Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2008

МАСТЕРСКИЕ

Надежда ЕФРЕМОВА,
педагог дополнительного образования
школы № 3,
г. Лодейное Поле,
Ленинградская обл.

Рисуем и развиваемся

Развитие творческих способностей на занятиях изокружка

Дети, которые любят и умеют рисовать, как правило, обладают художественными способностями. В начальной школе почти все ребята любят рисовать, особенно ученики 1–2-х классов. Используя возможности этого возраста и желание рисовать и тем самым выражать себя, можно повлиять на развитие общих творческих (не только художественных) способностей. Кружковые занятия направлены на то, чтобы помочь ребенку найти себя, научиться выражать свое «я». Цель руководителя кружка – не подготовка специалистов к какому-то виду деятельности, а общее развитие ребенка, в том числе повышение его креативности. Креативность – это показатель творческого потенциала личности. К характеристикам креативности относят:

– продуктивность (беглость), то есть количество вырабатываемых идей;
– гибкость, то есть способность переходить от одного класса явлений к другому;
– оригинальность, то есть способность создавать новые идеи, непохожие на уже имеющиеся;
– разработанность – умение совершенствовать уже имеющиеся идеи.

Существует немало приемов, обучающих мыслить нестандартно. Применяя их на занятиях изокружка, можно способствовать развитию креативности младших школьников.

I. Упражнения, развивающие продуктивность мышления

1. Дорисуй как можно больше одинаковых изображений.

2. Придумай, как можно использовать карандаш помимо его прямого назначения. Нарисуй понравившееся решение.

3. Придумай новое приключение Колобка. Нарисуй комикс.

 4. Подумай, как получить различные оттенки красного цвета.

5. Как раскрасить разными способами флажок? Покажи на бумаге.

6. Как с помощью линий, пятен, цвета, точек изобразить злого персонажа сказки?

7. Нарисуй лицо одного и того же человека по-разному.

8. Как изобразить яблоко, чтобы твой рисунок не походил на рисунки других ребят? Придумай несколько вариантов.

9. Из нескольких фигур составь как можно больше новых.

10. Раскрась узор по-разному, используя только три цвета. Придумай как можно больше вариантов.

11. Подумай, как и с помощью каких материалов, техник лучше изобразить доброго кота. Нарисуй его.

II. Упражнения на развитие гибкости мышления

1. Преврати это пятно в машину, дом, цветок.

2. Придумай рисунок, в котором прячутся другие изображения.

дома-дама                            груши-ваза

3. Какими способами можно изобразить арбуз?

4. Как с помощью квадратов можно изобразить сказочную страну, где все состоит только из квадратов?

III. Упражнения на развитие оригинальности мышления

1. Изобрази Колобка космонавтом. Придумай про него сказочную историю.

2. Придумай и нарисуй новую вещь, которая бы соединяла свойства листа бумаги и шапки. (Шапка из бумаги)

3. Когда елку рисуют в перевернутом виде? Нарисуй.

4. Яблоко можно съесть. А что еще можно сделать с ним? Нарисуй.

5. Придумай, как выглядит сказочный волшебник, фея. Нарисуй.

6. Нарисуй то, чего нет. Расскажи про то, что ты нарисовал.

7. Изобрети стул, на котором можно было бы ездить, спать, прятаться от дождя и летать. Нарисуй такое устройство.

IV. Упражнения на развитие способности разрабатывать уже имеющиеся идеи

1. Нарисуй портрет Буратино в костюме дятла.

2. Нарисуй портрет Бабы Яги с огромным носом, острыми зубами, длинными волосами.

3. Нарисуй музыку.

4. Нарисуй кота-робота, который ловит мышей.

5. Дорисуй героев сказок.

6. Представь, что тебе подарили конфету. Как должна была бы выглядеть эта конфета? Нарисуй.

Использование «мозгового штурма» на занятиях изокружка позволяет вызвать большой интерес к занятиям творчеством. Дети делятся на две команды. Дается задание: например, придумать, как соединить свойства вилки, ложки и ножа в одной вещи (для одной команды); как соединить свойства точилки, карандаша и резинки (для другой команды). Все участники «мозгового штурма» одновременно и изобретатели, и критики. Команды рисуют (лепят, режут, клеят) ответы на задание. Решения можно обсуждать с членами своей команды (каждый должен представить свое решение), затем команда показывает их. Команда критиков находит изъяны у изобретателей. Изобретатели имеют право на защиту. Если решение задачи имеет смысл, оно засчитывается как правильное. Если критика правильная, балл засчитывается команде оппонентов. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Большинство представленных упражнений занимают немного времени (10–15 минут). Однако ребята с большим удовольствием учатся создавать новое, а следовательно, овладевают способами творческого мышления. Некоторые упражнения можно превратить в основное задание и посвятить им одно или несколько занятий (например, «мозговой штурм»).