминки скажите: что больше – 5 или 3, что меньше – 2 или 4 и т.д.?

Задание 2

– Теперь нам предстоит сравнить предметы, которые в волшебной Стране математики обозначают числа. (Слайд 3.)

Слайд 3

Слайд 3

Дети сравнивают предметы, ставят знаки «<», «>», «=».

Задание 3

– А теперь мы должны выполнить более трудное задание и выяснить, что происходит, если мы к одному и тому же числу прибавляем или отнимаем другое. (Слайд 4.)

Слайд 4

Слайд 4

Делается вывод по данным примерам.

Задание 4

– А теперь мы попробуем решить примеры и с волшебными числами, и с обычными. (Слайд 5.)

Слайд 5

Слайд 5

Дети выясняют, что чем больше прибавишь к одному и тому же числу, тем больше получается, а чем больше отнимешь, тем меньше получается.

Задание 5

– Мы научились работать с волшебной числовой прямой и знаем сказочные числа. А теперь возвращаемся к самым первым примерам и попытаемся их решить. (Слайд 1.)

Задание 6

– Решите примеры на листочках, пользуясь числовой прямой.

Задание 7

– Что еще, кроме примеров, мы решаем на уроках математики?

Д. Задачи.

У. Вот и Царица принесла вам задачи. Прочитайте задачу на слайде 6.

Слайд 6

Задача

Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфеле Севы. Какой из этих портфелей самый большой?

Чтобы без ошибок решить ее, надо нарисовать то, что в ней происходит.

Дети делают схематические рисунки и сравнивают с рисунком на слайде 7.

Слайд 7

Слайд 7

Задание 8

– Прочитаем текст второй задачи. (Слайд 8.) Эта задача очень интересна и необычна. Чтобы решить ее правильно надо тоже все начертить. На своем листочке в клеточку отметьте точку А, от которой начнется движение.

Слайд 8

Задача

Улитка от точки А проползла 4 клетки вверх, потом 5 клеток вправо, потом 4 клетки вниз, а потом 5 клеток влево. Где она оказалась в результате?

Дети чертят маршрут движения.

– Сейчас мы посмотрим, как двигалась улитка.

Слайд 9

Слайд 9

Задание 9

– Еще одна задача от Царицы математики. На листочках изобразите дом. Рисунок поможет вам правильно ответить на вопрос.

Слайд 10

Задача

Каким этажом сверху будет шестой этаж девятиэтажного дома?

Учитель показывает решение на слайде 11.

Слайд 11

Слайд 11

Задание 10

– Вы очень хорошо поработали с числами. А теперь переходим к фигурам. Какие фигуры вы знаете?

Д. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

У. По каким основным признакам могут отличаться фигуры друг от друга?

Д. По форме, цвету, размеру.

У. Рассмотрите изображение на слайде 12. Какой фигуры не хватает?

Слайд 12

Слайд 12

Дети определяют недостающие фигуры.

Задание 11

– Какие из этих фигур отбрасывают правильные тени, а какие – нет?

Слайд 13

Слайд 13

Дети отвечают.

Задание 12

У. У Царицы математики для вас еще две задачи. Прочитайте их тексты. Ответьте на вопросы.

(Слайды 14, 15.)

Слайд 14

Из-под забора видны четыре ноги в ботинках и четыре лапы. Сколько живых существ стоит за забором?

Слайд 15

У Иры 6 лент. Одну из них она разрезала на две. Сколько лент стало у Иры?

Д. За забором могут стоять два человека и одно животное или два человека и два животных.

(У собаки – 4 лапы, у двух кур – 4 лапы.)

– У Иры стало 7 лент.

Задание 13

У. Узнайте дом по его тени (слайд 16).

Слайд 16

Слайд 16

Дети выполняют задание.

– Молодцы, ребята! Вы работали очень хорошо! Царица математики прощается с вами и дарит вам подарки.