Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2008

Я иду на урок

Елена Шефлер ,
учитель начальных классов, школа № 6, г. Белгород

Прилагательные

Чтение, Письмо. 1 класс

Тема. «А. Барто. “Я лишний”; Я. Тайц. “По ягоды”. Наблюдения над ролью и значением имен прилагательных».

Цель. Формировать знания об имени прилагательном, углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, формировать навык осознанного, выразительного чтения.

Учебные материалы. Учебник «Чтение и письмо. 1 класс» (авт. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Л.А. Ефросинина); тетрадь «Письмо № 3»; карточки со словами, с текстами; банка с муляжами фруктов; цветные полоски со словами из предложений; рисунки облачков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с героями двух произведений, будем учиться оценивать их поступки, а также познакомимся с новой частью речи.

Учитель записывает тему на доске.

III. Чтение и анализ стихотворения

У. Откройте учебники на с. 112. Послушайте текст.

Учитель читает стихотворение А. Барто «Я лишний».

– Назовите жанр произведения.

Дети. Стихотворение.

У. Кто его автор, как оно называется?

Дети отвечают.

– О ком говорится в стихотворении?

Д. О мальчике, который не хотел трудиться.

У. Прочитайте стихотворение. Работая в паре, ответьте на первый и второй вопросы к стихотворению.

Дети выполняют задание.

– Как вы думаете, почему так озаглавлено стихотворение?

Д. Мальчик лишний, потому что он не хочет трудиться вместе с ребятами – ленится.

У. Подумайте и расскажите: почему ребята назвали Сергея лишним? Он не хотел трудиться, не окапывал вишни. Ребята решили, что он не должен получить и плодов. Как бы вы поступили на месте Сергея?

Выслушиваются мнения детей.

– Правы ли ребята? Если вы считаете, что правы, то подойдите к той части доски, где записано слово да. Если считаете, что не правы, – подойдите к той части доски, где написано слово нет.

Дети доказывают свой выбор, высказывают мнения.

– Чему учит это стихотворение?

Д. Если хочешь чего-то добиться, нужно трудиться.

– Если человек оступился, надо помочь ему исправиться; надо прощать людей, быть добрым.

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с именем прилагательным

На столах у детей – карточки с двумя столбиками слов:

вишня
сад
мальчик
лишний
спелая
зеленый

У. Ребята, прочитайте слова на карточках. Давайте составим пары слов из левого и правого столбиков и соединим их линиями. По какому признаку объединены слова в первом столбике? Докажите.

Д. Они отвечают на вопросы кто?, что?. Это имена существительные.

У. А что общего у слов во втором столбике?

Д. Они отвечают на одинаковые вопросы: какой?, какая?.

У. Эти слова называются именами прилагательными. Они еще могут отвечать на вопросы:какое? какие?

На доске появляется запись:

Имена прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

– А теперь попробуем ответить на вопрос: для чего нам нужны имена прилагательные?

Послушайте тексты.

Текст 1

Пришла весна.
По улицам журчали ручьи.
От солнца жмуришь глаза.

Текст 2

Пришла ранняя весна.
По мокрым улицам журчали говорливые ручьи.
От яркого весеннего солнца жмуришь глаза.

– О чем первый текст?

Д. О весне.

У. А второй?

Д. Тоже о весне.

У. Можно ли считать, что тексты одинаковые?

Д. Не совсем.

У. Расскажите, чем первый текст отличается от второго.

Д. Bo втором тексте говорится о том, какие предметы.

У. Какой текст интереснее?

Д. Второй.

У. Для чего нужны имена прилагательные?

Д. Для красоты описания.

На доске учитель записывает выводы:

Имена прилагательные украшают, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

У. Какое время года идет за весной?

Д. Лето.

У. Давайте побываем с вами на лесной опушке и увидим, что там происходит летом.

VI. Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал?

Дети повторяют движения за учителем.

VII. Знакомство с именем прилагательным (продолжение)

У. Прочитайте загадку на с. 113 учебника «Чтение и письмо» и отгадку к ней.

Д. На опушке у пеньков

Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.

У. Что это?

Д. Ягоды.

У. Какие слова вам помогли догадаться, что мы собираем ягоды?

Д. Алый огонек, тонкий стебелек.

У. Что означает слово алый?

Д. Красный.

У. А если бы вместо слова алый мы употребили слова синий, зеленый, желтый, поняли бы вы, что это ягоды?

Д. Нет.

У. Значит, слово алый точно описывает ягоды.

На доске учитель добавляет выводы:

Имена прилагательные украшают и уточняют, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

– Раскрасим наши ягоды в алый цвет на с. 17 тетради «Письмо № 3». Вспомним написание букв. Нам встретились прилагательные алый, тонких. С каких звуков они начинаются?

Д. Со звуков [а] и [т].

У. Давайте напишем буквы а и т, обозначающие на письме эти звуки.

Дети прописывают буквы и соединения.

– На с. 113 представлено две модели. Одна из них соответствует слову ягоды. Определите, какая.

