Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2008

Я иду на урок

Светлана Суппес ,
Байкаловская школа-интернат, Тюменская обл.

Торф и уголь

Окружающий мир. 4 класс

Тема. «Свойства торфа и угля».

Цели. Закрепить знания о свойствах изученных полезных ископаемых; создать условия для усвоения новой темы о свойствах новых полезных ископаемых; развивать наблюдательность, мышление, предметную речь, умение делать выбор; расширить кругозор.

Учебные материалы. Учебник «Мир вокруг нас. 4 класс» (ч. 1, авт. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова); кроссворд с «каверзными вопросами»; игра «Третий лишний»; шкатулка; гербарные экземпляры мха сфагнума; кусочки торфа; учебная коллекция торфа и угля и продуктов их переработки; плакаты «Болото», «Тундра»; листочки для самостоятельной работы; таблицы для домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем повторять свойства изученных полезных ископаемых и познакомимся с новыми. Прочитайте план урока.

План урока записан на доске:

1. Кроссворд-разминка.
2. Проверка домашнего задания с ситуацией выбора.
3. Знакомство с новыми полезными ископаемыми.
4. Блиц-опрос по новым знаниям.
5. Итог. Игра «Третий лишний» по изученному материалу.
6. Домашнее задание.

III. Проверка пройденного материала

У. Итак, начинаем разминку. Я читаю загадку о каком-либо известном вам полезном ископаемом, а кто отгадает – идет к доске и вписывает слово в клеточки.

По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

3. Этот мастер – белый-белый,
В школе не лежит без дела.

4. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройках, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.

5. На кухне у мамы помощник отличный –
Он синим цветком расцветает от спички.

6. Бурая, тягучая,
Жидкость горючая.

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.

2. Покрывают им дороги, улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам же – удобрение.

Ответы

По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть.

По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк.

У. Молодцы! О свойствах каких полезных ископаемых вы читали дома? Проверим, как вы запомнили материал. Предлагаю вам несколько вариантов ответа. Выбирайте тот, с которым вам легче справиться:

1. Записать свойства полезных ископаемых на листочках (лежат у учителя на столе).

2. Ответить на «каверзный» вопрос (карточки с вопросами лежат в шкатулке), вытянув его с закрытыми глазами.

Дети подходят к столу учителя и по желанию берут либо чистые листочки, либо «каверзные» вопросы и готовятся отвечать.

  • Листочек для письменного ответа:

Нефть

Газ

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

– На обратной стороне нужно подписать свою работу.

  •  Карточки с «каверзными» вопросами (по кн.: «Замечательное природоведение» / Сост. Ю.Р. Васильев. – М.: Омега, 1997).

Песок состоит из тех же крупинок, что и гранит. Как это объяснить?

 

Нефть можно перевозить на дальние расстояния железнодорожным транспортом.
Почему главное значение приобрела перекачка нефти по нефтепроводам?

 

Встречаются куски гранита одинаковой расцветки и одинакового строения, но у одних кусков поверхность блестящая, а у других тусклая. Почему?

 

Почему на бензоколонках запрещено зажигать огонь?

 

О каких свойствах газа всегда надо помнить на кухне?

 

Как нефть связана с нафталином – средством от моли?

Через определенное время дети сдают заполненные листочки со свойствами нефти и газа, а те, кто готовил устные ответы, по очереди дают свою версию. Все слушают, а при необходимости делают свои поправки и дополнения. Идет оживленное обсуждение «каверзных вопросов».

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с новым материалом

У. А знаете ли вы, чтo еще используют люди в качестве топлива?

Дети перечисляют.

– Правильно, это торф и уголь. Об их свойствах нам предстоит сегодня узнать. А пока отгадайте мои загадки. Определите, где говорится о торфе и где – об угле.

  • Одно из них в «младенческом» состоянии лежит у вас на партах (гербарные экземпляры сфагнума). Его много растет на болотах.

Учитель показывает таблицы «Моховое болото», «Тундра».

  • А теперь прослушайте рассказ-загадку.

Миллионы лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но сильным ветром меня вырвало из земли и выбросило в болото. Там я превратился в твердое черное вещество. Однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. И я от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства.

Дети. Мох – это торф, а дерево – будущий уголь.

У. Изучим их свойства.

У детей на партах в коробочках – кусочки торфа и угля.

– Можно изучать свойства торфа и угля так:

1. Самостоятельно работать с полезными ископаемыми и придумывать способы наблюдения.
2. Работать по плану, данному в учебнике на с. 159.
3. Прочитать материал на с. 162–164 учебника.

Дети в основном выбирают первый способ и заполняют таблицу, совещаясь друг с другом. Таблица дается на первом уроке темы «Полезные ископаемые» и приклеивается в тетрадь по природоведению. Ученики заполняют таблицу постепенно, от темы к теме.

Полезные ископаемые

Свойства полезных ископаемых

             

1. Состояние

             

2. Прочность

             

3. Горючесть

             

4. Отношение к воде

             

5. Применение

             

– Свойства могут быть дополнены: например, сыпучесть, хрупкость и др.

Дети по желанию зачитывают то, что они указали в таблице, обсуждают ответы, затем для проверки читают текст на с. 162–164 учебника самостоятельно либо по цепочке вслух.

VI. Блиц-турнир

В быстром темпе учитель задает вопросы по пройденному на уроке материалу. Детям надо найти и зачитать только подходящий отрывок.

– Из чего образуется торф?
– Какова толщина подземного слоя торфа?
– Как используют торф дома, в быту?
– Для чего торф нужен животным?
– Почему надо оберегать залежи торфа от пожаров?
– Из чего образуется уголь?
– Что делают из угля?
– Как сократить потери угля при железнодорожных перевозках?

VII. Итог урока

У. Молодцы! В заключение урока предлагаю вам игру «Третий лишний». Участвует весь класс. Закрепим полученные знания.

Каждый ряд получает лист бумаги с тремя написанными терминами. Дети вместе обсуждают их, и один человек от ряда отвечает перед классом.

Торф
Известняк
Уголь

Карьер
Скважина
Шахта

Нефть
Газ
Уголь

Торф
Песок
Уголь

– Что объединяет каждую тройку полезных ископаемых?

Дети отвечают.

– Молодцы!

Учитель выставляет оценки за урок.

VIII. Домашнее задание

Заполнить сводную таблицу.