|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Светлана
Суппес
,
|
По горизонтали: 1. Он очень прочен и упруг, 3. Этот мастер – белый-белый, 4. Он очень нужен детворе. 5. На кухне у мамы помощник
отличный – 6. Бурая, тягучая, По вертикали: 1. Если встретишь на дороге, 2. Покрывают им дороги, улицы в
селении, Ответы По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. |
У. Молодцы! О свойствах каких полезных ископаемых вы читали дома? Проверим, как вы запомнили материал. Предлагаю вам несколько вариантов ответа. Выбирайте тот, с которым вам легче справиться:
1. Записать свойства полезных ископаемых на листочках (лежат у учителя на столе).
2. Ответить на «каверзный» вопрос (карточки с вопросами лежат в шкатулке), вытянув его с закрытыми глазами.
Дети подходят к столу учителя и по желанию берут либо чистые листочки, либо «каверзные» вопросы и готовятся отвечать.
Листочек для письменного ответа:
Нефть |
Газ |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
6. |
6. |
– На обратной стороне нужно подписать свою работу.
Карточки с «каверзными» вопросами (по кн.: «Замечательное природоведение» / Сост. Ю.Р. Васильев. – М.: Омега, 1997).
Песок состоит из тех же крупинок, что и гранит. Как это объяснить? |
Нефть можно
перевозить на дальние расстояния
железнодорожным транспортом. |
Встречаются куски гранита одинаковой расцветки и одинакового строения, но у одних кусков поверхность блестящая, а у других тусклая. Почему? |
Почему на бензоколонках запрещено зажигать огонь? |
О каких свойствах газа всегда надо помнить на кухне? |
Как нефть связана с нафталином – средством от моли? |
Через определенное время дети сдают заполненные листочки со свойствами нефти и газа, а те, кто готовил устные ответы, по очереди дают свою версию. Все слушают, а при необходимости делают свои поправки и дополнения. Идет оживленное обсуждение «каверзных вопросов».
IV. Физкультминутка
V. Знакомство с новым материалом
У. А знаете ли вы, чтo еще используют люди в качестве топлива?
Дети перечисляют.
– Правильно, это торф и уголь. Об их свойствах нам предстоит сегодня узнать. А пока отгадайте мои загадки. Определите, где говорится о торфе и где – об угле.
Одно из них в «младенческом» состоянии лежит у вас на партах (гербарные экземпляры сфагнума). Его много растет на болотах.
Учитель показывает таблицы «Моховое болото», «Тундра».
А теперь прослушайте рассказ-загадку.
Миллионы лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но сильным ветром меня вырвало из земли и выбросило в болото. Там я превратился в твердое черное вещество. Однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. И я от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства.
Дети. Мох – это торф, а дерево – будущий уголь.
У. Изучим их свойства.
У детей на партах в коробочках – кусочки торфа и угля.
– Можно изучать свойства торфа и угля так:
1. Самостоятельно работать с
полезными ископаемыми и придумывать способы
наблюдения.
2. Работать по плану, данному в учебнике на
с. 159.
3. Прочитать материал на с. 162–164 учебника.
Дети в основном выбирают первый способ и заполняют таблицу, совещаясь друг с другом. Таблица дается на первом уроке темы «Полезные ископаемые» и приклеивается в тетрадь по природоведению. Ученики заполняют таблицу постепенно, от темы к теме.
Полезные ископаемые Свойства полезных ископаемых |
|||||||
1. Состояние |
|||||||
2. Прочность |
|||||||
3. Горючесть |
|||||||
4. Отношение к воде |
|||||||
5. Применение |
– Свойства могут быть дополнены: например, сыпучесть, хрупкость и др.
Дети по желанию зачитывают то, что они указали в таблице, обсуждают ответы, затем для проверки читают текст на с. 162–164 учебника самостоятельно либо по цепочке вслух.
VI. Блиц-турнир
В быстром темпе учитель задает вопросы по пройденному на уроке материалу. Детям надо найти и зачитать только подходящий отрывок.
– Из чего образуется торф?
– Какова толщина подземного слоя торфа?
– Как используют торф дома, в быту?
– Для чего торф нужен животным?
– Почему надо оберегать залежи торфа от
пожаров?
– Из чего образуется уголь?
– Что делают из угля?
– Как сократить потери угля при
железнодорожных перевозках?
VII. Итог урока
У. Молодцы! В заключение урока предлагаю вам игру «Третий лишний». Участвует весь класс. Закрепим полученные знания.
Каждый ряд получает лист бумаги с тремя написанными терминами. Дети вместе обсуждают их, и один человек от ряда отвечает перед классом.
Торф |
Карьер |
|
Нефть |
Торф |
– Что объединяет каждую тройку полезных ископаемых?
Дети отвечают.
– Молодцы!
Учитель выставляет оценки за урок.
VIII. Домашнее задание
Заполнить сводную таблицу.