Д. Вторая модель.
– В слове ягоды звуков больше, чем букв.

У. Запишем слово ягоды, четко проговорим его. Поиграем в игру «Ассорти». Я буду описывать фрукты по цвету, форме, вкусу, а вы должны догадаться, что это за фрукты. Отвечайте хором: желтый овальный, кислый...

Д. Лимон.

У. Синие, овальные, сладкие...

Д. Сливы.

У. Оранжевый, круглый, сочный...

Д. Апельсин.

Дети отгадывают названия и достают фрукты из банки.

У. Оставшиеся фрукты опишите сами.

Ученики описывают виноград, яблоко устно, затем комментируют: «Яблоко (какое?) красное, круглое, сладкое». Перед записью слова проговаривариваются орфографически.

– Что мы описываем с помощью имен прилагательных?

Д. Форму, цвет, вкус.

У. Форма, цвет, вкус, размер – это признаки. Значит, чтo обозначают имена прилагательные?

Д. Признаки предмета.

На доске добавляются выводы:

Имена прилагательные уточняют и украшают, отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета.

У. Используя имена прилагательные, сочиним загадку о землянике. Будем сравнивать ее с другими предметами, используя слова но, не.

Примерная запись на доске:

Какая? (Что делает?)

Красная,               но не.
Круглая,               но не
Душистая,            но не
Сладкая,               но не
Растет в лесу,       но не

На что похожа?

помидор.
арбуз.
сирень.
сахар.
орех.

– Всё ли мы указали, чтобы догадаться, что это земляника?

Д. Да.

У. В загадке раскрыты главные качества предмета, по которым можно его отличить от других. На лесной опушке можно собирать ягоды, а можно встретить и животных. Будем угадывать, какие животные могут встретиться. Если предмет точно описан, то можно узнать его, даже не видя. На с. 114 учебника раскрыты признаки животных. Нам нужно дописать предложения.

  • Рыжая, хитрая, ловкая ...

  • Серый, злой, зубастый ...

  • Косолапый, бурый, сильный ...

Дети работают в тетради «Письмо № 3», повторяя правила записи предложений.

VIII. Физкультминутка

IХ. Работа с текстом

У. Отправляемся в лес вместе с героями произведения. На с. 115 прочитайте название произведения.

Д. «По ягоды».

У. Просмотрите текст и назовите жанр.

Д. Рассказ.

У. Автор рассказа – Я. Тайц. Познакомимся с его произведением.

С текстом «По ягоды» на с. 115 класс знакомят хорошо читающие ученики. При первичном восприятии, не дочитав до конца, учитель задает вопрос: «Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?» После прочтения рассказа сравниваются концовка и варианты детей.

– О каком поступке девочки мы узнаем в начале рассказа?

Д. Она собирала ягоды и сама все съела.

У. Почему ей стало стыдно?

Д. Потому что она ничего не оставила дедушке.

У. А было ли стыдно Сергею из стихотворения А. Барто «Я лишний»?

Д. Нет.

У. Прочитаем, как Надя собирала ягоды в первый день. А как Надя собирала ягоды в другой день? Прочитайте разговор Нади и дедушки по ролям.

Дети читают нужные отрывки.

– Прав ли был дедушка?

Д. Да, дедушка простил Надю.

У. Как бы вы поступили с Надей на месте дедушки? А правильно ли поступили ребята из стихотворения «Я лишний» с Сергеем?

Выслушиваются мнения детей. Учитель подводит их к выводу, что нужно помочь человеку исправиться.

– Чему учит этот рассказ?

Д. Делать людям добро, уметь прощать.

Х. Итог урока

У. Мы много говорили сегодня о красоте речи, о красоте поступков. Пришло время прощаться с героями произведений. Что нового вы узнали? Чему научились? Ответим на эти вопросы, поработав с деформированными предложениями.

Каждый ученик получает полоску определенного цвета (синюю, зеленую, красную) с частью предложения. Дети объединяются в группы в соответствии с цветами полосок и составляют из слов предложения, а затем читают хором.

  • Красные полоски: кататься, саночки, люби, возить, Любишь, и.

  • Зеленые полоски: ошибаться, умей, Умел, и поправляться.

  • Синие полоски: язык, Русский, выразительный, звучный, и.

(Любишь кататься, люби и саночки возить. Умел ошибаться, умей и поправляться. Русский язык звучный и выразительный.)

– Объясните смысл пословиц. Можно ли их соотнести с произведениями, которые мы читали на уроке?

Д. Да. Если ты сделал что-то не так, нужно исправиться. Если хочешь что-то хорошее получить, надо трудиться. Пословицы соответствуют стихотворению и рассказу.

У. А люди, которые находятся рядом, помогут исправиться. Какое получилось предложение на синих полосках?

Д. «Русский язык звучный и выразительный».

У. А какие слова помогают сделать русский язык звучным и выразительным?

Д. Имена прилагательные.

У. Посмотрите еще раз на записи, сделанные в ходе урока. Что вы узнали об имени прилагательном?

Дети отвечают.